Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОДЕРАЦИЯ И МОДЕРАТОР: ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ



 

Полиция в жизни каждого государства есть.

Козьма Прутков

Модерация — целенаправленное управление групповымобсуждением или решением проблемы на основе организации процессовкоммуникации и принятия решения в группе.

Модератор— специалист в области организации процесса со­вместной работы группы приобсуждении или решении некоторой задачи или проблемы. Говорялапидарно, модератор — специалист по организации процесса сотрудничества в группе.При модерации групповой работы ондолжен организовать два процесса: про­цесс коммуникации в группе ипроцесс решения задачи (проблемы).

Модератор не является руководителем группы, который при обсуждении задачи имеет право принимать решения и распределять задания сотрудникам. Он не эксперт в области обсуждаемой проблемы, оценивающий правильность рассматриваемых вариантов решения. Он — нейтральный специалист по организации процессов целенаправленной коммуникации и принятия решения в группе.

 

Модератор не несет ответственности за содержание обсуждения.

За качество содержания и результат обсуждения отвечает модерируемая группа.

Модератор несет ответственность за качество процесса обсуж­дения и решения проблемы. Он должен обеспечить процесс и вы­полнение принятых группой правил обсуждения.

При работе в группе, как уже говорилось, участникам часто не хватает самодисциплины и самоорганизации, что приводит к потере времени, росту негативного напряжения и снижению конструктивности в обсуждении. В этом смысле наличие независимой и сторонней фигуры модератора само по себе обеспечивает позитивный эффект. Он влияет на группу как объективный внешний фактор, в присутствии которого остальные начинают смотреть на себя со стороны, «глазами объективного наблюдателя», и больше контролировать свое поведение и свои высказывания при обсуждении.

Одновременно с организацией совместного решения проблемы модератор своими действиями инициирует в группе процесс обучения, направленный на освоение методов и закрепление образцов поведения, улучшающих групповую атмосферу, формирующих отношения сотрудничества и повышающих эффективность работы. Хотя в ходе эффективной модерации эффект обучения и имеет место, он скорее вторичен. Обучение не является главной задачей модерации и модератора. Это задача тренинга и тренера.

В ходе модерации может происходить улучшение отношений в модерируемой группе. Однако перед модератором не стоит задача сформировать отношения. Его задача — довести группу до содержательного результата, которым может быть либо обмен информацией, либо оценка ситуации, либо сбор мнений и предложений, либо принятие решения по проблеме. Если при этом на основе эффективного процесса взаимодействия в группе сформируются доверительные отношения - значит, модерация прошла более чем успешно. Это косвенный и не обязательный продукт модерации, хотя часто весьма желательный. (Однако в случае модерации конфликта улучшение отношений — одна из основных задач модератора.)

ФУНКЦИИ МОДЕРАТОРА

В процессе коммуникации модератор должен:

· согласовать правила обсуждения;

· следить за соблюдением правил обсуждения;

· дать возможность высказаться всем;

· вовлекать в обсуждение пассивных участников;

· обеспечить равноправное рассмотрение всех точек зрения;

· уточнять и пояснять высказывания участников;

· обеспечивать понимание всеми обсуждаемых предложений;

· смягчать негативные высказывания участников;

· обобщать и резюмировать точки зрения и предложения;

· подводить промежуточные и окончательный итоги;

· сохранять нейтральность по отношению к разным точкам зре­ния;

· ...

В процессе принятия решения модератор должен:

· обеспечить понимание проблемы и задачи;

· согласовать в группе цель взаимодействия;

· соблюдать систематику в процессе поиска решения;

· собрать все аргументы за и против высказанных предложений;

· обсудить и зафиксировать общие критерии оценки вариантов;

· согласовать правила и процедуру принятия решения;

· обеспечивать процедуру принятия решения;

· согласовывать точки зрения, искать обобщающие формули­ровки;

· поощрять и предлагать интегральные решения;

· фиксировать принятые решения;

· проверять понимание участниками принятого решения и со­гласие с ним;

· ...

 

 

Если рассматривать работу модератора в рамках Целевого Цикла, то следует отметить, что модерация охватывает все его этапы, кроме этапа выполнения. Модерация — это организация сотрудничества в тех ситуациях, когда необходимо согласовать мнения и принять согласованное решение в ходе обсуждения какой-либо проблемы или задачи. Модератор организует взаимодействие в группе лишь в процессе коммуникации и принятия решения. Как только решение принято, планы согласованы и наступает этап их выполнения, модератор уступает место руководителю. У него нет полномочий организовывать оперативную работу, координировать действия исполнителей, поскольку в этом случае возникает необходимость принятия оперативных решений, на которые у модератора нет ни требуемых компетенций, ни необходимых полномочий. Организация и координация исполнения — это стихия руководителя.

Модерация становится необходимой только в том случае, когда на этапе выполнения ЦЦ предусмотрено обсуждение и принятие решений по какой-либо теме. Этап анализа ЦЦ, если он осуществляется в группе, также представляет собой совместную коммуникацию по оценке результата и процесса работы, а также принятие решений по этим двум аспектам (достигнут ли результат и насколько эффективно проходила работа). Поэтому на этапе анализа модерация тоже необходима.

Наиболее важное правило модерации — соблюдение нейтральности в обсуждении. В идеальном случае модератор не должен высказывать своего мнения по обсуждаемой теме. Однако в некоторых ситуациях, если он компетентен в рассматриваемой тематической области, он волен изложить свою точку зрения по проблеме. Но модератор не должен использовать «свое служебное положение» для ее отстаивания. Чем больше он отстаивает свое мнение, тем меньше группа признает его в роли модератора, тем труднее ему управлять процессом. Чем больше он концентрируется на содержании, тем больше он теряет контроль над процессом.

В этом случае он перестает быть модератором «по определе­нию», поскольку нарушает главную заповедь — нейтральность, те­ряет главную свою функцию — управление процессом, и главное свое преимущество - доверие участников.

Таким образом, модератор не координирует действия, он коор­динирует групповую коммуникацию и процесс принятия решений в ходе этой коммуникации.

Модератор не должен решать проблему, он должен организовать процесс решения. Задача модератора - помочь группе решить про­блему, а не решать ее за группу. Цель модерации – реализовать потенциал каждого участника и добиться эффекта синергии и сотрудничества в группе.

 

ДИЗАЙН МОДЕРАЦИИ:

ВИЗУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Распространенная банальность

В последние годы в практике модерации активно используется раз­работанная К. Клебертом, Е. Шрадером и В. Штаубом [Klebert, Schrader, Straub, 2002] концепция модерации работы групп, основанная на взаи­мопонимании. Особенно часто она применяется для модерации орга­низационных сессий по решению проблем организации. Этот подход направлен на то, чтобы предоставить всем участникам равную возмож­ность для высказывания своих идей и мнений. Он изменяет структуру обычной коммуникации в группе, когда говорит только руководитель или несколько наиболее активных участников, а остальные присутству­ют в качестве наблюдателей. Подход основывается на том, чтобы во­влечь в обсуждение тех участников, которые не были включены в про­цесс постановки цели и принятия решения и поэтому оказались менее информированными, менее мотивированными и, как следствие, менее ответственно и активно работающими над их реализацией. При этом для структурирования обсуждения в группе используются визуальные средства: флипчарт, пинборд, карточки метаплана.

Основная идея заключается в том, чтобы обсуждать письменно. Члены группы представляют свои идеи в письменном виде и лучше понимают и запоминают идеи других, поскольку все мысли, возни­кающие в ходе обсуждения, визуализируются. Визуализация помога­ет наглядно представить процесс и структуру обсуждения, зафикси- ровать все предложения и договоренности.

Такая форма модерации используется как в учебных, рабочих и проблемных группах, так и для разрешения конфликтов. Она включает три основных элемента:

1. Профессиональный модератор, который управляет взаимодей­ствием участников с помощью организации процесса принятия реше­ния структурирования коммуникации и регулирования отношений.

· Группа руководитель и сотрудники, которые поставляют информацию, необходимую для решения проблемы, и принимают решения,

· Средства визуализации, такие как флипчарт, пинборд. карточки метаплана, которые позволяют представить содержание проблемы и процессы поиска решения и коммуникации в визуальной форме.

Каждая модерация нуждается в особом дизайне - в целенаправ­ленном и структурированном процессе взаимодействия участников. Например, модерация обсуждения процесса перехода к использованию новой компьютерной программы для организации администрирования в компании может выглядеть следующим образом. Модератор предлагает участникам зафиксировать на карточках свои ответы на вопрос о цели изменений («Что должно улучшиться в результате перехода на новую программу»?) или об их предпочтениях («Какие модули программы наиболее важны для вас лично»?). Прикалывая на пинборд карточки с ответами, модератор с помощью уточняющих вопросов («Поясните, что конкретно имеется в виду»?) добивается того, чтобы все ответы оказались понятыми остальными участниками. Затем он просит группу структурировать карточки по содержанию таким образом, чтобы выявить основные темы, важные для всех. (Например, «формулирование критериев выбора» или «ранжирование дополнительных модулей программы по их важности».)

Если модератору удается выделить тематическую структуру от­ветов, он может сформировать подгруппы для работы над опреде­ленными темами. Он предлагает участникам выбрать темы и рас­пределиться для работы над ними. Так образуются подгруппы, ра­ботающие параллельно над разными задачами. Иногда группы рабо­тают над одной и той же задачей. Это позволяет активно включить в работу большее число участников, в большой группе ведущих себя пассивно, и повысить разнообразие идей. Модератор следит за тем, чтобы подгруппы визуализировали результаты своей работы для их презентации всем остальным участникам. После завершения рабо­ты в подгруппах участники собираются вместе и представляют друг другу итог своей работы. Модератор управляет процессом принятия решения в группе по каждой из представляемых тем, обеспечивая вовлеченность и максимальное согласие всех участников.

Описанный процесс представляет собой типичный пример дизайна модерации с использованием визуализации, организующей коммуникацию в группе и ориентирующей ее на достижение взаимопонимания и решение проблемы.

 


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.