Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ В КОММУНИКАЦИИ



 

У вас в голове могут рождаться распрекрасные идеи, но, если вы не умеете довести их до сознания слушателей, вы ничего не добьетесь.

Ли Якокка

 

 

В повседневном взаимодействии мы склонны упрощать процесс коммуникации, не замечать всей его глубины и деталей. Часто действуя на основе упрощенного понимания коммуникации и людей, в ней участвующих, мы допускаем ошибки. Самая распространенная из них — это ошибка однозначности. Она заключается в том, что, когда мы в роли говорителя сообщаем что-то партнеру, мы думаем, что он понимает именно то, что мы хотели ему сказать, и что он будет действовать на основе нашего понимания. Руководитель сказал (дал задание), и подчиненный сразу же начал делать то, что ему было сказано (выполнять задание). Это было бы идеальной ситуацией. (Вспомним: «В действительности все обстоит не так, как на самом деле».)

СКАЗАТЬ Еще не значит УСЛЫШАТЬ
     
УСЛЫШАТЬ Еще не значит ПОНЯТЬ
     
ПОНЯТЬ Еще не значит ЗАПОМНИТЬ
     
ЗАПОМНИТЬ Еще не значит СОГЛАСИТЬСЯ
     
СОГЛАСИТЬСЯ Еще не значит ЗАХОТЕТЬ
     
ЗАХОТЕТЬ Еще не значит СДЕЛАТЬ

Рис. 3.3. Уровни понимания в коммуникации

Между «сказать» и «сделать» находятся несколько уровней пони­мания, каждый из которых допускает свои интерпретации и каждый из которых требует осознанных и целенаправленных усилий для дости­жения целей. Если мы хотим, чтобы в сотрудничестве наши цели были согласованными, а наши действия скоординированными, нам нужно достичь взаимопонимания и пройти все ступени на пути к нему.

Чтобы наш партнер (собеседник, коллега, подчиненный...) прошел по ступеням лестницы взаимопонимания от «сказанного» до «сделанного», нам нужно помочь ему пройти этот путь. Если мы хотим, чтобы партнер нас услышал, необходимо привлечь и удержать его внимание, убедиться, что он нас слушает. Чтобы он понял нашу мысль, можно пояснить ее примерами и фактами, апеллировать к его опыту, инициировать вопросы с его стороны. Чтобы он запомнил то, что услышал, нам нужно облегчить ему запоминание, выбрав понятные ему слова, выделив главное и повторив суть сказанного еще раз. Следует учесть, что запоминаются не столько сказанные слова, сколько вызванные ими мысли. Но даже если наш партнер все понял и запомнил, это еще не означает, что он убедился в нашей правоте. Чтобы он согласился с нами, нужно убедить его. А это отдельная коммуникативная задача — задача убеждения, которую нужно целенаправленно решать. Наконец, согласие еще не означает желания делать то, что мы ожидаем. Чтобы партнер захотел делать то, что мы от него ждем, необходимо его мотивировать. При этом не стоит интерпретировать это слово только как материальную субстанцию. Мотивировать — значит вызвать у него интерес и желание действовать. Иногда мотивируют аргументы целесообразности или простое понимание смысла действий. Но даже если партнер захотел действовать — до действий еще одна ступенька. Он должен сделать, а для этого нужно научить его это делать.

 

 

Прохождение по ступеням лестницы взаимопонимания основано на управлении процессом коммуникации. А управление процессом коммуникации в сотрудничестве, в свою очередь, основано на стратегии сотрудничающей коммуникации и на управлении фазами коммуникации.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.