Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практический опыт инициационной терапии



В рамках инициационной терапии для проведения инициаций используются техники кататимной психодрамы и монодрамы, направленного воображения, а также - телесно-ориентированного подхода. В Киеве кандидат психологических наук Елена Вознесенская с 2002 года успешно использует архетипические темы в групповой арттерапевтической практике и танцтерапии.

Психотерапевтический сеанс с использованием архетипических тем может представлять собой работу в любой психотерапевтической технике по желанию клиента. Как уже упоминалось, инициации проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Если в индивидуальном сеансе используется техника кататимной монодрамы – участник инциации с открытыми глазами, в состоянии бодрствования переживает с помощью активного воображения выбранный им архетипический образ, при желании двигаясь и перемещаясь. Для этого используются так называемые архетипические темы: мужчина или женщина, например, могут представить себя Королем или Королевой, Амазонкой, Защитником или Целителем и т.д. Представляя себя, например, Королевой, женщина исследует не только характер своей королевской одежды и украшений, трон и интерьер воображаемого помещения, где королева находится, но и – само королевство, его размеры, состояние границ, его экономику, политику и социальную сферу жизни, необходимость реформ.

Работа в технике кататимной психодрамы предполагает, что участники инициаций работают с актуальными архетипическими темами в группе. Например, ищущая спутника жизни женщина, исследуя в ходе психодраматической сессии свой Анимус (мужское начало), представила, что его представляют четыре фигуры: одинокий, но успешный Босс, многодетный неуверенный Нюня, безответственный Болтун, хвастающий связями, и, наконец, подсиживающий Босса завистник - Интриган. Все Мужские персонажи, кроме Босса, оказались женаты. К концу психодраматической сессии социально реализованный Босс сумел повысить зарплату Нюне, должность – Интригану, по дружески поддержал Болтуна, после чего у этих персонажей заметно потеплели отношения с женами. Так аккумулированная в сфере социальных достижений энергия Анимуса женщины-протагониста была использована ею в качестве ресурса для улучшения мужско-женского контакта во внутреннем пространстве ее личности.

Кроме того, инициация может проходить в режиме направленного воображения с использованием расслабления, когда во время сеанса участник (или группа), лежа на кушетке или сидя в кресле с закрытыми глазами, в расслабленном состоянии переживает образ на одну из выбранных архетипических тем. Такую технику предпочитают большинство участников иидивидуальных нциаций, поскольку погружение во внутренний мир в этом случае наиболее интенсивно, а результаты работы – наиболее стойкие.

Телесно-ориентированный подход также позволяет широко использовать инициирующие темы программы «Мужчина и Женщина» в групповой работе. Существуют телесные инициации «Сотворение Мужчины и Женщины богами», «Духовное кровообращение», «Телесная карта архетипов», «Работа с сакральными центрами», «Битва с Драконом» и другие. Телесные инициации создают условия, в которых большое количество телесных запретов и порождаемые ими мышечные зажимы и блоки, полученные на протяжении всего периода развития, попадают в зону символического осознания, а затем – трансформируются до оптимальных показателей. Практика показала, что особенно эффективно включать телесные инициации в свой образ жизни и проводить их регулярно.

Все предлагаемые архетипические темы используются как для мужчин, так и для женщин. Несмотря на существование стратегии работы в инициационной терапии с последовательным инициированием архетипических функций и тем, начиная с первой ступени мандалы вверх – до ее седьмой ступени, выбор последовательности тем в каждом случае должен быть точно согласован с запросами участника инициации.

Как уже упоминалось, естественный алгоритм восхождения по горизонтальным ступеням архетипической мандалы (рис. 4) снизу вверх зарекомендовал себя как самая гармоничная стратегия проведения инициаций. Терапия осуществляется таким образом, что на уровне каждой ступени участник инициаций последовательно переживает три основных темы – мужскую, женскую и – работает с сакральным центром.

Например, в соответствии с выбором участника инициации, в ходе одной индивидуальной встречи со специалистом ведется работа с мужской, в ходе следующей встречи – работа с женской архетипической функцией данной ступени, и третья встреча посвящена сакральному центру данной горизонтали. Также можно использовать любое количество дополнительных инициаций.

Например, действуя в рамках первой горизонтальной ступени архетипической мандалы, сначала проводится инициация на тему «Ведьма», затем - «Разведчик» (или наоборот) и, наконец, - работа с сакральным центром, находящимся между ними – проводится инициация на тему «Точка знания». Помещение сознания в область сакрального центра достигается просто – участник инициации представляет, что находится в точке, равноудаленной от мужского и женского архетипического персонажа данной ступени. Проводя работу в области сакрального центра, мы способствуем установлению здорового баланса между мужской и женской функциями каждой горизонтали.

Например, при переживании сюжета на тему центра «Защитник-Амазонка», переполненная энергией Амазонка, может сначала научить юношу-Защитника правильно охотиться, а в конце сюжета повзрослевший Защитник становится способным не только позаботиться об Амазонке, но и ощущает вдохновение от того, что у него есть надежная подруга, способная в трудную минуту поддержать его за счет своих умений и силы.

В результате инициаций у женщин и мужчин происходит постепенная смена типов психологической защиты. Они отмечают, что в стрессовых ситуациях ведут себя более конструктивно, меньше конкурируют, становятся более уверенными, ощущая внутреннюю опору и равновесие.

Работая в области центра архетипической мандалы, где расположены архетипические функции «Муж-Генерал» и «Жена-Мать», участникам инициаций предлагается на выбор целый ряд тем, связанных с инициированием гармоничных семейных ролей: «Счастливая Жена», «Счастливый Муж», «Счастливая Мать», «Счастливый Отец», «Счастливый Дед», «Счастливая Бабушка» и т.д..

Кроме того, поскольку центральная область мандалы соответствует первому уровню сакрального брака, уровню, где мужское и женское впервые вступают в тесный духовный контакт, работу в этой области (и на близлежащих ступенях) может сопровождать дополнительный ряд инициаций, позволяющих одолевать препятствия, мешающие мужскому и женскому соединиться. Как мы отмечали ранее, с этой целью используются такие «освободительные» темы как «Встреча со Злодеем» или «Встреча со Злодейкой», «Битва с Драконом», «Битва с Кощеем», различные виды «Освобождений из плена», «Освобождения от чар для мужского и женского Я» и т.п.

Приближаясь в ходе инициационной работы к архетипической функции Гейши, можно предлагать участникам инициаций предварительно пройти такие темы как «Дюймовочка», «Русалочка», «Спящая красавица», «Красавица и Чудовище», «Исцеление Женщины» и т.п. Это позволяет «освободить» женское от «пленения» и подавления во внутреннем космосе, что со временем внешне проявляется у женщин-участниц терапии в появлении умения наслаждаться повседневной жизнью, ощущать радость как фоновое состояние.

«Земные» же мужские функции обретают силы за счет таких тем как «Меч Великого Мастера», «Обретение Волшебного Коня», «Три богатыря», «Освобождение от чар для мужского Я», «Исцеление Мужчины» и пр., а также - вышеупомянутых инициаций на темы «битв». В результате участники инициаций единодушно отмечают, что становятся спокойны по поводу своего будущего, более последовательны и созидательны в действиях, у них появляются новые планы и ощущение прибывающей энергии для их реализации. Это не удивительно, так как инициированное мужское начало, в отличие от излишне перенапряженных женских видов защит, конструктивно в осуществлении своей защищающей функции. Ему свойственны - рациональный подход, экономия сил, точные компетентные действия и неуязвимость победителя.

Дальнейшее проживание инициаций, относящихся к архетипической области Неба, способствует все более успешному управлению жизнью, позволяет уверенно брать ответственность и владеть ею не как тяжелой ношей, а - как могучей созидательной силой. Но самое главное – инициации приводят ко все большему пониманию и принятию представителей противоположного пола, позволяют строить с ними все более гармоничные отношения.

Работа с родовыми мифами и бессознательными родовыми и семейными сценариями предусмотрена в инициационной терапии на основе тем «Семейный архив», «Семейное счастье рода» и других. Здесь у участников инициаций происходит не только принятие и примирение сложных родовых и семейных процессов, но и возникают совершенно новые концепты развития своей семьи и родовой ветви: появляется желание создавать новые традиции, налаживаются давно нарушенные отношения (например, отцы, в течение многих лет живущие отдельно от семьи и не проявлявшие все это время никакой активности, нередко выказывают желание восстановить контакты с детьми и внуками).

В качестве дополнительных возможностей для работы с высшими архетипическими функциями, с родовыми и экзистенциальными темами в инициационной терапии существуют так называемые храмовые темы. Они базируются на идеях Роберта Стоуна, изложенных в его книге «Небесная 911». Вслед за Р. Стоуном мы предлагаем такие храмовые темы как «Храм любви», «Храм прощения», «Мужской храм», «Женский храм», «Храм отцовства», «Храм материнства», «Детский храм», «Храм будущего», «Храм времени», «Храм благословения» и т.д.

Практика инициационной терапии показала наличие определенной процессуальной динамики во внутренних сюжетах инициаций.

Архетипические персонажи, однажды появившись в ходе инициации, нередко начинают потом спонтанно путешествовать из образа в образ, все более конструктивно участвуя в разрешении сюжетных конфликтов.

Наблюдая за динамикой появления в образах ландшафтов и помещений, можно обнаружить, что архетипы центральной части мандалы – Муж и Жена – часто представляются участникам инициаций непосредственно в доме. Чем меньше удалены архетипические персонажи от центра мандалы, тем больше в сюжетах инициаций они стремятся вернуться домой из странствий. Дом – символ центральной, осознающей себя части Я. Возвращение архетипических персонажей домой говорит об увеличении участия соответствующих функций в осознанной работе личности.

Наиболее удаленные от центра мандалы «земные» и «небесные» архетипические персонажи (соответственно Ведьма, Разведчик и Священник (Дух), Богиня (Душа)) меньше тяготеют к пребыванию внутри дома. В образах инициаций они представляются чаще всего свободно перемещающимися в природных ландшафтах. Так отражается в символическом языке более бессознательная природа этих архетипических уровней.

Архетипические персонажи имеют свойство становиться более молодыми, красивыми и здоровыми к концу каждой инициации. При проведении повторных инициаций на ту же тему острота сюжета может усиливаться, но и освободительные силы мужского начала в этих случаях не отстают – и тоже становятся все более победоносными.

Бывшие «злые» персонажи имеют свойство в последующих инициациях становиться в дружескую позицию, служить героям внутренних сюжетов верой и правдой.

Например, переживаемые в инициациях Ведьмы, проявлявшие себя поначалу как физически неприятные или агрессивные персонажи, на более поздних этапах терапии появляются в образах спонтанно, неожиданно и весьма кстати. Они предстают в более обаятельном облике ведуний, прорицательниц или провидиц и успешно разрешают конфликтные ситуации. Драконы, будучи побежденными в предыдущих инициациях, впоследствии также спонтанно появляются в более поздних внутренних сюжетах и начинают самоотверженно служить красавице или своему бывшему победителю, или обоим одновременно, выказывая при этом истинную преданность и любовь, считая героев своими хозяевами или лучшими друзьями.

Несмотря на то, что повторное (и неоднократное) переживание образов на одну и ту же тему выводит участников инициаций на более глубокий и более драматический уровень конфликта, разрешение его в пространстве внутренней сказки при повторных инициациях происходит быстрее и легче, чем в первой инициации на ту же тему. При этом наблюдается привлечение все более мощных мужских и женских архетипических ресурсов человека.

Пример.

Переживая тему «В плену у Злодея» в третий раз, выросшая без отца разведенная женщина 40 лет не только впервые обнаружила в лице Злодея настоящего безжалостного врага, напрочь лишенного человеческих качеств (это был Кощей, способный превращаться во все уничтожающего огнедышащего Дракона), но и впервые получила поддержку Царевича-освободителя, в то время как предыдущие освобождения из плена совершенно нестрашных злодеев она осуществляла сама благодаря своим обаянию и смекалке.

Особенно важно, что ведущая роль в разрешении конфликтов на продвинутых этапах инициационной терапии постепенно переходит к мужским персонажам. Иначе говоря, чем более инициирована защищающая функция мужского начала в личности человека любого пола, тем больше она способна противостоять внутренним травмам, работая эффективно и плодотворно, как уникальный, наиболее потентный и энергосберегающий защитный механизм.

Истинное женское начало, эволюционируя в ходе терапевтической работы с инициациями, обретает способность осуществлять истинно женские виды защиты – восполнять растраченные энергии, насыщать новыми силами, создавать атмосферу радости. Это исключает перенапряжение и перегрузки, привносит ощущение комфорта в процесс решения самых сложных задач.

Пример.

В другом случае, та же женщина, переживая тему «В плену у Дракона»в третий раз, была удивлена, что впервые освободительные действия ее мужского и женского персонажей были согласованы и направлены навстречу друг другу, что и обеспечило свободу пленнице. Во внутренней сказке героиня вовремя бежала от Дракона, скрываясь в ближайшем селенье. Тем временем Царевич отыскал и победил своего коварного соперника, а затем разыскал и невесту. Позже из сюжета выяснилось, что если бы красавица смирно сидела, дожидаясь спасения, первые же известия о приближении Царевича вынудили Дракона покончить с пленницей.

В классических сказках плененные героини так же помогают своим освободителям в их нелегкой миссии - посылают им волшебные предметы, дают заветные указания, открывают тайны, облегчающие героям их освободительную миссию.

Такие помогающие действия со стороны женского начала являются моментами «вынашивания». Речь идет о важнейшей женской функции сохранять и восстанавливать мужские силы, уходящие на выполнение непростой задачи – служения женскому и детскому на многих уровнях одновременно.

Важно отметить, что если у многих участников инициаций на начальном этапе терапии персонажи внутренних сказок нередко «сцеплены» с образами реальных людей - супругов, матерей, отцов, любовниц и любовников и т.д., что свидетельствует о некотором дефиците личностной автономии (зрелости) и об эмоциональной зависимости от значимых близких, то на более поздних этапах работы внутренние персонажи перестают использовать облик реальных людей и обретают гораздо большую автономию. Это говорит об укреплении индивидуальности участников инициаций, об уменьшении их склонности к формированию зависимостей. Можно говорить об успешном продвижении участников инициаций по пути индивидуации, о которой К.Г. Юнг говорил как о наиважнейшем процессе развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.