Гиперматеринская структура пронизывает внутренний мир такой многоуровневой системой связей, что все его элементы находятся в зависимости от нее. «У меня такие связи, - говорит мачеха Золушки, - что сам Король позавидует!»
Додраконовый период формирования гиперматеринской структуры сводится к наиболее ранним материнским страхам, особенно – к чрезмерным страхам беременных женщин по поводу факта и протекания собственной беременности, родов и будущего материнства. Сюда относятся недостаточная готовность или прямое нежелание иметь ребенка. В развивающемся сознании плода переживание матерью различных страхов и напряжений фиксируется таким образом, что после рождения подросший ребенок или взрослый нередко воспринимают их в образе Великого Паука. В этот символ включена и сама фигура крайне испуганной матери с ее нелюбовью или недостатком любви к ожидаемому ребенку, в результате чего ребенку недостает здорового контакта с ней как в пренатальный период, так и в период раннего детства. В букет материнских чувств в этом случае непременно входит и ее чувство вины перед ребенком. Все эти чувства матери воспринимаются сознанием плода, прежде всего, как неразрешение жить. Возникает глубинный архаичный страх не выжить. После рождения этот страх превращается в ощущение собственной отвергнутости, неполноценности, неважности и ненужности. В таких случаях в символике внутренних образов появляется фигура Великого Паука.
В ходе внутренней работы этот образ целесообразно использовать как уникальный ключ доступа к глубинным страхам перед жизнью и смертью. Поскольку формирующееся сознание плода бессознательно вбирает в себя ощущение опасности бытия и чувство вины матери, а символическое сознание человека склонно отождествлять эти внутренние процессы с образом паука, целебное решение заключается в инициировании символических битв с Великим Пауком и - побед над ним. В противном случае страхи царят во внутреннем мире, подобно пауку в паутине, оплетая личностные структуры клейкими нитями как добычу, чтобы в любой нужный момент воспользоваться ею. К сожалению, такая внутренняя «паутина» становится невротической «опорой» личности, жестко скрепляющей ее части, и может являться ведущим защитным механизмом. Такая «паучья» структура делает личность «спеленутой», то есть весьма ригидной, а значит – хрупкой и уязвимой для воздействий внешнего мира.
В личности женщины, которую до ее рождения родители «не ждали», Паук как архаичный защитный механизм может выполнять функции Анимуса - Внутреннего Мужчины. В крайнем случае, он захватывает все пространства личности, чутко управляя своей гигантской паутиной. Внутренний Паук как бы узурпирует жизненную энергию человека и выдает ее остальным элементам Я по своему усмотрению. Это задерживает развитие других личностных структур, консервирует личность в инфантильном состоянии, как в коконе.
Защитный механизм в виде Великого Паука имеют многие сверхуспешные женщины: они легко поднимаются по социальной лестнице, возглавляют различные социальные организации и собственные семьи, где все зависят от их решений. В семье женщина с такой личностной структурой активно и жестко доминирует.
Мужчина, пораженный Великим Пауком, также проявляет чрезмерную жесткость. Он тоже может быть социально весьма успешным, но не по-мужски коварным и склонным не только к склокам и конкуренции (особенно в отношениях с женщинами, так как он чаще всего вращается в их кругу), но и - к невольному эмоциональному «удерживанию», «связыванию» окружающих за счет использования разного рода запретов и манипуляций: плетения паутины.
Итак, Великий Дракон и Великий Паук как защитные структуры личности имеют заметное влияние на внутренний мир западного человека. Важно, что они аккумулируют в себе огромные запасы жизненных сил. Эти защитные механизмы являются ресурсной сокровищницей личности. К ним относится и внутренняя область Кощея – область мужского, наиболее сдавленная Великим Драконом (Пауком).
* * *
Что же касается здорового женского начала, то оно образуется за счет интеграции-сотрудничества зрелых материнских и женских энергий. Так формируется архетипический комплекс Жена-Мать, который проявляется прямо противоположно гиперматеринскому. Когда внутренние материнская и женская функции достигают гармоничного совместного творчества (сотворчества), они образуют феномен высшей женственности, излучающей принятие и смирение как способность примирять явления мира между собой. Высшая женственность обладает и такой силой как доверие мужскому началу.
Эти характеристики зрелой женственности говорят о ее животворном излучении. Оно как солнце согревает все вокруг и вдохновляет окружающих на созидательное взаимодействие как с внешним миром, так и с внутренними силами. Функционируя вместе, материнское и женское создают целебную и творящую среду, активно помогая личности в ее движении по ступеням зрелости.