Анестезия используется для облегчения боли. Я приведу два примера для иллюстрации этого явления. У моей пациентки была постоянная боль в шее. Во время работы возникла эмоция, выраженная словами: «Мир скоро рухнет». Я спросил: «Где ваши ощущения острее, а где — глуше?» Использование слова «ощущение» помогло ей переключить внимание от боли к «ощущению». Я продолжал: «Где неприятные ощущения теплее? Где они холоднее?» Недостаток подобного внимания поддерживает транс. Цель терапии — переключить внимание на различные ощущения, чтобы изменить субъективный сенсорный опыт.
Принцип 8
Чем больше деталей обнаруживаем мы в проблеме, тем меньше стается в ней жесткости и ригидности.
Второй пример относится к ощущениям, локализованным в определенном месте, — например, головной боли. У моей пациентки бы мигрень. Сначала я назвал ее головную боль «ощущением». Затем я предложил: «Пусть эти ощущения двигаются из вашего указательного пальца на правой руке к плечу, из пальца на правой ноге к колену; если вы сконцентрируете внимание, вы можете сделать это… дайте мне знать, когда ощущения начнут двигаться из вашей головы — не важно, куда (хороший способ внушения): в шею, в руки или в ноги».
Таким образом, я перенес ее фокус внимания от головной боли (передний план) на все тело (задний план) и расширил ее фокус внимания, включив в него все тело целиком. Транс сенсорного искажения был прерван.
Принцип 9
Без сужения фокуса внимания не возникает транса; а без транса не возникает симптома.
Еще один пример — пациент, утверждавший, что в жизни он испытывал только эмоциональную боль и концентрировался на своем желудке.
Я предложил ему вызвать приятное ощущение в голове или ноге. Он кивнул. «И неприятное ощущение в другой части тела». Он кивнул. «Приятное ощущение в еще какой-то части тела?». Кивок. «Неприятное ощущение еще в одной части тела?». Через некоторое время, создавая по очереди приятные и неприятные ощущения, он расширил фокус внимания и почувствовал много разнообразных ощущений. Чтобы достичь равновесия между приятными и неприятными ощущениями, я попросил его перемещать их. Они перетекали друг в друга, возникали и создавали целостное состояние общего ощущения. В результате этой интеграции приятного и неприятного опыта возникло третье ощущение, неведомое раньше.
Следующий шаг
Как справиться с сенсорным искажением
1. Ускоряйте и замедляйте ощущения, увеличивая и уменьшая интервалы между двумя ощущениями.
2. Исследуйте болезненные ощущения — изучите их размер, форму, температуру и т. д.
3. Представьте себе, что ощущения (энергия) протекают через ваше тело равномерно.
4. Создайте приятное ощущение в одной части тела и неприятное в Другой.
Вопросы к внутреннему ребенку в состоянии сенсорного искажения:
1. Найдите, где внутри вашего тела живет внутренний ребенок, находящийся в трансе сенсорного искажения.
2. Задайте ему вопросы и запишите ответы:
а) Что ты хочешь чувствовать?
б) Чего ты не хочешь чувствовать?
в) Что ты хочешь испытать?
г) Чего ты не хочешь испытать?
д) Что ты решил чувствовать?
е) Чего ты решил не чувствовать?
ж) Каких ощущений ты хочешь?
з) Каких ощущений ты не хочешь?
и) От какой травмы оцепенение защищает тебя?
Резюме
Сенсорное искажение, ускорение и замедление ощущений — все это творческие акты наблюдателя. Когда за этим трансом просто наблюдают — без суждений, ярлыков и оценок, тогда наблюдатель способен вернуть себе творческую функцию, ранее отданную внутреннему ребенку.
Глава 14
Псевдодуховность
Теперь, когда ты знаешь, через что я прошел,
Не верь ничьим словам и обещаниям,
Иисус не собирается спускаться с небес;
Теперь, когда я понял это, мне хочется плакать.
Я… Я понял это.
Я… Я понял это.
Старик Харе Кришна ничего не даст тебе;
Ты можешь свихнуться… но ничего не поделать.
Мечтай о сладком небесном пироге, -
Никакой гуру не поможет тебе увидеть истину.
Я… Я понял это.
Я… Я понял все это…
Джон Леннон, «Я понял это».
Вступление
Прежде чем обсуждать псевдодуховность и ее проявления, важно подчеркнуть несколько моментов.
Во-первых, наши автоматические трансы препятствуют истинному общению и единству. Во-вторых, задача этой главы — освободить вас от прошлых инфантильных верований, мешающих нам достичь истинного еАинства с другими и всем миром. В-третьих, мы способны постоянно "ребывать в состоянии осознанности, не омраченной воспоминаниями, искажениями, сопротивлением хаосу — т. е. трансами. Лишь в этом состоянии возможно подлинное общение и единство. Это состояние называется «квантовым сознанием» — и я верю, что именно оно и являе — ся истинной духовностью. В состоянии этой духовности мы можем оставаться свободными и одинокими либо вступать в глубокие отношения с другими. Это зависит от нашего выбора, а не от автоматического отстранения или слияния, ошибочно принимаемого за единство.
Во время семинаров я часто задаю вопрос: «Какими качествами должен обладать пациент или участник семинара при таком способе работы?» Ответ всегда один и тот же:
1) желанием понять, какие трансы стоят на его пути к подлинному единству и готовность противостоять им; 2) желанием избавиться от прежних верований, какими бы удобными они ни были; 3) осознанием, которое я называю растворителем, так как оно растворяет клей, цементирующий трансы.
Это путь воина — пробудиться и бросить вызов убеждениям, многие из которых считались раньше не убеждениями, а истиной.
Для иллюстрации я расскажу историю о том, что произошло со мной в Индии в 1979 году. Я пришел к моему учителю Нисаргадатте Махараджу. Он спросил меня: «Ты знаешь, кто ты?» Я ответил: «Я чувствую огромную любовь и благоговение и даже способен видеть энергию». Он раздраженно повторил: «Мне не интересно слушать о том, как ты удовлетворен или умиротворен свой духовной жизнью. Ты знаешь, кто ты?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда заткнись!». Через два года я понял, что именно он выразил таким впечатляющим способом. Вы вовсе не должны быть удовлетворены и умиротворены свой духовной жизнью; скорее вы должны противостоять и разрушать ваши верования, чтобы понять, кто вы. Ради этого давайте изучим транс псевдодуховности.
Это один из самых хитроумных и утонченных трансов внутреннего ребенка. Этот транс растет, развивается и проходит в своем развитии несколько стадий. Я разделил этот процесс на три стадии, или три уровня.
На первом уровне ребенок верит, что поведение родителей зависит от него. Психологи называют это «магическим мышлением». На втором уровне ребенок идеализирует родителей. На третьем уровне ребенок превращает родителей в богов и богинь. Таким образом псевдодуховность полностью расцветает на третьем уровне.
Первый уровень
На первом уровне возникают основные представления, которые ребенок развивает и позже распространяет на весь внешний мир. Когнитивные трансовые структуры способствуют рождению внутреннего ребенка, глазами которого человек воспринимает себя самого, родителей, Бога и Вселенную.
Теперь, когда мы знаем об этом процессе, мы можем вспомнить наци основные убеждения и рассмотреть их именно как убеждения, а не эк окончательные истины. Осознавая их, мы обретаем способность еодолеть детские ограничения и достичь состояния наблюдателя, над которым не властны детские трансы.
Например, если ребенок верит, что о нем всегда позаботятся, — впоследствии внутренний ребенок будет гипнотизировать взрослого, внушая ему, что все обязаны заботиться о нем. Убеждение: «Обо мне должны заботиться» уменьшает личную ответственность и лишает сил. Впоследствии человек может стать очень консервативным в политике или считать, что «сильные и богатые должны позаботиться о нас». Увы — сильные и богатые заботятся о самих себе, а внутренний ребенок чувствует себя несчастной жертвой. Вера в то, что сильные и богатые прольют на нас золотой дождь, — один из трансов внутреннего ребенка, когда образы родителей проецируются на сильньх и богатых. При этом взрослый остается беспомощным и бессильным.