Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Разбор слов по составу. Подбор однокоренных слов. Распознавание однокоренных слов.
Звуки; буквы, слог. Ударение в слове. Правописание гласных и согласных в корнях слов (безударная Гласная, Глухие и звонкие согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные) и приставках (кроме приставок пре-, при- и приставок з-, с-). Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
Мягкий знак - показатель мягкости.
Сопоставление разделительного мягкого и твердого знаков.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Связь слов в предложении. Части речи и члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания в конце предложения.
Итоговое повторение (10 ч)
Звуки и буквы (в течение года)
Совершенствование фонематических процессов в звуко-буквенном анализе на более сложном речевом материале.
Слово (145 ч)
Состав слова
Закрепление изученного в III классе. Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфологический анализ слова. Работа над морфологическим составом слова проводится при изучении темы «Части речи». Речевой материал включает в себя слова разных частей речи более сложной морфологической структуры. Подбор однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых и непроверяемых ударением. Подбор слов с одинаковыми приставками, суффиксами. Сравнение их значения. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок и предлогов.
Части речи
Имя существительное. Лексико-грамматические признаки имени существительного. Изменение по падежам. Название падежей, их значения (основные) и вопросы. Три типа склонения. Распознавание типа склонения в единственном числе по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже). Изменения имен существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе, кроме существительных на -мя, -ие, -ия. Употребление предлогов с различными падежами имени существительного. Распознавание падежей. Закрепление речевого навыка правильного изменения существительных по падежам в единственном числе.
Наблюдение за ударными и безударными окончаниями существительных одного и того же склонения в одном ‘и том же падеже. Правила проверки безударных окончаний. Правописание безударных окончаний существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения.
Существительные, употребляемые только в единственном или во множественном числе. Несклоняемые имена существительные.
Местоимения. Местоимения как часть речи. Местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки имени прилагательного. Изменение прилагательного по родам и числам в сочетании с именем существительным. Изменение прилагательных по падежам в единственном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных, кроме прилагательных на шипящие, ц, й, оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин.
Практическое усвоение полных и кратких прилагательных. Изменение кратких прилагательных по числам, в единственном числе по родам.
Глагол. Лексико-грамматические признаки глагола. Изменения глаголов по числам и временам.
Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме на -ть, -чь, -ти. Распознавание и правильное употребление глаголов в неопределенной форме, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы I и II спряжения. Распознавание глаголов I и II спряжения по неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы противоположные и сходные по значению. Многозначность значений глаголов (идет мальчик, идет дождь, идет время, идет письмо). Глаголы в прямом и переносном значении. Формирование умения выбрать наиболее точное слово для выражения мысли.
Устранение однообразия в употреблении глаголов в связной речи.
Предложение
Простые распространенные предложения различной семантической структуры. Безличные предложения, их особенности. Главные и второстепенные члены предложения. Вычленение простых предложений из устного и письменного текста. Определение количества предложений в тексте.
Понятие об однородных членах предложения. Предложения с однородными членами предложения, соединенными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Значения перечисления и противопоставления. Интонация в предложениях с однородными членами. Запятая при однородных членах.
Нахождение в устной и письменной речи однородных членов. Самостоятельное составление предложений с однородными членами. Синтаксический анализ предложений с однородными членами. Распространение предложений с добавлением однородных членов (подлежащего, сказуемого, второстепенных членов). Составление из двух простых предложений одного предложения с однородными членами.
Наблюдение за сравнительными оборотами. Самостоятельное образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных.
Понятие о сложном предложении. Деление сложного предложения на составляющие его простые предложения. Самостоятельное составление сложного предложения из двух простых.
Установление в сложном предложении смысловых и лингвистических связей между простыми предложениями. Знаки препинания в сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, дополнительными, места, времени, цели, условными.
Связная речь
Закрепление в диалогической и монологической речи отработанных слов, словосочетаний, структур предложений.
Текст. Определение темы и основной мысли в более развернутых и более сложных по содержанию текстах. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и их озаглавливание. Составление вербального и графического плана и текста. Основные части текста (начало, основная часть, запланированная концовка).
Составление пересказа прочитанного (по плану и без плана) с сокращением, расширением, изменением лица и времени.
Умение самостоятельно составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по личным наблюдениям, на заданную тему, используя отработанные структуры предложений и лексику.
Самостоятельное составление сравнительных описаний животных, предметов по ряду признаков.
Составление рассказов-рассуждений, объяснений по грамматическим темам, с использованием изучаемой учебной терминологии.
Коллективное и самостоятельное составление плана к изложению и сочинению. Изложение текста (подробное, краткое). Сочинение.
Лексико-стилистическая работа при подготовке к изложению и сочинению.
Написание заметки в стенгазету, отзыва о прочитанной книге, о просмотренном фильме.
Речевая этика Слова для выражения просьбы.
Чистописание
Усовершенствование навыков письма букв.
Работа по исправлению индивидуальных каллиграфических недочетов учащихся.