Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ. Добукварный период



 

Добукварный период

Индивидуальные занятия

Обследование учащихся. Исследование импрессивной речи, состояние звуковой стороны речи (звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, просодики: темпа, ритма, интонации и др.); фонематического восприятия и анализа; лексики, грамматического строя, связной речи; зрительно-пространственных функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти).

Индивидуальная коррекция нарушений тонкой ручной моторики, затруднений в воспроизведении серий движений пальцев правой и левой руки. Координация движений пальцев, умение плавно переключаться от одного движения к другому, правильное воспроизведение серий движений.

Развитие речевого дыхания, плавного, длительного речевого выдоха (особенно при ринолалии). Развитие силы, высоты, тембра голоса, модуляций.

Развитие артикуляционной моторики.

Выработка артикуляторных движений, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Уточнение артикуляции и звучания гласных звуков и артикулируемых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, л, р).

Постановка и автоматизация звуков с, с’, з, з’.

Преодоление индивидуальных нарушений звукослоговой структуры слова на материале слов, включающих звуки, не требующие коррекции: воспроизведение серий слогов, воспроизведение одно-двух-трехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

Преодоление индивидуальных затруднений в анализе предложений на слова.

Преодоление, индивидуальных затруднений в слоговом анализе двух-трехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

Преодоление трудностей фонематического анализа и синтеза на материале слов типа мак, мама, банан.

Закрепление лексики, отработанной на уроках развития речи, обучения грамоте, на фронтальных занятиях.

Закрепление форм словоизменения и словообразования, синтаксической структуры предложений в соответствии с программой по развитию речи.

 

Фронтальные занятия (48 ч)

Развитие зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, уточнение схемы тела, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений) с учетом программы по обучению грамоте и математике; развитие внимания, памяти.

Развитие ритма. Дифференциация различных ритмических серий, постепенно усложняющихся с учетом программы по обучению грамоте и математике.

Развитие тонкой ручной моторики.

Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха.

Развитие синхронности речевого дыхания и голоса. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений, игр, драматизаций. Формирование повествовательной, вопросительной, побудительной интонации.

Развитие артикуляторной моторики. Упражнения для мимических мышц лица. Формирование движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Обеспечение правильного и точного выполнения артикуляторных движений (без напряжения и вялости). Нормализация темпа движений; плавности переключения от одного движения к другому; ритма и координации движений языка, губ; объема движений.

Развитие слухового восприятия. Дифференциации неречевых звуков, различение звуков музыкальных инструментов, шумов. Развитие слухового внимания, слуховой и речевой памяти.

Знакомство (в доступной форме) со строением и функционированием речевого аппарата.

Уточнение артикуляции произносимых звуков:

уточнение произношения и звучания гласных звуков а, у, о, и, э, ы. Выделение каждого из гласных звуков в ряду других звуков, из слова. Дифференциация звуков а-у, а-о, о-у, и-э изолированно, в слогах и словах;

уточнение артикуляции и звучания губно-губных звуков (б, п, м). Выделение каждого из этих звуков в словах. Дифференциация звуков б-п. Закрепление понятий «согласный-гласный».

уточнение артикуляций и звучания переднеязычных звуков (д-т). Выделение каждого из этих звуков в словах. Развитие звукового анализа на материале слов, включающих звук д, а затем т. Дифференциация звуков д-т изолированно, в слогах и в словах, предложениях;

уточнение артикуляции и звучания заднеязычных г-к-х. Развитие звукового анализа на материале слов, включающих эти звуки. Дифференциация звуков г-к, к-х изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

уточнение артикуляции и звучания губно-зубных звуков в-ф. Выделение каждого из этих звуков в словах, определение места звука в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков в-ф изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

автоматизация звуков с, с’, з, з’ в слогах, в словах, в предложениях. Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з.

Коррекция искажений звукослоговой структуры слова на материале слогов и слов, с правильно произносимыми звуками:

воспроизведение серий гласных из 2, 3, 4 звуков: ао, аоу, аоуи и др.

воспроизведение серий повторяющихся слогов со сменяющимся ударением: да-да-да, да-да-да, да-да-да.

воспроизведение серий слогов с различными гласными (с меняющимся ударением: ба-до-гу);

воспроизведение серий из 2-3 слогов со стечением согласных (тва-тво, дна-дно-дну);

воспроизведение односложных, двух- и трехсложных слов без стечения и со стечением согласных (два, танк, майка, канава, канавка).

Закрепление понятий (на практическом уровне) ё длинном и коротком слове, о слоге. Деление двух- и трехсложных слов на слоги с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.), затем в речевом плане. Определение количества и последовательности слогов в простых словах. Тренировка в составлении графической схемы слогового состава простых слов без стечения согласных

Развитие звукового анализа на материале одно- и двухсложных слов без стечений согласных с правильно произносимыми звуками (в процессе уточнения их артикуляции).

Выделение гласных и артикулируемых согласных (м, п, б, н, д, т, к, г, х) на фоне слов. Вычленение первого и последнего звука в простых словах Определение места звука (начало, середина, конец слова) Определение последовательности и количества звуков в одно- и двухсложных словах без стечений согласных (дом, муха, каток), состоящих из правильно произносимых звуков. Составление графической схемы слов с буквенным обозначением гласных.

Формирование анализа структуры предложения и синтеза слов в предложении (на материале 3-5 сложных предложений без предлогов).

Развитие лексики и грамматического строя речи с учетом программы по развитию речи.

 

Букварный период

Индивидуальные занятия

Преодоление индивидуальных затруднений в воспроизведении серий движений пальцев правой и левой руки; развитие координации синхронности, плавности переключения движений, правильного воспроизведения последовательности.

Нормализация речевого дыхания, формирование плавности и длительности речевого выдоха.

Развитие артикуляторных движений. Подготовка движений артикуляторного аппарата к произношению звуков л, р, шипящих звуков.

Автоматизация звуков с, з. Постановка и автоматизация звуков ц, л, р, ш, ж.

Преодоление индивидуальных нарушений звукослоговой структуры слова на материале двухсложных слов с двумя стечениями согласных (скатерть, скалка), трехсложных слов с одним стечением согласных (стаканы, тарелка), воспроизведения серий слогов со стечением согласных (ста-сто-сту).

Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 4-6 слов с предлогами).

Коррекция нарушений слогового и звукового анализа и синтеза.

Закрепление в импрессивной и экспрессивной речи словаря, отработанного на уроках развития речи, обучения грамоте, на фронтальных занятиях.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложений) с учетом программы по развитию речи.

Преодоление индивидуальных затруднений в формировании связных высказываний.

Фронтальные занятия (54 ч)

Развитие зрительно-пространственных функций. Дифференциация графически сходных печатных букв а-м, н-п-и, р-в, э-с, к-ж, з-в, х-к (в процессе изучения букв по букварю).

Закрепление правильного речевого дыхания, голоса, эмоциональной выразительности речи.

Развитие четкости произношения, правильного восприятия и воспроизведения вопросительной, повествовательной, побудительной интонации, их дифференциации в импрессивной и экспрессивной речи. Работа по развитию интонационной выразительности речи на материале простых диалогов (например, «Разговор с котом», «Лис и мышонок»).

Развитие артикуляторной моторики с учетом характера нарушенных звуков; точности артикуляторных движений, нормального тонуса (без напряжения и вялости).

Нормализация темпа движений, плавности переключения от одного движения к другому, ритма и координации движений, объема движений. Закрепление артикуляции и звучания правильно произносимых гласных и согласных звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, не требующих коррекции: м-м’, х-х’, п-п’, в-в’, т-т’ н’-н’ (с учетом последовательности усвоения букв по букварю с определенным опережением).

Автоматизация свистящих звуков с, с’, з, з’, ц. Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з, с-ц.

Закрепление звукослоговой структуры слов, включающих свистящие звуки:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками типа соц-цос, за-са-за, ста-сто-сту с меняющимся ударением;

закрепление произношения слов различной структуры со свистящими звуками в начале слова (самолет, скамья, старуха и др.), в середине и конце слова (косынка, капуста, пылесос и др.).

Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуко л, л’.

Дифференциация звуков л-л’ изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки л-л’ типа клумба, колбаса, свекла, каникулы, велосипед и др. Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков р-р’. Дифференциация звуков р-р’. Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки р-р’(паркет, тетради, квартира и др.). Дифференциация звуков р-л, р-л’, л’-й, р’-й изолированно, в слогах, словах, предложениях..

Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков ш, ж, щ, ч.

Дифференциация звуков ш-ж изолированно, в словах, слогах, предложениях.

Закрепление произношения серий слогов и слов различной структуры со звуками ш-ж:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками жа-ша-жа, шож, жош;

Закрепление произношения слов различной структуры с шипящими звуками (шкаф, шторы, шапка, каштаны, катушка и др.).

Дифференциация отработанных свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж.

Закрепление звукослоговой структуры серий слогов и слов:

воспроизведение серий слогов со стечением согласных: дра-дро-дру, кра-кро-кру-кры;

воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка; плотник и др.);

воспроизведение трехсложных слов с 1-2 стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка и др.).

Развитие анализа предложений на слова и синтеза слов в предложении, на материале предложений из 4-6 слов с предлогами (Маша пошла в лес. Девочка тихо вошла в избушку. Большая собака быстро бежала по дороге).

Развитие слогового анализам синтеза. Деление двух- и трехсложных слов на слоги без использования вспомогательных приемов, в речевом плане, по представлению. Определение количества, последовательности, места слогов в слове. Соотнесение графической схемы слогового состава слова двух- и трехсложных слов со стечением согласных. Определение ударного слога.

Звуковой анализ односложных, двухсложных слов со стечением согласных (стол, волк, трава, кошка), затем трехсложных слов без стечений согласных (барабан) и со стечением согласных (карандаш, капуста).

Развитие звукослогового синтеза. Определение количества, последовательности звуков, места звуков (какой по счету, соседние звуки). Развитие лексики, грамматического строя, связной речи с учетом отрабатываемых звуков, программы по развитию речи, обучению грамоте, по математике и другим предметам.

Усвоение терминов «слово», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

Предупреждение проявлений нарушений чтения и письма с использованием специфических логопедических методик.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.