Устные рассказы о хороших и плохих поступках детей (по личным впечатлениям, по просмотренным диафильмам и кинофильмам), об интересных делах, о смелых поступках, о товариществе.
Устные рассказы о друзьях.
Пословицы о дружбе, о человеке и его качествах, о труде и мастерстве.
Зима-волшебница (16 ч)
Описание картин зимней природы.
Изображение зимней природы в художественных произведения с, живописи, музыке. Сравнение с наблюдениями детей.
Обобщение знаний и личных впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, домашних животных и птиц.
Рассказы детей о зимних развлечениях («В лесу», «В парке», «На катке», «На горке» и др.), о встрече Нового года, о зимних каникулах.
Знание зимних видов спорта и названий спортсменов (лыжник, биатлонист конькобежец, хоккеист и др.). Употребление пословиц, поговорок и народных примет о зиме. Экскурсия в природу.
В борьбе за великую Родину (19 ч)
Рассказы о страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Защита Отечества на фронтах войны, борьба с врагом в тылу. Свободные рассказы детей о героях Великой Отечественной войны, о партизанском движении, о вкладе мирных жителей в Победу.
Города-герои. Подвиг блокадного Ленинграда. Рассказы повествовательного характера по картинам, по серии сюжетных картинок, по прослушанным и прочитанным текстам о Великой Отечественной войне. Изображение войны в художественных произведениях, живописи, музыке.
Благодарная память потомков. Экскурсии в музеи, встречи с ветеранами.
Весна (16 ч)
Свободные рассказы детей по материалам наблюдений за изменениями природы весной, по картинам известных художников и по аналогии с прочитанным о погоде и природе в разные периоды весны.
Устное описание двух-трех перелетных птиц, насекомых, раннецветущих растений.
Описание половодья, весенних работ в поле, саду, в огороде.
Свободные устные и письменные рассказы о весне, о весенних каникулах.
Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.
Наша Родина (24 ч)
Страницы истории нашей Родины.
Устные рассказы по просмотренным кинофильмам, диафильмам, по прочитанным книгам о важных исторических событиях в истории Родины, о подвигах народа при защите Отечества, о выдающихся исторических личностях.
Рассказы повествовательного характера с элементами описания по сюжетным картинкам, по прослушанным и прочитанным книгам о жизни детей до начала ХХ века, о жизни детей в наши дни.
Расширение и углубление знаний и представлений о праздниках и знаменательных датах.
ФОНЕТИКА ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (136 ч)
Повторение (20, ч)
Повторение в начале года (15 ч)
Текст. Предложение. Слово. Знаки препинания в конце предложения.
Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета.
Корень. Однокоренные слова.
Слова с сочетаниями ши-жи, ча-ща, чу-шу, чк-чн.
Звуки и буквы. Слог. Ударение в слове. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме.
Мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласных. Звуки гласные и согласные, их обозначение буквами (безударные и ударные гласные, звонкие согласные, двойные согласные).
Итоговое повторение (5 ч)
Звуки и буквы (в течение учебного года).
Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений) осуществляется на наиболее употребительных в русском языке словах различных частей речи, их звукослоговой состав включает артикуляторно и акустически сходные звуки.
Звуко-буквенный анализ отрабатывается на словах более сложной морфологической структуры с изученными орфограммами.
Слово (106 ч)
Состав слова
Общее понятие о частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Корень. Однокоренные слова. Усвоение смыслового и звукового сходства однокоренных слов. Ударные и безударные гласные в корне лов. Понятие о проверочном слове. Выделение проверочного слова среди однокоренных слов. Формирование орфографической зоркости. Правописание звонких и глухих согласных (в конце и середине слова). Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Знакомство с правилами пользования орфографическим словарем.
Окончание. Его значение. Наблюдение за различными формами существительных, прилагательных, глаголов в единственном и множественном числе.
Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов (-ик, -ок, -ек, -чик и др.). Нахождение в словах суффиксов, простых по семантике. Сравнение неоднокоренных слов с одинаковым суффиксом, уточнение значения суффиксов. Сравнение однокоренных слов с разными суффиксами. Самостоятельное словообразование с помощью суффиксов (по аналогии).
Приставка. Образование слов с помощью приставок. Нахождение приставки в слове. Сравнениё неоднокоренных слов с одинаковой приставкой. Уточнение значения приставок. Сравнение однокоренных слов с различными приставками.
Правописание приставок с гласными а и о. Единообразное написание звонкой или глухой согласной в приставках (над-, под-, от-, об-) независимо от их произношения в слове. Разделительный твердый знак после приставок. Сопоставление разделительного твердого и мягкого знаков.
Части речи
Общее понятие. Понятие о частях речи как о лексико-грамматических группах слов. Различение существительных, прилагательных, глаголов по существенным признакам (по вопросам, окончаниям, значению).
Разбор предложения по частям речи, членам предложения.
Имя существительное. Значение существительного, вопросы. Собственное и нарицательное имя существительное. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Мягкий знак у существительных женского рода после шипящих.
Практическое наблюдение за различными падежными формами существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное, его значение, вопросы. Согласование с существительными в роде и числе. Распознавание рода и числа прилагательных. Правописание окончаний прилагательных -ый (-ий), -ая (-яя), -ое (-ее), -ые (-ие).
Глагол. Понятие о глаголе, его значение, вопросы. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде, числе. Правописание не с глаголами.
Закрепление умения подбирать:
однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
слова, близкие и противоположные по смыслу;
слова для наиболее точного выражения мысли.
Предложение
Выделение предложения из текста. Деление устного и письменного текста на отдельные предложения. Определение количества предложений в устном и письменном тексте.
Закрепление основных характерных признаков предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные. Формирование навыка правильного произношения и написания предложений разных типов. Знаки препинания в конце предложений.
Анализ семантической структуры предложений (из 5-6 слов) по вопросам. Составление графической схемы семантической структуры предложений. Моделирование предложений. Самостоятельное составление предложений по заданной модели.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Элементарный синтаксический разбор различных предложений. Выделение ядра предложения (подлежащее и сказуемое), умение развертывать его в различные модели простого распространенного предложения. Установление связи между членами предложения по вопросам. Вычленение из предложения глагольных словосочетаний (с предикатом), именных словосочетаний (субъект). Расширение предложения по вопросам с использованием глагольного управления, именных словосочетаний. Закрепление согласования и управления в письменной речи.