Дальнейшая автоматизация согласования и управления. 3акрепление именных словосочетаний, в которых главное слово - имя существительное, зависимое слово - имя прилагательное. Согласование в именительном и косвенном падежах без предлога и с предлогом (красивый дом, без красного шара).
Усвоение именных словосочетаний, в которых главное слово - сравнительная степень прилагательного; зависимое слово – имя существительное без предлога (выше дома).
Закрепление глагольных словосочетаний, в которых главное слово - глагол, зависимое слово - существительное в косвенном падеже без предлога и с предлогом; главное слово глагол, зависимое слово - наречие, обозначающее место, направление действия, образ действия (бегу быстро, сижу справа).
Усвоение словосочетаний с наречиями, в которых главное слово - наречие, зависимое слово - имя существительное с предлогом (слева от реки); главное слово - наречие, зависимое слово – наречие (очень хорошо)
Употребление наречий, предлогов в предложениях различной структуры. Закрепление употребления различных категорий глагола.
Словарно-семантические упражнения:
нахождение в предложениях многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов, использование этих слов в самостоятельно составленных предложениях;
Текст. Определение основной мысли, темы текста. Признаки текста. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание, составление плана текста-повествования под руководством учителя. Определение связи между частями текста и предложениями в каждой части текста с помощью языковых средств: лексических повторов, местоимений, синонимов, союзов, а также слов сначала, потом, вдруг, однажды, наконец и т.д.
Составление развернутого и сжатого пересказа. Творческий пересказ текста с изменением лица, места, времени действия. Составлениё с помощью учителя рассказов-повествований (на основе усвоенных правил смысловой и языковой организации текста) по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по наблюдениям за явлениями природы, на темы школьной и внеклассной жизни детей. Установление логической последовательности событий в тексте, выделение существенных и второстепенных признаков.
Сравнительное описание предметов, животных, внешности людей.
Использование элементарных рассуждений, объяснений (2-3 предложения) в связных высказываниях.
Увеличение объема высказывания, изменение способа выражения мысли.
Письменное изложение (30-40 слов) под руководством учителя по коллективно составленному плану с использованием серии сюжетных картинок, сюжетной картинки, опорных слов.
Заучивание наизусть и выразительное воспроизведение стихотворений, загадок, пословиц, скороговорок, потешек.
Тематика для развития речи
Вспомним лето (6 ч)
Летние месяцы. Картины летней природы. Погода летом. Лес в жизни человека. Названия лиственных и хвойных деревьев, наиболее распространенных растений лесов, полей, лугов (с учетом местных особенностей).
Живая природа летом.
Труд людей летом (жатва, сенокос, вспашка полей, начало уборки урожая). Пословицы о хлебе.
Краткие рассказы детей повествовательного характера о летнем отдыхе («На реке», «В лесу» и др.).
Интересные события, путешествия, летние развлечения, труд детей летом.
Осень (14 ч)
Осенние Месяцы. Приметы осени. Картины осенней природы: ранняя осень золотая осень, поздняя осень. Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным. Грибы съедобные и несъедобные. Сбор грибов и ягод. Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека).
Описание внешнего вида домашних животных и птиц. Труд людей на полях, в садах, на садовых участках. Помощь детей.
Пословицы, загадки, стихи об осени. Экскурсия в природу.