Задание 1: выполнить лабораторную работу "Выработка у человека условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок".
В ходе работы принимают участие одновременно все студенты группы. Одна половина — экспериментаторы устанавливают у второй половины — исследуемых, что зрачок на свету при включении звонка не расширяется. Затем приступают к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок.
При включении звонка исследуемый закрывает один глаз плотным листом бумаги, при выключении — открывает. Экспериментатор наблюдает постепенное сужение зрачка у исследуемого на свету. Если звонок включить, например, 10 раз в сочетании с затемнением глаза, то на 11-й только включение звонка — без затемнения — вызовет рефлекторное расширение зрачка.
У разных испытуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок вырабатывается через различное число сочетаний действия условного (звонок) и безусловного (затемнение) раздражителей.
1) Полученные результаты эксперимента оформите в виде таблицы. Отметьте, после скольких сочетаний условного раздражителя с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс.
Задание 2: выполнить лабораторную работу "Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека".
Важнейший фактор индивидуального приспособления человека и высших животных к изменениям условий внешней среды — это способность на основе запоминания и хранения информации менять свое поведение в соответствии с приобретенным опытом.
Память человека является основой его психического развития, процесса мышления и сознания.
По времени хранения информации в блоках памяти различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, прочностью сохранения и точностью воспроизведения памятного следа (энграммы). Объем кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7 единицам.
Для работы необходимо иметь таблицу из однозначных цифр, например, такую, как табл. 3.
Таблица 3
№ ряда
Количество чисел в ряду
1) Для определения объема кратковременной слуховой памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Работу можно проводить одновременно со всеми студентами группы.
Преподаватель зачитывает 1-й ряд цифр. Студенты прослушивают его полностью, а затем записывают в тетрадь. Затем преподаватель диктует 2-й ряд цифр и т. д. После того как продиктованы и записаны все ряды цифр, преподаватель повторяет их для проверки правильности воспроизведения.
Если 1-й, 2-й и 3-й ряды цифр записаны верно и в правильной последовательности, а в 4-м обнаружены ошибки (изменен порядок цифр, величина ряда, неверно записана цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в 3-м ряду, т. е. пяти знакам.
2) Определите объем кратковременной слуховой памяти у различных испытуемых, сравните его со средним значением.
Задание 3: выполнить лабораторную работу "Определение типологической характеристики ВИД по методике А. Белова".
1) Применяя методику А. Белова "Исследуй себя сам", испытуемый проделывает эксперимент на себе или на знакомых. Для этого он должен отметить знаком "+" те качества темперамента, которые ему присущи. При 16 - 20 положительных ответах черты данного типа темперамента ярко выражены; 11 - 15 — в значительной степени; 6 - 10 — в небольшой степени. При ответах следует иметь в виду, что это субъективная оценка.
Итак, если Вы:
1) неусидчивы, суетливы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны, упрямы;
6) находчивы в споре;
7) работаете рывками;
8) склонны к риску;
9) незлопамятны и необидчивы;
10) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями
2) речью;
11) неуравновешенны и склонны к горячности;
12) агрессивный забияка;
13) нетерпимы к недостаткам;
14) обладаете выразительной мимикой;
15) способны быстро действовать и решать;
16) неустанно стремитесь к новому;
17) обладаете резкими, порывистыми движениями;
18) настойчивы в достижении поставленной цели;
19) склонны к резким сменам настроения, — то Вы — чистый холерик.
Если Вы:
1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать новое;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
10) быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать;
11) быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую;
16) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17) всегда находитесь в бодром настроении;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто несобраны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то Вы — сангвиник.
Если Вы:
1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите бесполезных разговоров;
6) обладаете спокойной, размеренной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики;
7) сдержанны и терпеливы;
8) доводите начатое дело до конца;
9) не растрачиваете напрасно сил;
10) строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13) незлобливы, снисходительно относитесь к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17) любите аккуратность и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) обладаете выдержкой, — то Вы — флегматик. Если Вы:
Если Вы:
1) стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4) легко переносите одиночество;
5) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
6) склонны уходить в себя;
7) быстро утомляетесь;
8) обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;
9) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
10) впечатлительны до слезливости;
11) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
12) предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;
13) склонны к подозрительности и мнительности;
14) болезненно чувствительны и легкоранимы;
15) чрезвычайно обидчивы;
16) скрытны и необщительны, не делитесь своими мыслями;
17) малоактивны и робки;
18) безропотно покорны;
19) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, — то Вы — меланхолик.
2) Подсчитайте количество положительных ответов по каждому типу темперамента. Полученные результаты подставьте в формулу и сделайте заключение о типологических особенностях Вашего темперамента:
где Фт — формула темперамента; X — холерический темперамент, С — сангвинический, Ф — флегматический, М — меланхолический; А — общее число плюсов по всем типам темпераментов; Ах, Ас, Аф, Ам — число плюсов в "паспорте" холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.
Задание 4: выполнить лабораторную работу "Определение типологических свойств ВИД методом ассоциативного эксперимента".
Испытуемым предлагается последовательно 15 существительных, заготовленных заранее. На каждое слово студенты называют (или записывают) первую возникшую у них ассоциацию.
Оформите протокол опыта, указав, какой характер (конкретный или абстрактный) несет каждая ассоциация. Сделайте вывод о типологических особенностях ВНД испытуемых.
Задание 5: выполнить лабораторную работу "Определение объема смысловой памяти".
Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе наряду с непосредственным восприятием участвуют представление, воображение, мышление.
Для работы необходим набор заранее заготовленных 18 более или менее отвлеченных понятий типа: "вкусный ужин", "веселый праздник", "печаль", "дружба", "прекрасное настроение", "меланхолия", "весенняя капель", "горный воздух", "листопад", "гениальная мысль" и т. п. Испытуемым дается инструкция: "Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, сделайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые у Вас возникли. При воспроизведении понятий Вы будете пользоваться своими пометками. Поэтому старайтесь точно воспроизводить понятие".
Далее экспериментатор громко и отчетливо один раз зачитывает 18 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы сделать нужные пометки. Через 30 - 60 минут испытуемые под каждой из своих пометок подписывает все понятия.
1. Проанализируйте количество ошибок и сопоставьте результаты разных испытуемых, используя формулу
Х =П/18 • 100%,
где X — объем смысловой памяти, %, П — число правильных ответов (подписей под рисунком).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ворьбьева В. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. М.: Медицина, 1981. С. 339 — 346; 348 — 349.
Данилова Я. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 345 — 365.
Леонтьева Я. Я., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986. С. 158 — 177; 184 — 186.
Логинов А. В. Физиология с основами анатомии человека. М.: Медицина, 1983. С. 454 — 461; 479 — 483.
Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 39 — 55.
Занятие 5
Обмен веществ и энергии
Цель занятия: закрепить полученные знания по физиологии обмена веществ и энергии, механизмам их регуляции; овладеть методами определения основного обмена, суточного расхода энергии, расчета калорийности суточного пищевого рациона.
Примерные вопросы по теме
1. Питание — важнейший фактор роста, развития и состояния здоровья человека.
2. Роль белков в обмене веществ.
3. Роль жиров в обмене веществ.
4. Роль углеводов в обмене веществ.
5. Водный и минеральный обмен.
6. Особенности обмена веществ и энергии у детей.
Вопросы для самоконтроля
Вопрос 1. Какое количество белка необходимо в сутки человеку, весящему 75 кг?
Ответы
1. 400 г. 2. 150 г. 3. 80 г. 4. 120 г.
Вопрос 2. Какой вариант калорийности суточного рациона можно считать рациональным?
Ответы
1. Завтрак 30 %, обед 40 %, ужин 30 %.
2. Завтрак 15 %, обед 55 %, ужин 30 %.
3. Завтрак 30 %, обед 40 %, ужин 30 %.
4. Завтрак 28 %, обед 52 %, ужин 20 %.
Вопрос 3. Какой вариант питания считается полноценным для девушки, весящей 50 кг?
Ответы
1. Белки 85 г, жиры 80 г, углеводы 350 г.
2. Белки 50 г, жиры 50 г, углеводы 200 г.
3. Белки 75 г, жиры 50 г, углеводы 250 г.
4. Белки 75 г, жиры 75 г, углеводы 200 г.
Вопрос 4. Сколько граммов белка, жира, углеводов содержат 800 г ржаного хлеба? Какова его энергетическая ценность в килокалориях и джоулях? (1 кал = 4,19 Дж).