Белецкая В. И., Громова 3. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1983. С. 112 — 118.
Кабанов А. Н. Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных. М.: Просвещение, 1966. С. 86 — 100.
Макаров П. О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств — анализаторов. М.: Высш. шк., 1973. 304 с.
Руководство для среднего медицинского персонала школ / Н. А. Ананьева, Е. Л. Вишневская, 3. И. Сазанюк и др. М.: Медицина, 1991. 206 с.
Хрипкова А. Г. Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков. М.: Просвещение, 1975. С. 312 — 316; 331 — 345.
Занятие 4
Физиология высшей нервной деятельности человека
Цель занятия: изучить типологические особенности нервной высшей деятельности человека, рассмотреть виды памяти, механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.
Примерные вопросы по теме
1. Труды И. М. Сеченова и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Отличия высшей нервной деятельности от низшей.
2. Условные и безусловные рефлексы, их сходства и различия, биологическое значение.
3. Условия и механизмы образования условных рефлексов.
4. Классификация условных и безусловных рефлексов. Условные рефлексы различных порядков.
5. Память и ее виды. Кратковременная и долговременная память.
6. Типы ВНД человека и животных (Гиппократ, И. П. Павлов). Типы ВНД, присущие только человеку, их особенности и характеристика.
7. Первая и вторая сигнальные системы. Значение второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления.
Вопросы для самоконтроля
Вопрос 1. Назовите характерные признаки условных рефлексов.
Ответы
1. Являются врожденными, носят видовой характер, устойчивы, возникают при действии адекватного раздражителя на рефлексогенную зону, осуществляются всеми отделами центральной нервной системы (ЦНС).
2. Являются приобретенными и индивидуальными, изменчивы, возникают при раздражении любого рецепторного поля, осуществляются корой больших полушарий и ближайшими подкорковыми структурами головного мозга.
3. Являются врожденными и индивидуальными, неустойчивы, возникают при раздражении любого рецепторного поля, осуществляются корой больших полушарий головного мозга.
4. Являются приобретенными, носят видовой характер, устойчивы, мало изменчивы, возникают при раздражении рефлексогенной зоны адекватным раздражителем, могут осуществляться всеми отделами ЦНС.
Вопрос 2. Что необходимо для образования условного рефлекса?
Ответы
1. Наличие индифферентного раздражителя, бодрое состояние ЦНС, отсутствие посторонних раздражителей, подкрепление условного раздражителя безусловным.
2. Наличие не менее двух раздражителей, условный раздражитель должен быть сильнее безусловного и действовать после него, активное состояние ЦНС, отсутствие посторонних раздражителей.
3. Наличие не менее двух раздражителей, будущий условный раздражитель должен быть более сильным и действовать перед безусловным, посторонние раздражители отсутствуют, бодрое состояние коры головного мозга, повторное сочетание действия условного и безусловного раздражителей.
4. Наличие не менее двух раздражителей, будущий условный раздражитель должен быть более слабым по сравнению с безусловным и действовать ранее него, деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, повторное сочетание действия условного и безусловного раздражителей, отсутствие посторонних раздражителей.
Вопрос 3. Какой тип ВНД (по И. П. Павлову) соответствует холерическому темпераменту? Меланхолическому темпераменту?
3. Сильный, неуравновешенный, или безудержный. Слабый.
4. Сильный, уравновешенный, подвижный. Слабый.
Вопрос 4. Что характеризует мыслительный тип ВНД человека?
Ответы
1. Предметное, конкретно-образное мышление, основанное преимущественно на раздражителях первой сигнальной системы и преобладании функций правого полушария головного мозга.
2. Отвлеченное, абстрактное мышление, основанное преимущественно на раздражителях первой сигнальной системы и преобладании функций правого полушария головного мозга.
3. Предметное, конкретно-образное мышление, основанное преимущественно на раздражителях второй сигнальной системы и преобладании функций левого полушария головного мозга.
4. Отвлеченное, абстрактное мышление, основанное преимущественно на раздражителях второй сигнальной системы и преобладании функций левого полушария головного мозга.