Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самостоятельная работа. Задание 1: изучить рефлекторную реакцию зрачка.



 

Задание 1: изучить рефлекторную реакцию зрачка.

1. 1) Исследуемый становится лицом к источнику дневного света. Исследователь замечает ширину его зрачка (она одинакова для обоих глаз). Затем исследуемый на 10—15 секунд один глаз прикрывает рукой, а исследователь наблюдает изменение ширины зрачка открытого глаза (зрачок расширяется) и замечает, как после открытия глаза сужаются оба зрачка (содружественная зрач­ковая реакция). При закрывании обоих глаз на 30 секунд зрачки расширяются сильнее, чем при закрывании одного.

2) Испытуемому предлагают сначала посмотреть вдаль, а затем зафиксировать взгляд на каком-либо предмете (карандаше, ли­нейке), расположенном на расстоянии 15см от глаз (происходят конвергенция обоих глаз и аккомодация, при которой зрачки су­жаются, — аккомодационная зрачковая реакция).

Задание 2: определить остроту зрения.

1) На стене на уровне глаз сидящего человека размещают таблицу Сивцева для определения остроты зрения и хорошо ее освещают. Испытуемый садится на расстоянии 5 метров от таб­лицы, один глаз закрывает пластинкой. Исследователь поочередно показывает указкой буквы в строках, начиная с верхней, и определяет, в какой из них испытуемый видит буквы нечетко. Острота зрения фиксируется по предыдущей четко видимой строке.

Острота зрения может также определяться по формуле

О = М : Д,

где О — острота зрения, М — расстояние (м) от исследуемого глаза до таблицы, Д — расстояние (м), с которого данная строчка правильно читается нормальным глазом.

 

Задание 3: определить ближнюю точку ясного видения.

1) Закройте один глаз, а перед другим поместите ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка. Испытуемый фиксирует взгляд на булавке, постепенно приближая ее к ширме. На определенном расстоянии ее изобра­жение начинает раздваиваться. Отметьте это расстояние до бли­жайшей точки ясного видения и вычислите силу аккомодации.

2) Для близорукого глаза можно определить дальнюю точку ясного видения. Для этого булавку, наоборот, постепенно удаляют от глаза. Отметьте расстояние, при дальнейшем увеличении ко­торого изображение булавки начинает раздваиваться, — именно оно определяет местоположение дальней точки ясного видения.

 

Задание 4: изучить явления астигматизма.

1) Рассмотрите рис. 3 и убедитесь, что нельзя видеть одновре­менно одинаково отчетливо вертикальные и горизонтальные линии: первые видятся черными, а вторые — размыто-серыми.

 

 

Рис. 3

 

2) Через кусок марли смотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии примерно 50 см от глаза. Если фиксировать взглядом буквы, то нити ткани становятся плохо видимыми, образуя тон­чайшую дымку, через которую отчетливо видны буквы. Если же фиксировать глазами нити марли, то расплываются буквы.

 

 

Рис. 4

 

3) Рассмотрите рис. 4, где од­ни линии расположены верти­кально, другие горизонтально, толщина линий одинаковая. От­метьте, какие линии, горизон­тальные или вертикальные, ка­жутся более отчетливыми. Ото­двигая и приближая рисунок к

глазу, определите, впереди сетчатки или за ней сходятся лучи, идущие от менее ясно видимых линий; если, например, при при­ближении рисунка горизонтальные линии стали более отчетливы­ми, то это значит, что лучи, идущие от них, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при прибли­жении рисунка к глазу точки схождения лучей переместились на сетчатку и изображение оказалось в фокусе. Вращая рисунок, отметьте, что представление о толщине линий меняется в зави­симости от их положения. Объясните наблюдаемое явление.

4) Изучите последовательные зрительные образы и контрасты (последовательным зрительным образом называется следовое зрительное ощущение, сохраняющееся в течение некоторого вре­мени после прекращения действия раздражителя).

Рассматривайте в течение нескольких секунд яркий цветной рисунок через цветное стекло. Закройте глаза или переведите взгляд на светлоокрашенную стену. Отметьте, что в зрительном анализаторе некоторое время сохраняется тот же образ. Рассмат­ривайте те же предметы в течение более длительного времени, после чего закройте глаза, и отметьте появление отрицательного зрительного образа (противоположного в цветовом отношении). Обратите внимание на рис. 5. Объясните, почему на белом фоне квадрат выглядит менее крупным, чем на черном.

 



 

Рис. 5

 

Задание 5: изучить физиологию сетчатки, обнаружить слепое пятно.

Участок сетчатки, в котором сходятся нервные волокна, обра­зующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании на него световых лучей изображения не возникает из-за отсутствия светочувствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.

Закройте правый глаз и поместите на расстоянии 20 — 25 см рис. 6 таким образом, чтобы изображение белого кружка прихо­дилось против левого гла­за. Затем взглядом левого глаза фиксируйте крестик и двигайте рисунок взад и вперед. На определенном расстоянии от глаза — примерно 20 см — белый кружок перестает быть ви­димым, так как его изображение попало на слепое пятно (проекцию диска зрительного нерва в пространстве).

 

Рис. 5

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.