Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические сведения. Умственная деятельность, связанная с обучением, является са­мой трудной для детей



 

Умственная деятельность, связанная с обучением, является са­мой трудной для детей. Нервные клетки коры больших полушарий головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут прийти в состояние истощения. Кроме того, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным фак­тором, способствующим нарушению протекания нервных процес­сов. Поэтому при интенсивной умственной работе у учащихся и студентов развивается утомление, а иногда и переутомление.

Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности и функционирования основных систем организма под влиянием длительной или напря­женной работы. Данный процесс обратим. Прекращение деятель­ности, отдых способны устранить его и восстановить работоспо­собность.

Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство устало­сти, однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. У детей утомление протекает в две стадии. Сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость в моторных зонах коры, в связи, с чем возникает характерное для этой стадии утомления двигательное беспокойство. Вторая фаза утомления связана с ослаблением возбуждения и усилением про­цессов торможения и проявляется в снижении силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинении ла­тентного (скрытого) периода рефлекторных реакций.

Поскольку утомление представляет собой естественную реак­цию на длительную или напряженную работу, его невозможно избежать, иначе пришлось бы отказаться от деятельности. Физи­ологическое утомление — необходимый фактор развития организ­ма, всех функциональных систем, в первую очередь центральной нервной системы (ЦНС).

Если из-за чрезмерной нагрузки, недостаточного отдыха, бо­лезни и т. п. функции не восстанавливаются, у человека может развиться переутомление, которое является уже патологическим процессом. Оно выражается в резком снижении умственной рабо­тоспособности, расстройстве сна, психических функций, ухудше­нии памяти, внимания, головных болях, потере аппетита, безраз­личии к происходящим событиям, уменьшении сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Для предупреждения стойкого утомления, переходящего в пе­реутомление, а также сохранения сил и здоровья подростка не­обходимо гигиеническое нормирование деятельности. В его основе должно лежать обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания. При этом умственная или физическая нагрузка должна не превышать функциональные возможности организма, а выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивая благоприятное развитие растущего организма.

Режим дня — это рациональное распределение времени суток на все виды деятельности и отдых, и их чередование с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ор­ганизма.

В основе рационального режима дня лежат условные рефлексы. По мере формирования нервной системы, увеличения периода бодр­ствования, установления и расширения связей с внешним миром меняется характер деятельности ребенка. Выработанные и закреп­ленные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стерео­типа, образование которого позволяет правильно и экономно рас­пределять время, плодотворно выполнять работу, эффективно от­дыхать.

Динамический стереотип, по И. П. Павлову, — определенный порядок условных и безусловных рефлексов во времени и после­довательности. Строгое соблюдение режима дня, выполнение со­ставляющих его компонентов в одно и то же время приводят к возникновению в коре головного мозга прочных условных связей.

Благодаря выработавшемуся рефлексу на время организм ре­бенка в каждый момент подготовлен к тому виду деятельности, который ему предстоит, все процессы (обучение, питание, засы­пание и т. д.) протекают быстрее и легче. В этом заключается большое гигиеническое значение соблюдения режима, сохранения жизненного стереотипа.

С развитием и ростом ребенка, переменой условий жизни в коре большого мозга появляются новые временные связи, затухают и даже полностью исчезают старые, образуется новый динамиче­ский стереотип. Процесс его образования длителен и сложен. Лом­ка установившегося стереотипа тоже небезразлична для ребенка: она оказывает неблагоприятное влияние тем сильнее, чем моложе ребенок.

Режим дня считается правильным, если предусматривает до­статочное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования вы­сокую работоспособность. Рационально организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, вызывает интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному раз­витию ребенка. При построении режима дня необходимо преду­сматривать следующее: 1) различные виды деятельности, их опти­мальную продолжительность, рациональное чередование и регу­лярность; 2) отдых с максимальным пребыванием на свежем воз­духе; систематическое и сбалансированное питание; 3) гигиени­чески полноценный сон.

Основными элементами школьного режима являются:

1) продолжительность учебного года и каникул в течение календарного года;

2) организация приема детей в школу;

3) распорядок занятий в течение учебного года и недели;

4) продолжительность урока и правильное его построение в гигиеническом отношении;

5) организация перемен между уроками.

Работоспособность, т. е. способность человека выполнять ра­боту в течение длительного времени при сохранении ее качест­венных и количественных показателей, изменяется в течение дня и недели. Если жизненный ритм согласуется со свойственными организму биологическими ритмами, то деятельность протекает на высоком уровне работоспособности.

Зона биоритмического оптимума имеет индивидуальные коле­бания. У взрослых существуют утренние и вечерние типы биоло­гических ритмов ("совы", "жаворонки"). У детей младшего школь­ного возраста средней полосы России, выявлено 5 биоритмов. У большинства из них в течение дня отмечаются два подъема функ­циональных показателей — в первую и во вторую половины дня; у части детей — только в середине дня.

У учащихся младших классов наивысшая работоспособность наблюдается на 2-м уроке, у средних и старших — на 2—3-м. На 4-м она снижается, на 5-м благодаря включению компенса­торных механизмов наблюдается временное улучшение работоспо­собности с резким ее падением на 6-м уроке. Динамика дневной работоспособности учащихся 10—11-х классов отличается отсут­ствием периода повышения работоспособности на 5-м уроке. Вто­рой подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов. Это время должно отводиться на выполнение домашнего задания.

Работоспособность изменяется и в течение недели. В понедель­ник, когда происходит "врабатывание", она несколько ниже, чем во вторник и среду, — дни наибольшей работоспособности, чет­верг — день относительно высокой работоспособности, а с пят­ницы она падает и достигает самого низкого уровня в конце недели. Исходя из этого контрольные работы и диктанты необхо­димо проводить в периоды наивысшей работоспособности. Недо­пустимо организовывать их в пятницу, субботу, а также на по­следних уроках.

Физиологи выделяют 5 фаз работоспособности:

1) переход на новый уровень — врабатывание;

2) установление максимального уровня работоспособности;

3) оптимальная работоспособность;

4) неустойчивая работоспособность;

5) падение работоспособности.

Учителю следует первые три четверти урока уделять внимание наиболее трудному материалу, который необходимо усвоить и за­помнить, а в конце урока давать более легкую работу, например, повторение пройденного, запись в тетради, на доске и т. п.

В течение урока обязательно чередование различных видов деятельности, так как продолжительное влияние одного и того же раздражителя вызывает торможение тех участков коры мозга, куда направлены эти сигналы. Поэтому объяснение нового материала следует перемежать с записями в тетрадях, рассказ — с показом наглядных пособий, решение задач — с чтением. Это переключает внимание, ведет к возникновению возбуждения в различных уча­стках коры мозга, что позволяет сохранить работоспособность на высоком уровне более длительное время.

Наступление утомления у учащихся во время урока можно отдалить физкультурной паузой. Она должна начинаться с „потягиваний" (с поднятием рук вверх и глубоким дыханием), затем упражнения для туловища (наклоны, повороты) и одно — для ног (приседания). В завершение несколько глубоких вдохов с отведением плеч и сближением лопаток. Продолжитель­ность физкультурной паузы — 3—4 мин. Наиболее рациональное время для нее — конец третьего и каждого последующего урока.

Для сохранения высокого уровня работоспособности на протя­жении всего учебного дня большое значение имеет правильная организация отдыха между уроками — перемен, во время которых восстанавливается функция корковых нейронов, снимается утом­ление.

В процессе отдыха различают два периода (по Г. Ф. Вольборту): 1) восстановление функций; 2) упрочение восстановленного уров­ня. Если новое возбуждение приходится на первый из них, то работоспособность снова очень быстро падает и утомление про­должает нарастать, если же на 2-й, то она повышается. Отсюда следует, что перемены должны быть достаточно длительными, что­бы обеспечить оба этапа отдыха.

Установлена следующая продолжительность перемен: 10 — 30 — 10 — 10 минут или 10 — 20 — 20 — 10 минут. Перемены ме­нее 10 минут в школе не разрешаются: они не дают достаточного эффекта и восстанавливают работоспособность не полностью даже после относительно небольшого утомления. Большие перемены ре­комендуется проводить для учащихся младших классов после вто­рого, а для подростков — после третьего урока. С гигиенической точки зрения более целесообразно вместо одной большой 30-ми­нутной перемены установить две 20-минутные.

Желательно, чтобы дети проводили перемены, особенно боль­шую, на свежем воздухе в подвижных играх. Однако надо избегать излишней двигательной активности, так как не исключено сильное перевозбуждение и в таком случае перемена приведет не к отдыху, а к утомлению.

Не следует использовать перемены для шумных игр, чтения литературы, игры в шахматы, повторения уроков.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать трудность предмета и преобладание статического и динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент доми­нирует на уроках физкультуры, труда, производственной практи­ки, пения. Деление предметов на легкие и трудные относительно: оно зависит от индивидуальных способностей учащихся, от уровня преподавания данного предмета в школе.

Условно предметы в порядке убывания их трудности можно рас­пределить следующим образом: математика, иностранный язык, фи­зика, химия, родной язык и литература, география, биология, чер­чение, физическая культура, трудовое обучение, музыка и пение.

Наблюдения, проведенные в НИИ гигиены детей и подростков РАН, показали, что предметы, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утом­ляющее действие. В младших классах таковыми являются чтение, природоведение, история, в средних — география, история, мате­матика, физика, химия, в старших — физика, химия, математика, география, литература.

Рациональное распределение уроков достигается прежде всего правильным чередованием предметов: уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, нужно сменять уроками, построенными в основном на использо­вании сигналов первой сигнальной системы. При составлении рас­писания следует избегать сдваивания уроков, последовательного расположения уроков, сходных по характеру рабочих операций, таких, как физика и математика, история и география, русский и иностранный язык. Нецелесообразно сдваивание уроков труда, так как длительное действие однообразных раздражителей приво­дит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Установлено, что в дни, когда проводятся занятия по труду и физической культуре, отмечаются наилучшие функциональные по­казатели высшей нервной деятельности (ВИД). Наиболее благо­приятную динамику работоспособности обеспечивают уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, т. е. при появлении начальных стадий утомления.

Самые трудные предметы следует включать в расписание вто­рыми или третьими уроками, а не первыми и последними, т. е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Рациональное чередование естественно-математических и гумани­тарных предметов с уроками физкультуры, труда, пения, рисова­ния дает возможность учащимся переключаться с умственной де­ятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает более высокую работоспособность на про­тяжении дня и всей учебной недели.

На динамику работоспособности в течение дня заметно влияют способ преподавания, использование технических средств обучения (ТОО). Они активизируют учебный процесс, углубляют представ­ления о предмете, вызывают заинтересованность, эмоциональное восприятие нового материала. Применение ТСО должно быть стро­го регламентировано с учетом возраста учащихся.

Для гигиенической оценки школьного расписания можно вос­пользоваться ранговой шкалой трудности (И. Г. Сивков, 1975):

математика,

русский язык для национальных школ — 11 баллов,

иностранный язык — 10,

физика, химия — 9,

история — 8,

родной язык и литература — 7,

естествознание, биология, география — 6,

физическая культура — 5,

труд — 4,

черчение — 3,

ИЗО — 2,

пение — 1.

Для оценки школьного расписания подсчитывают сумму баллов по дням недели. Например, в 6-м классе сумма баллов по ранговой шкале трудности составляет в отдельные дни недели 36, 47, 40, 35, 32, 28. Эти цифровые данные изображают графически: на оси X откладываются дни недели (1 — 6, или понедельник — суббота), на оси У — сумма баллов. Полученные точки соединяются. Об­разованная кривая представляет собой графическое изображение распределения нагрузки в течение недели (рис. 2).

 

Рис. 2

Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом — во вторник или в среду или с двумя — в среду и в пятницу, и как нерациональное при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

К внеклассной и внешкольной работе учащихся относят занятия в кружках и спортивных секциях, посещение кино, музеев, теат­ров, участие в туристических походах и т. д. Во избежание пе­регрузок она должна строго регламентироваться и составлять для учащихся 1 — 3-х классов не более одного-двух, 4 — 7-х — трех-четырех, 8 — 11-х — четырех-пяти часов в неделю.

Внеклассную и внешкольную работу следует проводить в учеб­ные дни с минимальным количеством уроков, после обеда и не­большой прогулки, а также в выходные дни и каникулы. Каждый школьник должен быть занят не более чем в двух условии, что один учебный, а другой художественный или спор­тивный. В старших классах кружковые занятия следует устраивать не чаще одного-двух раз в неделю продолжительностью 35 — 45 минут для младших школьников и 50 — 60 минут — для стар­шеклассников.

При организации внеклассной работы следует учитывать прин­цип разнообразия.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.