Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА(ЛФК)



ФОРМЫ И СРЕДСТВА.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это метод, что использует средства физкультури в лечебно-профилактических и реабилитационныхих целях для полноценного восстановления здоровья и предупреждение осложнений.

- Лечебная физкультура (ЛФК) - это метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса;

- Лечебная физкультура (ЛФК) - это раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ:

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма.

Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК должна быть адекватна функциональным возможностям больного. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных регуляторов метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием других биологически активных веществ. Под влиянием ЛФК повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

При постельном режиме больного отмечается хронический дефицит проприоцептивной афферентации, снижается трофическое влияние нервной системы.

ЛФК способствует восстановлению моторно-висцеральных рефлекторных реакций, улучшая функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения.

Физические упражнения вызывают активизацию энергетических процессов, нормализацию (особенно в начальных стадиях) нарушенного липидного и углеводного обмена.

Адаптация к физическим упражнениям сопровождается более экономными реакциями организма на возрастающие физические нагрузки. Одновременно физические упражнения существенно стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.

Методические основы и формы лечебной физической культуры.Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств ЛФК, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения.

В основе ЛФК лежат дидактические принципы физической тренировки:

- повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка;

- постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц;

- доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного.

Выбор средств ЛФК зависит: от состояния больного, назначенного ему режима двигательной активности и условий лечебно-профилактического учреждения.

В кабинете ЛФК стационаров и поликлиник используют преимущественно лечебную гимнастику, утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, упражнения на тренажерах, физические упражнения в воде и плавание в бассейне, трудотерапию и механотерапию.

Другие формы ЛФК и спортивные игры находят широкое применение в санаториях и реабилитационных центрах у больных, находящихся на тренирующем режиме.

В лечебной гимнастике различают три основные группы физических упражнений:

- гимнастические упражнения,

- спортивно-прикладные упражнения (Ходьба, Бег оздоровительный, Лыжи, гребля, Плавание и др.),

- спортивные и другие подвижные игры.

Гимнастические упражнения составляют основу процедур лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики.

Спортивно-прикладные упражнения, как и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики.

Гимнастические упражнения в лечебной гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют:

- по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища),

- по степени усилия мышц, активности больного (активные выполняет сам больной; пассивные — инструктор ЛФК),

- по характеру целевой направленности упражнения (дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.).

Для усиления тренирующего действия упражнений используют резиновые ленты, гантели, эспандеры или тренажеры общего действия.

Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют блоковые установки и другие приспособления, изменяют исходное положение при выполнении движений (лежа, сидя, стоя, стоя с опорой у гимнастической стенки или стула), проводят упражнения в воде.

Большое значение придают дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом.

Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим.

При заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза вдоха) и повышают (фаза выдоха) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению дренирования бронхов.

Лечебное действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного пресса.

При переломах трубчатых костей и гипотрофии мышц различного происхождения в качестве специальных упражнений, направленных на восстановление силы мышц, часто применяют статические упражнения в изометрическом режиме работы мышц.

Гимнастические упражнения нередко проводят в музыкальном сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно усиливать тонизирующее влияние упражнений или оказывать успокаивающее действие на нервную систему.

Физические упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с температурой воды 25—27° применяют при лечении болезней системы кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34—36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной ригидности при спастических параличах и парезах.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

Лечебную гимнастику проводят групповым или индивидуальным методами.

Группы больных комплектуют по нозологическому принципу. Продолжительность занятия составляет 10—15 мин у больного, находящегося на постельном режиме, и 45—50 мин у выздоравливающих. Занятие состоит из вводной части (15—20% общей продолжительности), основной (65—75%) и заключительной (10—15%).

Вводная часть включает наиболее простые упражнения, подготавливающие организм больного к физической нагрузке.

В основной части занятия применяют упражнения, оказывающие тренирующее и лечебное действие, при этом поддерживается определенная интенсивность физической нагрузки, допустимая по состоянию здоровья, возрасту и физической подготовленности больного.

В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается.

Из других форм ЛФК наиболее доступна дозированная ходьба, оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного расстояния и темпа.

Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн.

Спортивные игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста, обычно облегчая условия игры.

Лечебная физкультура в системе реабилитации больных характеризуется ранней и последовательно нарастающей активизацией двигательного режима, преемственностью на ее этапах, применением широкого диапазона средств физической тренировки (гимнастических и спортивно-прикладных упражнений, механотерапевтических аппаратов, трудотерапии, массажа и др.).

Дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК определяется нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием больного, его возрастом и полом.

При назначении ЛФК проводят функциональные пробы с физической нагрузкой (пробу с приседанием, велоэргометрию), ортостатические и другие тесты, которые позволяют определить оптимальный ее уровень.

В процессе ЛФК врач контролирует адекватность физической нагрузки состоянию больного по его самочувствию, частоте дыхания, сердечных сокращений, величине АД, а у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями проводится запись ЭКГ.

ПОКАЗАННЯ.

ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее и общеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушением чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде у нейрохирургических больных.

Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц, коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей.

ЛФК используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов в матке и придатках, опущении матки.

ПРОТИПОКАЗАНИЯ.

Противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественных новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных психических реакциях на процедуру.

Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте.

Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка.

У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях.

Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.

Характерными особенностями методики ЛФК у детей являются сочетание средств так называемого общеоздоровительного воздействия со специальными, проведение занятий с учетом возрастных показателей развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастных групп при тех или иных заболеваниях.

Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам.

Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.).

После исчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков.

Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.

ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средств общестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапии заболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для обеспечения улучшения и нормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используют приемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно в исходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениям для развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.

Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокой температурой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ

Лечебный массаж- дозированное механическое воздействие на мягкие ткани больного при помощи специальных приемов, выполняе­мых обученным человеком в определенной последовательности и соче­таниях.

Наряду с лечением массаж проводят для:

профилактики забо­леваний (гигиенический), укрепления мышц, повышения выносливо­сти, уменьшения утомления организма (спортивный) и улучшения тро­фики поверхностных тканей (косметический массаж).

По источнику механических воздействий выделяют массаж ручной,

аппаратный и комбинированный.

Ручной массаж подразделяют на классический (об­щий и сегментарно-рефлекторный) и точечный (воздействие на БАТ).

ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Механическое воздействие (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация), которые имеют различную глубину воздействия на ткани больного.

При поглаживаниирука массажиста скользит по коже, не сдви­гая ее и не образуя кожных валиков и складок.

Выполняют кончиками пальцев, ладонной поверхностью кисти, согнутыми пальцами и тыль­ной поверхностью согнутой под прямым углом кисти.

При растираниирука массажиста скользит по коже, смещая массируемые ткани в различных направлениях.

Выполняют при помо­щи круговых или поперечных движений одним или несколькими паль­цами опорной частью кисти и локтевым краем ладони.

При разминаниипроизводят непрерывный или прерывистый зах­ват, приподнимание и отжимание массируемых мышц, попеременное их сдавление, "перетирание " или растяжение.

Выполняют большим и указательным пальцами - на небольших участках и большим и ос­тальными пальцами - на массивных участках.

Поколачиваниевключает периодические удары по массируемой части тела пальцами или кистью с частотой 2-3 удара/с в течение 1-1,5 минут.

Выполняют кончиками пальцев, боковой поверхностью раздвинутых или сжатых пальцев, боковой поверхностью кисти.

Вибрациявключает серию ритмичных колебательных движений различной частоты и амплитуды, производимых без отрыва руки от массируемого участка.

Выполняют ладонной поверхностью одного (чаще II или III) пальца в двигательных точках, всеми пальцами, ладо­нью или сжатой в кулак кистью на большой площади мышечно-фасциальных участков.

АППАРАТЫ.

Кресло массажное для спины, области малого таза и стоп "Лидер", "Лидер М" (в массажное кресло дополнительно вве­дены тонометр и стереомагнитола), "Супер-Лидер", "Кушетка массаж­ная", "Кушетка массажная с изменяющейся конфигурацией стола", "Кушетка массажная с изменяющейся конфигурацией стола с электро­подогревом", "Кушетка процедурная универсальная", "Кушетка про­цедурная универсальная с электроподогревом", электромассажер "Скат", массажер индивидуальный "МИ ЭПС", массажный комплекс объединенный "ОМК-2 ЭПС", релаксационно-массажный комплекс "Релакс", "Релакс М", стол массажный (для массажа спины в положе­нии лежа) "СТМ ЭПС", стул массажный двухмодульный и одномодульный для массажа области малого таза "СМ ЭПС", устройство мас­сажное для стопы "УМС ЭПС", комплекс многоцелевой массажный (США) "VIBRAMATIC", кресло массажное TAKASIMA (Тайвань), "Мод. 528" и "Мод. ВТ 9002 L", массажер перкуссионный портатив­ный со стандартным набором аппликаторов (США) "FLIMM FIGHTER", массажер портативный с приставкой "ТК-101", многоцелевой массаж­ный комплекс (США) "MULTIMATIC", "FLEXIMATIC", "GK-3", стол с автомассажером (Тайвань) "Модель А-808" и "Модель А-802".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.