Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление процессом принятия решений



Многим новым лидерам сложно с самого начала создать эффек­тивный процесс принятия решений. Обычно у них есть при­вычный стиль принятия решений, который их устраивает, и они считают, что должны быть последовательны - потому что в противном случае рискуют сбить с толку своих починенных. Но существует множество успешных методов принятия хороших решений. Чтобы понимать, какой из них лучше в данной ситуа­ции, и сообщать членам команды, почему вы приняли то или иное решение, нужно создать структуру принятия решений, от­ражающую характер самого решения. Как показано на рисунке 5-2, возможные подходы могут варьироваться от единоличного принятия решений до единогласного.

Некоторые решения лидеру лучше принимать единолично или после консультаций с одним-двумя сотрудниками. При этом, конечно же, есть риск упустить из виду важную информа­
цию и вызвать недовольство команды, потому что люди начнут считать, что влиянием пользуются лишь избранные. С другой стороны, процессы, требующие единогласного решения, часто приводят к размыванию ответственности, занимают слишком много времени, но иногда так и не заканчиваются решением, а если решение все-таки принимается, это всего лишь компро­мисс, устраивающих всех, но не решающий никаких проблем. Ни в том, ни в другом случае критическим возможностям и угрозам не уделяется должного внимания. Между этими край­ностями находятся процессы принятия решений, которые ис­пользуют большинство лидеров:

• Консультации и принятие решения. Лидер обращается за информацией и советом к группе или к некоторым из ее членов, но оставляет за собой право принять оконча­тельное решение. При этом лидер отделяет процесс сбо­ра информации и ее анализа от процесса оценки и дела­ет выводы, обращаясь к группе за информацией, но не за ее оценкой.

Рисунок 5-2
Спектр принятия решений
Единоличное принятие Консультации Достижение Единогласное решения и принятие решения консенсуса решение
Больший контроль лидера
Меньший контроль лидера

• Достижение консенсуса. Лидер собирает и анализи­рует информацию, а также привлекает к процессу при­нятия решений всех членов команды. При этом его цель - не общее согласие, но согласие достаточного ко­личества членов команды. Это значит, что большин­ство членов команды уверено в правильности решения и, что важно, остальные согласны принять это решение и поддержать его выполнение.

В какой ситуации лучше выбрать тот или иной метод? От­вет "В условиях дефицита времени я буду использовать метод консультаций и принятия решений" - неверный. Почему? По­тому что, хотя этот подход может быть самым быстрым путем к решению, он не обязательно быстро обеспечит достижение же­лаемого результата. Вы можете потратить больше времени на попытки убедить членов команды в правильности вашего реше­ния, но не сможете заставить их его выполнить. Лидеры, пред­почитающие действовать быстро, рискуют здесь больше всех. Они хотят прийти к окончательному выводу, но в итоге могут поставить под угрозу реализацию своих целей.

Следующие рекомендации помогут вам понять, какой метод принятия решений лучше всего использовать:

• Если решение приведет к появлению победителей и проигравших, лучше использовать подход консульта­ции в принятии решения. Подход консенсуса не приве­дет к желаемым результатам и вызовет конфликты в к оманде. Решения, связанные с убытками или неприят­ностями для всех членов команды, лидеру лучше всего принимать единолично.

• Если решение требует активной поддержки тех, чью ра­боту вы не можете контролировать, лучше использо­вать подход консенсуса. Возможно, подход консульти­рования позволит принять решение быстрее, но при этом вы рискуете не получить желаемого результата.

• Если команда состоит из неопытных сотрудников, луч­ше полагаться на подход консультации в принятии решения до тех пор, пока вы не оценили команду и не развили способности ее членов. Попытка достижения консенсуса в неопытной команде может вызвать раз­дражение, а решение все равно придется принимать вам, подрывая, таким образом, попытки создать эффек­тивное коллективное взаимодействие.


• Если вы руководите людьми, среди которых вам нужно утвердить свой авторитет (например, бывшими колле­гами), то с самого начала для принятия важных реше­ний лучше использовать подход консультаций. Рассла­биться и использовать подход консенсуса вы сможете после того, как утвердите свою власть.

Подход к принятию решений также во многом зависит от ситуации STARS. В ситуациях создания организации и выведе­ния из кризиса лучше работает подход консультаций и приня­тия решения, так как проблемы здесь носят преимущественно технический, а не культурный или политический характер. Кроме того, сотрудникам может требоваться сильное руковод­ство: лидеров, использующих подход консультаций и принятия решения, люди часто считают сильными. С другой стороны, в ситуациях реорганизации или поддержания успеха, лидер час­то имеет в своем распоряжении сильную команду и сталкивает­ся с проблемами культурного и политического характера. В этих ситуациях лучше работает подход консенсуса.

Адаптируя подход к принятию решений в зависимости от характера самих решений, иногда вам придется сдерживать свои естественные склонности. Возможно, вы склонны либо к подходу консультаций и принятия решения, либо к подходу консенсуса. Но это - всего лишь личные предпочтения. Если вы склонны к подходу консультаций и принятия решения, в подхо­дящей ситуации поэкспериментируйте с подходом консенсуса. Если вы - сторонник консенсуса, не стесняйтесь использовать подход консультаций и принятия решения, если считаете это необходимым.

Поясните членам команды, какой подход собираетесь ис­пользовать и почему. Но самое важное, каким бы ни был ваш подход, люди должны считать его справедливым. Даже те, кто не согласен с вашим решением, часто поддержат его, если видят, что их взгляды и мнение были услышаны и искренне рассмот­рены, и если вы объяснили им, почему приняли именно такое решение. Но не стоит пытаться достичь консенсуса по поводу уже принятого решения. Люди это сразу же заметят, что подо­рвет доверие к вам, и такое решение будет очень трудно выпол­нить. Лучше честно использовать подход консультаций и при­нятия решения.

Наконец, подходы к принятию решений можно менять по мере того, как вы будете лучше понимать интересы и позиции людей. Возможно, имеет смысл начать с подхода консенсуса, но оставить за собой право перейти к подходу консультаций и при­нятия решения, если процесс вызывает слишком много разно­гласий. А иногда лучше начать с подхода консультаций и при­нятия решения, а потом перейти к консенсусу, если выясняется, что решение нужно выполнять быстро, и консенсус возможен.

Заключение

Возможно, формирование команды - самая важная, и опреде­ленно, одна из самых сложных задач, стоящих перед новым ли­дером. Это касается организации и государственного, и частно­го секторов. В государственных организациях этот процесс усложняют наложенными ограничивающими правилами, навя­занными целями и отсутствием мощных материальных стиму­лов. Но наше исследование показало, что, несмотря на все эти ограничения, многие лидеры успешно мотивируют сотрудни­ков своих организаций для достижения успеха. Например, урок, который получила Джулия Дэвис относительно необхо­димости разъяснения целей, оказался ценным и с точки зрения улучшения работы ее организации, и с позиций демонстрации подчиненным и ключевым клиентам, ее умения как лидера адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Каковы ваши критерии оценки работы членов команды, насколько им соответствует персонал, доставшийся вам "по наследству"?

2.Какие кадровые изменения необходимы, и как скоро?

3.. Какая помощь вам потребуется в процессе реструкту­ризации, и как не задеть чувства собственного достоин­ства тех, кого она затронет больше всего?

4.Как лучше всего использовать существующие системы стимулирования, чтобы мотивировать команду двигать­ся к новым целям?

5.Какие новые процессы вы хотите ввести в команде?

6.Как вы будете принимать решения - вначале или позже?


Создаем альянсы

В тот же день, когда Дуэйн Робинсон принял должность дирек­тора отдела управления персоналом администрации штата, его босс, недавно избранный губернатор, поставил перед ним яс­ную задачу. "Восстановите доверие общественности, - сказал он Дуэйну. - И как можно быстрее". Это была сложная задача. При предыдущем губернаторе работа отдела, который возгла­вил Дуэйн, вызвала резкую критику, после того, как в СМИ по­явились сообщения о сомнительных финансовых операциях в отделе и проблемах, связанных с охраной детства.

До этого Дуэйн руководил небольшой частной медицин­ской компанией. Его считали лидером с агрессивным подходом, способным заставить действовать даже самых неповоротливых бюрократов. Но на новой должности он скоро стал сомневаться, по силам ли ему справиться с новыми задачами.

Всего через несколько недель Дуэйн понял, что "унаследо­вал" организацию с множеством проблем. Ее недавние неудачи, несмотря на всю свою серьезность, были лишь симптомами на­много более запущенной болезни. Руководители совершенно не доверяли друг другу, а в самой организации укоренилась куль­тура "защитного поведения", из-за чего общение между филиа­лами практически свелось к нулю. Уже в первую неделю рабо­ты к Дуэйну обратились несколько менеджеров высшего звена. Они изложили ему свои взгляды на ситуацию в отделе и дали рекомендации относительно вопросов, связанных с персоналом и деятельностью отдела. Их взгляды противоречили друг другу, а иногда в них даже проскальзывала откровенная враждебность к другим сотрудникам организации.

Дуэйна это обеспокоило, и он предпринял попытку нала­дить открытое общение между своими непосредственными под­чиненными. Он стал проводить еженедельные общие встречи, надеясь привлечь сотрудников к диалогу, чтобы найти решение существующих проблем. Но дискуссии, в лучшем случае, ока­зывались вялыми, люди быстро отказывались от своей точки зрения и занимали оборонительную позицию. Дуэйн чувство­вал, что реальные дискуссии происходят в кулуарах, и вражду­ющие альянсы "ломают копья" до общих встреч и после них.

После шести недель Дуэйн был перенасыщен конфликтами и враждебностью подчиненных. Он хотел уволить сразу всех и начать все сначала - что, конечно же, было невозможно с уче­том условий государственной службы, а кроме того, отдел дол­жен был продолжать работать. Поэтому он решил, что лучше всего прибегнуть к "шоковой терапии".

Опираясь на свои полномочия и власть, Дуэйн стал прово­дить необходимые изменения в приказном порядке. В течение последующих недель он выпустил множество распоряжений, определяющих новые методы работы и критерии оценки персо­нала, и провел несколько встреч с сотрудниками всех уровней, на которых изложил новые правила. На этих встречах он не­сколько раз назвал себя "новым шерифом в этом городе".

Через два месяца в отделе царил полный хаос. Еще до при­хода Дуэйна сотрудники отдела враждовали между собой, а сам отдел стал объектом пристального внимания общественности. А теперь работа отдела вообще была парализована. Сотрудни­ки, сбитые с толку новыми распоряжениями (которых их мене­джеры, конечно же, не поддерживали), боялись наказаний и по­этому просто молчали.

В то же время менеджеры начали жаловаться на стиль руко­водства Дуэйна своим союзникам в законодательных органах и других организациях. Скоро Дуэйну стали звонить раздражен­ные представители законодательных органов и профсоюзов. Но самое худшее произошло тогда, когда Дуэйну позвонил руково­дитель администрации губернатора и спросил, каким образом

Дуэйну удалось настолько ухудшить и без того неблагоприят­ную ситуацию.

Теперь Дуэйн окончательно понял, что допустил ужасную ошибку и создал себе серьезные проблемы. Он прекратил упор­ствовать, но стал сомневаться, удастся ли ему исправить ситуа­цию, пока она еще больше не ухудшилась, а он не поплатился своей работой?

Ловушка "одинокого рейнджера"

Многие новые лидеры государственных организаций довольно часто попадают в ту же ловушку, что и Дуэйн Робинсон. Они принимают руководство организацией, более крупной и высо­копрофильной чем та, где работали раньше. Они испытывают огромное давление, отчасти созданное ими самими, заставляю­щее их стремиться, как можно быстрее продемонстрировать за­метные результаты. Раздраженные неспособностью добиться желаемого перед лицом сложных и глубоко укоренившихся проблем, они прибегают к стилю руководства, который эксперт в области лидерства Рон Хейфец называет стилем "одинокого рейнджера", основанным на авторитарном стиле принятия ре­шений (1). В надежде добиться изменений, такие лидеры лишь укрепляют сопротивление - этот феномен еще называют созда­нием реактивной коалиции.

В результате возникает изнурительный порочный круг, где насильственное применение власти усугубляет сопротивление оппозиции, что побуждает лидера действовать еще более жест­ко, и так далее. Если этот процесс не остановить, в результате возникает все более и более серьезный конфликт между новым лидером и сотрудниками, и их союзниками. Новый лидер и так уязвим из-за недостатка информации о существующих коали­циях, а кроме того, обычно замена персонала связана с юриди­ческими и политическими ограничениями. Поэтому в этой вой­не лидер вряд ли победит.

Особенно часто попадают в эту ловушку новые лидеры, пе­решедшие в государственный сектор из частного. Почему? Потому что в бизнесе у лидера более ясные цели и критерии, больше полномочий нанимать и увольнять людей, и меньше внешних заинтересованных сторон и наблюдателей, чем у его коллег в государственных организациях. Например, ему трудно понять зачастую сложные отношения между менеджерами организации, представителями центральных исполнительных органов, ответственных за бюджет, персонал и административ­ные системы, и представителями законодательных органов, со­здающими правила, по которым действует вся система.

Чтобы не попасть в эту ловушку, мало просто понять, что нужно сделать. Необходимо выяснить, как это сделать; нужно преодолеть вызов влияния. Это значит, что в начале необходи­мо потратить достаточно времени и сил на то, чтобы разобрать­ся, кто и на кого влияет и обнаружить важные коалиции (2). Не­обходимо определить людей и группы, и внутри организации, и за ее пределами, которые в будущем будут оказывать влияние на цели и стратегии организации. Развивая отношения с этими людьми, нужно завоевать их доверие и создать конструктивные рабочие отношения с основными внутренними и внешними за­интересованными сторонами. Такая база союзников позволит вам начать создавать и передавать другим видение того, как должна действовать организация. Влиятельные люди должны поверить, что вы способны вести организацию к желаемому бу­дущему. И самое важное, необходимо создать альянсы в под­держку любых изменений, которые вы надеетесь ввести. Ваши­ми действиями должен руководить баланс между движущими и ограничивающими силами.

Карта влияния

Определить людей и группы, оказывающие влияние на деятель­ность государственных организаций, довольно сложно. Но не стоит жалеть на это времени. Начните с определения влиятель­ных сторон, а затем переходите к диагностике сетей влияния.

Определение влиятельных сторон

Самые очевидные источники влияния - вертикальные ли­нии, ведущие к вашему боссу и к вашим подчиненным. Но не уделяйте им все свое внимание - ведь есть еще горизонтальные линии. Общая ошибка новых лидеров состоит в том, что в пе­реходный период они посвящают слишком много времени вер­тикальному измерению влияния - восходящему, к боссу, и нисходящему - к подчиненным, и забывают о горизонтальном измерении - о коллегах и внешних заинтересованных сторонах. Эта ошибка понятна; естественно уделять основное внимание тем, кому подчиняетесь вы, и кто подчиняется вам. В конце кон­цов, эти люди представляют собой первичные каналы, через ко­торые вы будете распространять свое влияние. Однако, если вы станете действовать на основании исключительно своих полно­мочий - как поступил Дуэйн, - то начнете действовать вопреки интересам других заинтересованных сторон, и в результате по­ставите себя в уязвимое положение.

Ключевые горизонтальные отношения - это отношения с людьми и группами в организации и за ее пределами. Это отно­шения с коллегами, другими сотрудниками и теми, кто занима­ется такими вспомогательными функциями организации, как бюджет и финансы. Эти люди не обязательно будут вашими непосредственными подчиненными, но они оказывают сущест­венное влияние на вашу деятельность. Также подумайте об уда­ленных исполнительных агентствах, управляющих общим государственным бюджетом и вопросами доходов, и устанавли­вающих политику закупок и управления персоналом. Заплани­руйте связаться, если это нужно, с законодательными орга­нами и соответствующими органами надзора, юридическими организациями, профсоюзами государственных служащих, инспекторами и аудиторами, органами по связям с обществен­ностью и свободе информации, и, конечно, с избирателями. В таблице 6-1 и на рисунке 6-1 приведен типичный список вну­тренних и внешних точек влияния и их основных интересов. Новый лидер должен хорошо понимать, как каждая из них вли­яет на его положение.

Говорят, что основа бизнеса - деньги; основа государст­ва - власть. Поэтому руководителю в государственной органи­зации мало просто определить внутренние и внешние точки влияния. Нужно понять основания власти каждой из точек влияния, чтобы определить, как и до какой степени она воздей-

Таблица 6-1 Внутренние и внешние точки влияния и их основные интересы
Боссы • • • Цели деятельности. Командная работа и поддержка. Соблюдение законов, нормативных положений и правил. • • • Соблюдение правил, составленных руководством. Целостность системы отчетности. Отсутствие сюрпризов и неприятностей.
Сотрудники • • • • Равные для всех возможности и система вознаграждений. Четкий курс. Доступность босса. Союзники или конкуренты. • • Обсуждения условий контрактов и трудовых договоров с профсоюзами и их реализация. Защита стандартов про­фессиональных ассоциаций.
Коллеги • • Делиться информацией или скрывать ее. Доверие или недоверие. Сеть советников и консультантов.
Бюджет и финансы • • « Правильное распределение ресурсов. Оценка результатов деятельности. Сбор информации и отчетность. • • Соблюдение бюджета администрации. Выделение ресурсов законодательными органами.
Отдел управления персоналом • • • Эффективность процессов подбора, развития и оплаты труда персонала. Справедливое и последовательное применение методов управления персоналом. Системы аттестации персонала. Соблюдение законов, касающихся государственной службы, нормативных поло­жений и правил.
Юридический отдел • • • Законность действий руководства. Представительство в судах и админи­стративных органах. Этика. • • Разрешение конфликтов. Надзор за выполнением программ законодательства.
Отдел по внешним связям • • • Знание руководства о позициях и действиях заинтересованных сторон. Благоприятный имидж в СМИ. Антикризисный менеджмент с помощью связей с общественностью (PR). • • Представительство заинтересованных сторон. Интерес СМИ и расследования по поводу деятельности и проблем организации.
Отдел материально- технического обеспечения • • Соблюдение приоритетов организации в сфере закупок. Соблюдение законов, нормативных положений и правил. Соблюдение законов, действующих на уровне госструктур, нормативных положений и правил, касающихся MTO.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.