9. Аромотерапия (используется на протяжении всех занятий).
10. Спокойная медленная музыка (используется на протяжении всех занятий).
Материалы и оборудование:видеомагнитофон, магнитофон, муляжи, плакаты, ароматница (масло апельсина, лимона, мяты, можжевельника, лаванды), коврики для занятий гимнастикой, наборы для арттерапии (альбомные листы, акварели, гуашь, карандаши, цветные мелки).
На протяжении всех занятий будущая мама ведет дневник наблюдений за ребенком. Туда записываются особенности реакций ребенка на те или иные стимулы, настроение мамы, пики суточной активности. Эта работа направлена на формирование у мамы высокой степени включенности в жизнь ребенка и выстраивание коммуникативного взаимодействия с ним.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. «Вхождение в группу»(2,5 ч)
Оборудование: ароматница с маслом лимона, ватман для написания правил, магнитофон, наборы для рисования.
№
п/п
Ход работы
Время работы
Рассказ руководителя о себе, целях и основных направлениях работы.
10 мин
Знакомство участников группы. Рассказ о себе (например, имя, возраст, род занятия, что любит она и ее ребенок, свои качества, что ждет от занятий, чего хочет достичь в результате работы и т. п.)
50 мин
Выработка правил работы в группе
15 мин
Упражнение на сплочение группы «Песчаная россыпь»
5 мин
Спонтанный рисунок (включается спокойная музыка)
в среднем 30-40 мин
Обсуждение рисунков (что изображено, мысли и чувства по ходу рисования)
Оборудование: ароматница с маслом мяты, магнитофон, видеомагнитофон, муляж рождающегося ребенка.
Обязательно присутствие акушера-гинеколога.
№ п\п
Ход работы
Время работы
Ритуал приветствия
10 мин
Упражнение на сплочение группы «Ассоциация»
10 мин
Лекция на тему «Процесс родов, родовая боль, поведение женщины в процессе родов» (показ видеофильма).
40-50 (+15) мин
Упражнение с использованием муляжа
15-20
мин
Обучение способам преодоления родовой боли без помощи медикаментов (воздействие на биологически активные точки с использованием позитивных мысле-форм). Практические упражнения по использованию перечисленных способов
40 мин
Обучение правильному дыханию во время родов. Практическое упражнение.
Оборудование: ароматница с маслом лаванды, магнитофон, коврики для занятий гимнастикой.
№ п/п
Ход работы
Время работы
Ритуал приветствия
10 мин
Упражнение на сплочение группы «Свеча»
10 мин
Рассказ «Ваши ожидания от ребенка»
20 мин
Лекция-беседа на тему «Родительское программирование: проецирование образа и несовпадение его с реальностью. Его последствия»
25-30 мин
Работа с семейным пространством. Обсуждение в группе (Что оно из себя представляет; оно одно общее или два отдельных личностных пространства, есть ли в нем место для ребенка)
Оборудование: ароматница с маслом лимона, листы бумаги, магнитофон.
№ п/п
Ход работы
Время работы
Ритуал приветствия
10 мин
Упражнение на сплочение группы «Зеркало»
5 мин
Лекция на тему «Традиции и ритуалы знакомства родителей и ребенка и введение его в семью. Общение матери и ребенка»
30-40 мин
Разыгрывание каких-либо ритуалов в виде ролевых игр
30 мин
Сеанс релаксации
10 мин
Написание письма ребенку (рассказ о себе, что хорошего и ценного она может дать как мать, какие испытывает чувства по отношению к нему, его место в семье и ее жизни)
Необходимость создания технологии формирования личностной зрелости родителей обусловлена противоречием между безусловным влиянием личности родителя на личность ребенка и отсутствием в большинстве программ для работы с родителями задачи личностного развития участников. Основные концептуальные положения технологии:
— личностно-ориентированная гуманистическая парадигма развития личности (Г. А. Берулава, 2003);
— положение А. А. Реана (2004) о том, что саморазвитие — условие достижения личностной зрелости и в связи с этим, модель саморазвития М. Р. Битяновой (1995);
— концепция реориентации Е. В.Сидоренко (2002);
— положения философии экзистенциализма (Ж. П. Сартр, 1989) о свободе, выборе и ответственности;
— идея Т. Гордона (1975) о развитии навыков общения у родителей, адаптированная для российской культуры Ю. Б. Гиппен-рейтер (2001) и И. М. Марковской (2002);
— идея К. Юнга, Э. Берна о необходимости восстановления контакта со своим «внутренним ребенком» для активизации творчества, стремления к самореализации и возвращения умения чувствовать радость жизни;
— мысль А. А. Реана о единстве самоактуализации, самотранс-ценденции и о действии в их отношении принципа долполнитель-ности, т. е. одновременно собственное совершенство и счастье окружающих;
— наша идея о необходимости развития личностной зрелости родителей с целью содействовать становлению ответственных и свободных личностей (их детей), способных сделать свою жизнь счастливой.
Формой реализации технологииявляется личностно-ориенти-рованный психологический тренинг как метод преднамеренных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия (О. В. Евтихов, 2003).
Работа группы в рамках предлагаемой нами технологии строится в соответствии с общими принципами групповой работы (Л. А. Петровская, 1982; К. Рудестам, 1993; С. И. Макшанов, 1997; А. С. Прутченков, 2001 и др.).
Специфическими принципами для данного тренинга являются:
- принцип постоянного состава группы: после начала занятий новые люди не принимаются, если кто-то из участников захочет уйти, он должен рассказать о своем решении группе, обосновать его, получить обратную связь от каждого участника; пропустившие два занятия включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время их отсутствия.
— принцип комплектования группы: в группу принимаются мужчины и женщины, уже являющиеся родителями, а так же те, кто планируют стать родителями в ближайшее время и особенно те, кто уже осознал, что личные проблемы родителей влияют на выбор стиля воспитания, взаимоотношения с детьми, а в некоторых случаях определяют проблематику ребенка, его неуспешность в тех или иных сферах жизни. Количество участников составляет от 6 до 12 человек, желательно, чтобы это было четное число, так как многие упражнения выполняются в парах.
В тренинге нами использованы идеи и упражнения А. С. Прутченкова (2001), И.М. Марковской (2002), К.Рудестама (1993), Е.В.Сидоренко (2002), Р. Кочюнаса (2000), О. В. Ев-тихова (2003), И. В. Шевцовой (2003), С. В. Петрушина (2002), А. М. Прихожан (2000), упражнения, заимствованные из тренингов И. А. Мехниной, В. В. Старцева, С.С.Фридрик, В. Г. Ромека, а так же авторские разработки и модификации.
П РОГРАМ МА ТРЕН И Н ГА «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЕЙ»
Цель: поддержка развития субъектности родителя и обучение основным приемам сотрудничества с детьми. Задачи:
1) проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);
2) формирование мотивации на личностные изменения и стремления к саморазвитию;
3) прояснение ценностно-мотивационной сферы личности и ее развитие;
4) принятие «авторства собственной жизни» (Р. Кочюнас, 2000);
5) формирование позитивной «Я-концепции»;
6) развитие рефлексии и самопознание;
7) повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения;
8) расширение осознанности мотивов воспитания и формирование навыков сотрудничества с ребенком;
9) осознание своих внутренних запретов и формирование ощущения внутренней свободы и уверенности;
10) активизация творческого потенциала;
11) осознание жизненного сценария;
12) принятие активной жизненной позиции. Организация тренинга. Весь цикл разработанной нами
технологии включает 36 ч: 12 занятий по 3 ч. Данные временные интервалы обоснованы множественными опытами отечественных и зарубежных психологов (А. Я. Варга, А. Г. Лидере, А. С. Прутчен-ков, К. Рудестам, Р. Кочюнас и др.).
Все упражнения построены по схеме: исследование жизненного стиля личности — «инсайт» в постижении этого жизненного стиля — реориентация как раскрытие целого веера возможностей, поиск новых ориентиров, а иногда как преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.
Тренинг включает четыре блока. Три блока построены, исходя из нашего представления о структуре личностной зрелости родителей, четвертый блок — это блок домашних заданий.
Первый блок «Все мы родом из детства...» направлен на проработку эмоционального компонента личностной зрелости родителей. Построен как центрация на взаимоотношениях с собственными родителями, отреагирование своих негативных детских переживаний, расшифровка жизненного сценария.
Мы считаем, что для эффективного родительства необходимо отреагировать негативные детские переживания, связанные с родителями, проанализировать, какие их действия привели к этим переживаниям, для того, чтобы бессознательно не переносить данные паттерны поведения в систему отношений с собственным ребенком. Нашу идею подтверждают обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Авторы утверждают, что стиль общения с ребенком репродуктивен и во многом обусловлен семейной моделью воспитания (В. И. Брутман и др., 1994; Г. Г. Филлипова, 2001).
Кроме того, этот блок направлен на становление позитивной «Я-концепции». Здесь мы ориентируемся на мнение Ю. Б. Гиппен-рейтер: «Многие родители не заботятся о том, что накапливается в душевной копилке ребенка, в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний». На занятиях бывшие дети, которые уже сами заполняют копилки своих детей, открывают свои собственные «душевные копилки», исследуют их содержание, убирают ненужное и добаляютто, чего не хватает. На собственном опыте им предстоит прочувствовать то, что Ю. Б. Гиппенрейтер выразила так: «Каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем».
Большое внимание уделяется задачи восстановления контакта со своим «внутренним ребенком». По мнению Э. Берна, значительная часть людей еще с детства содержат в себе в основном приспособившегося «Ребенка», несущего запрет на открытость и спонтанность проявлений. Это состояние формируется как жела-
ние порадовать родителей и боязнь отвержения, поэтому ребенок не позволяет себе поведения, несоответствующего ожиданиям, что проявляется в повышенной конформности, неуверенности, в результате приводит к лишению возможности чувствовать радость жизни. К. Юнг придавал большое значение архетипу ребенка. По его мнению, ребенок прокладывает путь будущему преображению личности, воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума, выражает стремление к самореализации. Именно ребенок синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет видеть сердцем, способствует активизации творчества и продуктивности. Второй блок «Принятие авторства собственной жизни» направлен на проработку когнитивного компонента личностной зрелости родителей. Построен как исследование своего жизненного стиля и становления личности субъектом собственной жизни. В этом блоке занятий основной акцент делается на развитии ответственности участников по отношению к своей жизни, воспитанию детей, супружеским и семейным отношениям. Ответственность — одна из важнейших характеристик личностной зрелости. Большинство людей воспринимают ответственность как нечто тягостное, связанное со словом «должен», с отсутствием выбора и свободы. На наш взгляд больше возможностей дает понимание этого качества в философии экзистенциализма и экзистенциальной психотерапии (Ж. П. Сартр, И. Ялом, Р. Кочюнас): человек ответственен, а значит, свободен, т. е. он обладает свободой выбора, так как именно он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не обстоятельства, не судьба, не другие люди). Нести ответственность — это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошибки в воспитании. А умение найти компромисс между свободой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей и в своей собственной жизни поможет становлению здоровых, ответственных и свободных личностей.
Третий блок «Навыки взаимодействия» включает формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия: умение говорить о своих чувствах, навык активного слушания, умение решать конфликты по типу «выиграть-выиграть», говорить на «языке принятия». Включает поиск ответа на вопрос: Как показать ребенку, что я его ЛЮБЛЮ? Мы считаем, что поиск соответствующих поведенческих приемов, выражающих данное чувство важен, так как многие психологи, консультирующие родителей, говорят о том, что у многих просто отсутствуют действенные формы выражения любви, некоторые не считают это важным, потому что «Зачем выражать и так ясно: раз родитель - значит люблю», некоторые выражают свою любовь неадекватными способами по типу «Душит - значит любит» и т. д. С помощью специальных упражнений участники в парах «родитель-ребенок» отыгрывают привычные формы взаимодействия, а затем выбирают приемлемые, все это сопровождается рефлексией и обратной связью. В упражнениях «Трудный случай» (по типу баллинтовских групп) участники получают возможность повысить свою компетентность в разрешении трудных ситуаций межличностного общения.
Четвертый блок «Разработка личного жизненного плана» — этот блок полностью состоит из домашних заданий. Они были выделены в отдельный блок в связи с задачей стимулирования саморазвития участников. Необходимость постановки данной задачи обосновывается утверждением Г. А. Цукермана: «Хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек - нередко всю жизнь - не становится его субъектом». Это же подтверждает С. Л. Рубинштейн, считая, что одна из основных проблем человека состоит в том, сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни. По мнению М. Р. Битяновой, саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Домашние задания строятся в соответствии с моделью саморазвития М. Р. Битяновой и включают четыре процесса, выделенные ею.
1. Самопознание - для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои силь-
ные и слабые стороны. Самопознание включает такие приемы, как самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку. Этот процесс реализуется с помощью специально подобранных домашних упражнений и на тренинге.
2. Самопобуждение предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию. Основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение).
Выявляется и развивается в необходимости выполнения домашних заданий в принципе. На последнем занятии обсуждаются приемы, которые использовали участники для побуждения к выполнению домашних заданий.
3. Программирование професионального и личностного роста — переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию. Предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности.
В соответствии с задачами нашего тренинга основной акцент делается на личностном росте и развитии своей родительской эффективности. В домашних заданиях данный процесс реализуется в упражнениях по планированию и целеполаганию.
4. Самореализация — при реализации программы самосовершенствования в повседневной жизни возникают трудности. Некоторые ставят цели, но реально осуществить их удается редко. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является самоупражнение.
О результатах данного процесса можно судить по тому, как участники в процессе тренинга достигают поставленных целей в группе, применяют ли они навыки, полученные на тренинге, реализуют ли решения, принятые в группе, и личный жизненный план, составленный при выполнении домашних заданий в своей повседневной жизни.
Место проведения тренинга. Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Оно должно быть достаточно просторным, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений. Многие упражнения выполняются в па-
рах — места должно быть достаточно, чтобы пары не мешали друг другу. Желательно наличие коврового покрытия (если нет, то понадобятся коврики) так как некоторые упражнения выполняются лежа на полу.
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА
Предложенный нами сценарий не является окончательным, поскольку в ходе тренинга могут возникать различные непредвиденные ситуации. Отведенного нами времени может не хватить на проработку упражнения, тогда следует отказаться от другого упражнения в пользу качественного анализа и рефлексии. Бывают ситуации, когда группа отказывается выполнять какое-то упражнение, предложенное ведущим, причины могут быть разными: сопротивление, фаза конфронтации с ведущим, группа «переросла» данное упражнение, и оно не является актуальным, группа не дошла в своем развитии до необходимости пережить все, что связано с конкретным заданием и т. д. В этом случае важно обсудить, отрефлексировать создавшуюся ситуацию. Выбрать необходимую стратегию поведения ведущему поможет умение быть с группой, чувствовать не только каждого участника, но и преобладающее состояние группы в целом.