//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-
ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком
///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.
3. Социальная составляющая.
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.
Методика «Родительская любовь»
Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).
Инструкция:«Перед Вами список утверждений, характеризующий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши представления об идеальной родительской любви, а затем на идентичном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ответственная
Безответственная
Доверяющая
Подозревающая
Внимательная
Невнимательная
Симбиотическая
Самодостаточная
Принимающая
Отвергающая
Бессознательная
Сознательная
Уважающая
Неуважающая
Искренняя
Демонстративная
Понимающая
Непонимающая
Глупая
Умная
Альтруистическая
Эгоистическая
Рефлексивная
Рациональная
Бескорыстная
Корыстная
Инстинктивная
Сознательно-формирующая
Хорошая
Плохая
Созерцательная
Деятельная
Необходимая
Бесполезная
Преходящая
Вечная
Снисходительная
Сверхтребовательная
Просящая
Приказывающая
Покладистая
Жестокая
Чадолюбивая
Человеколюбивая
Гибкая
Консервативная
Контролирующая
Предоставляющая свободу
Возвышающая
Унижающая
Стимулирующая
Подавляющая
Эмоциональная
Рациональная
Обусловлено-нежная
Абсолютно-нежная
Потворствующая
Игнорирующая
Труд
Отдых
Терпеливая
Несдержанная
Поощрение
наказание
Теплая
Сдержанно-холодная
Пассивная
Активная
Заботливая
Безразличная
Эпизодическая
Постоянная
Воодушевляющая
Устрашающая
Добрая
Злая
Мягкая
Черствая
Приземленная
Возвышенная
Жертвенная
Жадная
Тревожная
Безмятежная
Веселая
Грустная
Восторженная
Унылая
Нежная
Грубая
Раздражительная
Невозмутимая
Удовлетворяющая
Лишающая
Собственническая
Безусловная
Оптимистическая
Пессимистическая
Всепрощающая
Злопамятная
Счастливая
Несчастная
Слабая
Сильная
Приятная
Неприятная
Взволнованная
Спокойная
Г. Методика диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке