Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ проводится в следующем порядке.



1.Перекодировать логические значения ответов в соответ­ствии с ключом.

 

№ воп­рос ответ Логическое выражение
да нет Условие, которое должно быть выпол­нено Усло­вие соблю­дено Усло­вие не соблю­дено
     
     
    Совпадение значения с ответом на во­прос № 8
     
     
    Указанное значение должно быть боль­ше 0
    Указанное значение должно быть боль­ше 18
         
     
     
     
     
     
     
     
     
 
    Выбор одного из варианта ответов    
     
     
      3 1 0
      Выбор одного из варианта ответов      
         
         
        3 1 0  
      Выбор одного из варианта ответов      
         
         
         
      Выбор варианта ответа № 6) 1 0  
      Выбор одного из варианта ответов      
         
         
         
        4 1 0  
      Выбор одного из варианта ответов      
         
         
         
         
      Совпадение значения с ответом на во­прос № 25  
      Совпадение значения с ответом на во­прос № 28  
      Совпадение значения с ответом на во­прос № 27  
      Совпадение значения с ответом на во­прос № 28  
             
      Совпадение значения с ответом № 7  
         
         
 

2. Подсчитать сумму баллов по каждой из характеристик ро­дительской роли и аспектов этнической идентичности в соответ­ствии с таблицами:

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ

Таблица 45

Исследуемый параметр Сумма баллов в ответах
стереотипность Ст 1 2 18 - вариант ответа 2
устойчивость Уст 11 15 30 31
присвоение примера родителей Ппр 3 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 1 20 - вариант ответа 1 30
внезапность перехода к родительской роли Вн 4 5 18 - вариант ответа 3
раннее усвоение РУ 12 13
принятие ответственности Отв 6 - соблюдение условия 7 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 3 22 - вариант ответа 3 29 - соблюдение условия

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Таблица 46

Исследуемый параметр Сумма баллов в ответах
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИДк 9 10 14 17 23 - вариант ответа 4
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИДс 19 - вариант ответа 2, 20 - вариант ответа 2, 23 - вариант ответа 3, 21 - вариант ответа 6, 26 - соблюдение условия 27 - соблюдение условия
ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ИДл 20 - вариант ответа 3 23 - вариант ответа 2 24 - соблюдение условия 25 - соблюдение условия

3. Сделать заключение о степени выраженности каждого из национально—этнических компонентов родительской роли в со­ответствии с таблицей:

 

 

Компоненты родительской роли сумма баллов по шкалам Степень выраженности
низкая сред­няя высо­кая
Культурно-этнический ИДк + Ст + Ру 0-5 6-8 9-10
Социально-этнический ИДс + Ппр + Отв 0-7 8-10 11-16
Индивидуально-этнический ИДл + Уст + Вп 0-5 6-8 9-11

2. определить социально—ролевую адекватность исполнения родительской роли по формуле и сделать заключение согласно та­блице 5.

ИДк + ИДс - ИДл + Ст + Уст - Ппр - Вп + Ру + Отв

низкая средняя высокая очень высокая
0 - 2,99 3,0 - 3,99 4,0-5,0 5,1 и выше

Интерпретация результатов

Высокие показатели по шкале социально—ролевой адекватно­сти исполнения родительской роли говорят об отсутствии противо­речий в структурно-ролевых позициях членов семьи, находящейся в условиях иноэтнической ситуации, при этом адекватность ис­полнения родительской роли отца тем выше, чем более развит ее культурно—этнический компонент. Низкие показатели поданной шкале говорят о затрудненной адаптации родителей в инокультур-ной среде и рассогласовании в структуре социальных ролей, вы­полняемых в семье.

Однако следует отметить, что в условиях иноэтнической ситу­ации высокоадекватное выполнение родительской роли надынди­видуально связано со склонностью родителей к построению соци­ально желаемого образа ребенка. Родители требуют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представле­ния и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если же их надежды не оправдываются, то высокие требования в безогово­рочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка собственных нежела-емых качеств со стороны отца. Родители склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».

Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по дан­ной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирую­щего этноса для общения в своей семье, идентификация с доми­нирующей нацией, следование принятым в обществе нормам и требованиям в воспитании детей, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окружении стереотипами («семья без детей — не семья», «быть матерью — долг каждой женщины» и т. п.).

Позиция родителей по отношению к детям в семье тесно свя­зана с тем, какой из национально-этнических компонентов пре­обладает в структуре родительской роли.

В частности, культурно-этнический компонент указывает на склонность к авторитарности. Его преобладание отражает готов­ность родителей тратить много сил и времени на воспитание, а также высокую тревожность и даже фобию утраты ребенка. След­ствием этого является стремление избавить «чадо» от трудностей жизни, искусственное продление зависимости от семьи и строгий контроль за его действиями, что, в конечном счете, лишает ребен­ка самостоятельности. Культурные и семейные традиции в данном случае передаются детям настойчиво и безапелляционно.

Преобладание социально-этнического компонента связано с заинтересованностью родителей в делах и планах ребенка, по­ощрением самостоятельности и инициативы. Родителям прису­ще стремление высоко оценивать интеллектуальные способности ребенка, доверять ему, гордиться им, занимать позицию на рав­ных. Родители пристально следят за социальными достижения­ми ребенка, при этом они стремятся учитывать его индивидуаль­ные особенности и возможности. В данном случае для родителей важнейшей ценностью является развитие ребенка, даже если это происходит в ущерб его идентификации со своим этносом. Сами родители также испытывают потребность в достижениях, стре­мятся к сохранению и развитию собственной индивидуальности, в построении своего родительского поведения обращаются к ин­формации психолого-педагогического характера и к активному обсуждению возникающих проблем в социальных контактах.

С эмоциональной холодностью и отстраненностью от соб­ственных детей связано развитие индивидуально-этнического ком­понента родительской роли. Его преобладание указывает на то, что родители не ориентируются в переживаниях, мыслях, склон­ностях ребенка и стараются свести к минимуму сенсорные кон­такты с ним. Чем более выражен в структуре родительской роли данный компонент, тем более родители склонны к рациональному планированию своего репродуктивного поведения, причем к де­тям относятся больше функционально («наследник», «продолжа­тель фамилии» и т. п.) нежели эмоционально. В вопросах постро-

ения своего родительского поведения ищут ответы в опыте своих собственных родителей.

Для определения гармоничности исполнения родительских ролей необходимо составить семейный профиль национально-эт­нических особенностей отца и матери:

Степень выраженности Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Культурно-этниче­ский компонент ро­дительской роли        
Социально-этниче­ский компонент ро­дительской роли        
Индивидуально-эт­нический компонент родительской роли        
Социально-ролевая адекватность испол­нения родительской роли        

Предметно анализируются показатели, отклоняющиеся от средних, а также разнонаправленные позиции родителей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.