Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родительство и воспитание родителей. Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности ро-дительства как сложного



Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности ро-дительства как сложного многогранного явления. Родительство можно рассматривать как:

• биологический, социокультурный и психологический фено­мен;

• интегральное психологическое образование личности (отца и\или матери);

•надындивидуальное целое (мы-родители);

• социальный институт, объединяющий два других института — отцовство и материнство;

•деятельность родителя по уходу, материальному обеспече­нию, воспитанию и обучению ребенка;

•этап в жизни человека, который начинается с момента зача­тия ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;

• как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя;

• объективный факт происхождения ребенка от конкрет­ных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах ЗАГСа;

•субъективное ощущение человека себя родителем;

•кровное родство между родителем и ребенком;

•осознание родителями родственной связи с детьми;

На наш взгляд, вполне приемлемо выделять характеристики родительства по определенным критериям: по форме: материнство и отцовство; по структуре семьи: родительство в полной семье, с двумя родителями; неполной семье, с одним родителем, материн­ской семье; по степени родства: биологическое родительство (ро­дители, воспитывающие ребенка, являются родными для него); социальное родительство (ребенка воспитывают приемные роди­тели); смешанный тип родительства (в этом случае приемным яв­ляется только один из родителей, со вторым же ребенка связывают кровные узы).

Воспитание родителей — международный термин, под кото­рым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Ис­следование проблем семьи и семейного воспитания показыва­ют, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска или проблемным семьям, они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних по­требностей и растущих требований общества к семье как социаль­ному институту.

Анализ содержания понятия «воспитание родителей» позво­ляет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жиз­ни семьи, а не только с определенными методами воспитания де­тей и формирования их поведения. В понятие «воспитание роди­телей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном счете речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разносто­роннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание роди­телей составляет часть социальной политики современного обще­ства (табл. 44.).

Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспи­тание родителей», так как оно означает накопление и освое­ние необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания родите­лей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспита­ние родителей - это прежде всего накопление знаний и навы­ков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от се­мейной психотерапии и семейной консультации по вопросам се­мьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными наличность и взаимодействие между людьми. Воспитание родителей в большей степени — просветительская ра­бота, обращенная к созданию человека (Ю. Хямаляйнен, 1993). При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней по­мощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуаль­ные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких пер­спектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать от­ветственность за своих детей [].

В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведе­нием ребенка, других - на его интеллектуальном развитии, тре­тьих - развитии личности и социальной компетентности. Общим для всех программ по воспитанию родителей является стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи воспитания родителей можно класси­фицировать исходя из особенностей каждого из периодов разви­тия ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывает­ся, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Следовательно необходимость воспитания родителей можно обосновать благопо­лучием ребенка и семьи в целом либо общественной значимостью данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.