Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психодиагностика родительства



Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает авторский подход к пониманию сущности родительства как интегрального и динамического образования личности. Ком­понентами родительства являются совокупность ценностных ори­ентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля вос­питания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когни­тивную и поведенческую составляющие. Характер, модальность и содержание этих компонентов, их соотношение и взаимодействие образуют систему субъективно-психологических факторов фор­мирования и реализации родительства. Родительство является ди­намическим личностным образованием, включающим основные этапы формирования: становление на субъективно—личностном уровне (материнство и отцовство) и на надындивидуальном уров­не (родительство).

Субъективно-психологический характер факторов формиро­вания и последующий тип работы с родителями (психологическое сопровождение) родительства делает необходимым и возможным его изучение как интегрального образования личности с примене­нием известных и новых психологических средств.

Таким образом, объектом психодиагностического исследова­ния в данном случае является родительство как интегральное и динамическое образование личности (отца и/или матери), а пред­метом его различные компоненты, то есть субъективно-психоло­гические проявления.

В таком случае социально-экономические и другие внешние факторы формирования родительства найдут свое отражение во всех проявлениях родительства, его компонентах (ценностях, от­ношениях, позициях и т. п.), причем, как указывал С. Л. Рубин­штейн, «внешние условия всегда преломляются через внутренние обстоятельства», поэтому психолог не диагностирует внешние об­стоятельства, он лишь констатирует, как они отражаются в пси­хической реальности человека. Для психолога-исследователя и практика важны именно эти «внутренние обстоятельства», по­скольку диагностика для него является не самоцелью, а — основой

для дальнейшей профессиональной работы — психологического сопровождения, психокоррекции, психотерапии родителей.

Предлагаемая психодиагностика проводится с отцами и мате­рями отдельно. В некоторых случаях к исследованию привлекают­ся дети. Пакет содержит следующие методики:

аопросник «Сознательное родительство» для изучения осо­знанности всех компонентов родительства как интегрального об­разования личности (родительские позиции, родительские чув­ства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, ро­дительское отношение);

аметодика «Представления об идеальном родителе» для из­учения представления об идеальном родителе и соотнесения с ре­альным родителем, включающим эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительства;

□ модифицированная методика «Родительское сочинение» для изучения особенностей родительской позиции и стиля семей­ного воспитания;

астандартизированая анкета «Принятие родительской роли» для изучения характера принятия родительской роли (стереотип­ность, присвоение примера родителей, внезапность перехода к родительской роли, раннее усвоение принятие ответственности) в соотнесении с фактором этнической идентичности родителей (культурная, социальная, личностная);

аопросник родительской любви и симпатии для выявления уровня родительских чувств к ребенку, их биологической (роди­тельский инстинкт) и психологической составляющих;

□ методика «Родительская любовь» для изучения характера родительских чувств и определения компонентного состава (ког­нитивный, эмоциональный, поведенческий);

апрактикум «Родительские победы и поражения» по диагно­стике потребностей родителей в психолого-педагогической под­готовке;

аобщая схема диагностического процесса в работе с семьей.

Все предлагаемые методики являются авторскими, либо раз­работаны, апробированы и валидизированы под руководством ав­тора.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.