Технология тренинга использует принципы и закономерности социально- психологического тренинга, которые в отечественной психологии рассмотрены в работах Г. М. Андреевой (1975, 1980); Н. Н. Богомоловой (1977); А. А. Бодалева (1988); А. И. Донцова (1984, 1987); Ю. Н. Емельянова (1985); Л. А. Петровской (1982, 1989); С. В. Петрушина (2002); А. У. Хараша (1987) и др.
Программа и содержание тренинга являются синтетической разработкой, в которой соединены элементы психолого-акмеоло-гического тренинга зрелого отцовствования и материнствования (Н. В. Боровикова, 1998), элементы тренингов личностного роста (А. Г. Лидере, 1996; Н. И. Козлов, 2000), различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (Н. В. Клюева, 2000; С. В. Кривцова, 2000; С. В. Петрушин, 2002;
A. С. Прутченков, 2000; К. Фопель, 2001; Г. А. Цукерман, 1997), а также собственные авторские упражнения. При разработке тренинга мы принимали во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (Э. Берн, А. Я. Варга, Д. В. Винникотт, К. Ви-такер, Я. Л. Коломинская, А. А. Кроник и Е. А. Кроник, Л. А. Петровская, К. Рудестам, В. Сатир, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйде-миллер и др.).
Принципы системного анализа требуют выделения системообразующего признака, который должен содержаться в самой психологической реальности (В. А. Ганзен; 1984, А. А. Гостев,
B. Ф. Рубахин, 1985; Б. Ф. Ломов, 1975; В. Д. Шадриков, 1982 и др.). В данном случае таким признаком является осознание себя и своего брачного партнера родителями. Осознанность — это залог эффективного родительства и гармоничной семьи. Осознанное родительство включает:
* Разработан и апробирован под нашим руководством М. О. Ермихиной (2003).
ностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;
— понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности (Э. Берн, 1988);
— понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;
— осознание родительского единства себя и своего брачного партнера включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом).
Механизмомтехнологии формирования осознанного роди-тельства является воздействие через субъективно-психологические факторы на компоненты структуры родительства.
В процессе тренинга происходит моделирование, актуализи-ция воздействия факторов, принадлежащих уровню макровлияния общества и уровню влияния родительской семьи, тем самым создаются условия развития супругов как родителей на уровне собственной семьи.
Мишеньювоздействия тренинга стала когнитивная составляющая интегральной психологической структуры родительства.
Принцип организацииработы тренинговой группы: работа со своей личностью (личностный рост родителя), работа в тренинговой диаде (со своим супругом/супругой) в процессе активной эмоциональной вовлеченности при постоянном получении обратной связи. Особенностью тренинга является участие в тренинге семейных пар, имеющих ребенка/детей.
Учитывая это, мы разработали проблемно-ориентированный социально-психологический тренинг «Осознанное родительство».
Цели:
— осознание себя родителем, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;
— осознание родительского единства со своим супругом/супругой;