Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в периферийных зонах мира. Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека. Между СССР и США возобновилась «идеологическая война.
Советское руководство давно отказалось от концепции «мировой революции». Но идея «социалистического интернационализма» была жива. Идеология внешней политики США в эти годы может быть определена как «активно-оборонительная».. В реальности это означало фронтальное противостояние советскому влиянию по всем окраинным зонам международной системы.
Возникновение избыточной массы «нефтедолларов» в каналах международного обращения изменило ситуацию в сфере международного кредитования. Стремясь увеличить масштабы оборота капиталов, банки стимулировали спрос на кредиты и облегчали условия их предоставления. Кризис провоцировал нарастание Удар по Польше нанес всемирный спад середины 70-х годов. Возникли трудности с продовольствием. прошла волна забастовок. В ноябре 1981 г. в Варшаве произошли столкновения оппозиции с полицией. 12 декабря 1981 г. правительство В.Ярузельского ввело в стране военное положение, образовав Военный совет национального спасения. В декабре 1981 г. новая американская администрация объявила о ведении дополнительных санкций против СССР из-за поддержки, которую он оказывал «репрессивной политике руководства Польши». Были приостановлены рейсы «Аэрофлота» в США, закрыта советская закупочная комиссия в Нью-Йорке, прекращены поставки нефтегазового оборудования. В ноябре 1982 г. американская администрация выступила с заявлением по поводу проекта «газ – трубы» - транспортировка газа из СССР в другие страны.. Были сформулированы требования к компаниям, ведущим дела с СССР: не заключать новых контрактов на закупки советского газа, усилить контроль за продажей в СССР продукции стратегического назначения и установить строгий контроль за финансовыми операциями с СССР. Санкции не имели решающего значения для развития отношений Советского Союза с западноевропейскими странами.
В 1980 г., в последний год правления администрации Дж.Картера, происходило сближение США с Китаем. Американская администрация стала считать усилия КНР по созданию коалиции против Советского Союза на «антигегемонической» основе средством глобального сдерживания СССР. . С 1980 г. США начали поставлять КНР технологию двойного назначения (средства связи, транспортные самолеты).
Ухудшение советско-американских отношений и дестабилизация международной периферии вызывали опасения европейских стран, которые ожидали распространения нестабильности из отдаленных регионов мира в Европу. осенью 1980 г. было решено созвать в Мадриде очередную встречу в рамках СБСЕ. Встреча завершилась в сентябре 1983 г. накал дискуссий был связан с правами человека.
1981 г. администрация Рональда Рейгана. «Наступательный глобализм» намерения сломать стратегическое равновесие с Советским Союзом и изменить соотношение сил в пользу Соединенных Штатов.
Наиболее острой проблемой международной безопасности было предстоящее в 1983 г. размещение американских ракет средней дальности (РСД) и крылатых ракет наземного базирования в Западной Европе.
18 ноября 1981 г. Р.Рейган выступил с предложением ограничить ядерные вооружения в Европе посредством принятия «нулевого варианта», в соответствии с которым США должны были отказаться от размещения ракет и крылатых ракет, а СССР – демонтировать размещенные в Европе новые ракеты, а также старые ракеты. В 1981-1983 гг. е четыре основных блока по вопросам ограничения вооружений:
а) советско-американские переговоры в Женеве по ракетно-ядерным средствам средней дальности в Европе (ноябрь 1981 г.);
б) переговоры в Вене о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе (январь – декабрь 1983 г., с перерывами);
в) советско-американские переговоры в Женеве об ограничении ядерных вооружений в Европе (январь – март 1983 г.);
г) советско-американские переговоры в Женеве об ограничении и сокращении стратегических вооружений, ОССВ (июнь 1982 г. – декабрь 1983 г., с перерывами). не приносила желанных результатов.
Фолклендский кризис.
На Фолклендские, Южные Сандвичевы острова и острова Южная Георгия у берегов Аргентины претендовали две страны – Аргентина и Великобритания. до их захвата Великобританией в 1833 г. острова принадлежали Аргентине. В апреле 1982 г. на Фолкленды направлены аргентинские войска. В ответ Маргарет Тэтчер обвинила Аргентину в агрессии. Возник вооруженный конфликт. Аргентина проиграла.
Великобритания как член НАТО была союзником США. Но и Аргентина была связана с США Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. («пактом Рио»). Администрация США пробовала посредничать в урегулировании спора в апреле 1982 г. Предложения: вывод вооруженных сил Аргентины с островов и отвод британского флота от их побережья, размещение на Фолклендах миротворческих сил Канады, США и двух латиноамериканских стран, и, продолжение британско-аргентинских переговоров. Аргентинская сторона отклонила предложения США. Вашингтон не считал равноценными свои отношения с Аргентиной и Британией. Пакт фактически перестал соблюдаться. Война в Южной Атлантике стимулировала патриотические и антиамериканские настроения.
США не хотели договоренностей с Советским Союзом, провоцируя его на гонку вооружений, которая, должна привести к экономическому истощению СССР. Р.Рейган огласил программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Проект СОИ предусматривал создание системы защиты от МБР на основе строительства в космическом пространстве специальных платформ, на которых могли быть размещены сверхмощные лазерные установки, способные поражать ракеты противника на подлете к территории США.
В сентябре 1983 г. первые американские ракеты были доставлены на пункты базирования в Великобритании, ФРГ и Италии.
24 ноября 1983 г. последовало угрожающее заявление советского руководства о положение в Европе.
В ответ на размещение американских ракет в Западной Европе Советский Союз после 1983 г. разместил на территории Чехословакии и ГДР оперативно-тактические комплексы.
Тем не менее, в целом к концу 80-х годов в стратегических вооружениях сложилось устойчивое равновесие, несмотря на попытки администрации Р.Рейгана вернуть стратегическое превосходство.