Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы построения статистических группировок. Виды группировки.



Принципы построения группировок:

1. Выбор группировочного признака

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.

2. Определение числа групп, на которые следует разбить изучаемую совокупность

Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака

Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:

- число групп;

- число единиц совокупности.

Получаем следующее соотношение:

15-24 25-44 45-89 90-179 180-359 360-719

3. Выбор интервала группировки

Если группировка производится по количественному признаку, колеблющемуся в каждой группе в определённых приделах (от-до), то для выделения отдельных групп необходимо установить интервалы.

Интервалом называется разность между наибольшим и наименьшим значениями признака в каждой группе. Интервалы группировок могут быть равными и неравными.

Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.

Величина равных интервалов определяется по формуле:

,

- величина интервала; - максимальное значение признака в совокупности;

- минимальное значение признака в совокупности; - число групп.

Интервалы бывают открытые и закрытые. Закрытым считается интервал, в котором есть и нижняя и верхняя границы, в противном случае интервал считается открытым. Например, интервалы «менее 60» или «180 и выше» - открытые интервалы. При решении задач неизвестную границу открытого интервала определяют по величине смежного с ним интервала.

4. Выбор показателей для характеристики групп. Это может быть число единиц, выработка, товарооборот, объём производства, стоимость основных фондов и т.д.

От степени сложности изучаемого массового явления и от задач анализа группировки могут быть простыми, то есть по одному группировочному признаку (пример, таблица 1) и сложными или комбинационными (по двум или более группировочным признакам). Пример комбинационной группировки в таблице 3.

Таблица 3 – Группировка учителей по образованию и группам классов

Группы классов Численность учителей Из них имеют образование
высшее в объёме пед. университета среднее в т.ч. среднее педагогическое
1 - 4
5 - 9
10 -11 -
Итого

Исходя из задач, решаемых группировкой, как методом статистического анализа, определяют три вида или типа группировок: типологическая, структурная, аналитическая.

Структурная группировка предполагает разделение однородной совокупности на группы, характеризующие структуру по какому-либо варьирующему признаку (например, группировка населения по возрасту, группировка населения по уровню дохода).

Таблица 4 – Распределение безработных по полу и образованию (в % к итогу)

Вид образования Безработные
всего женщины мужчины
Высшее
Среднее (специальное и общее)
Неполное среднее
Итого

Типологическая группировка предполагает разбиение качественно разнородной совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами (например, группировка предприятий по формам собственности, группировка студентов по полу и анализ успеваемости по различным дисциплинам, группировки стран по социально-политическому устройству, группировка населения по месту проживания).

Таблица 5 - Успеваемость студентов экономического факультета.

Пол Количество, чел. Средний балл успеваемости по предметам
Высшая математика Философия Микроэко-номика Экономичес-кая теория
Девушки 3,75 4,27 4,21 4,09
Юноши 4,01 4,00 4,19 3,96

Особенность аналитической группировки заключается в том, что она позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативного признаков. Аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Например, между стоимостью сырья и стоимостью выпускаемой продукции, между процентной ставкой банка и суммой предоставленных кредитов.

Таблица 6 – Группировка частных предприятий по численности работников

Численность частных предприятий Количество предприятий в группе Произведено продукции или оказано услуг, млн. руб. Получена прибыль, млн. руб.
до 10 чел.
10 – 50 чел.
50 – 100 чел.
Итого

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.