В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.
2. Определение числа групп, на которые следует разбить изучаемую совокупность
Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака
Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:
- число групп;
- число единиц совокупности.
Получаем следующее соотношение:
15-24
25-44
45-89
90-179
180-359
360-719
3. Выбор интервала группировки
Если группировка производится по количественному признаку, колеблющемуся в каждой группе в определённых приделах (от-до), то для выделения отдельных групп необходимо установить интервалы.
Интервалом называется разность между наибольшим и наименьшим значениями признака в каждой группе. Интервалы группировок могут быть равными и неравными.
Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.
Величина равных интервалов определяется по формуле:
,
- величина интервала; - максимальное значение признака в совокупности;
- минимальное значение признака в совокупности; - число групп.
Интервалы бывают открытые и закрытые. Закрытым считается интервал, в котором есть и нижняя и верхняя границы, в противном случае интервал считается открытым. Например, интервалы «менее 60» или «180 и выше» - открытые интервалы. При решении задач неизвестную границу открытого интервала определяют по величине смежного с ним интервала.
4. Выбор показателей для характеристики групп. Это может быть число единиц, выработка, товарооборот, объём производства, стоимость основных фондов и т.д.
От степени сложности изучаемого массового явления и от задач анализа группировки могут быть простыми, то есть по одному группировочному признаку (пример, таблица 1) и сложными или комбинационными (по двум или более группировочным признакам). Пример комбинационной группировки в таблице 3.
Таблица 3 – Группировка учителей по образованию и группам классов
Группы классов
Численность учителей
Из них имеют образование
высшее
в объёме
пед. университета
среднее
в т.ч. среднее педагогическое
1 - 4
5 - 9
10 -11
-
Итого
Исходя из задач, решаемых группировкой, как методом статистического анализа, определяют три вида или типа группировок: типологическая, структурная, аналитическая.
Структурная группировка предполагает разделение однородной совокупности на группы, характеризующие структуру по какому-либо варьирующему признаку (например, группировка населения по возрасту, группировка населения по уровню дохода).
Таблица 4 – Распределение безработных по полу и образованию (в % к итогу)
Вид образования
Безработные
всего
женщины
мужчины
Высшее
Среднее (специальное и общее)
Неполное среднее
Итого
Типологическая группировка предполагает разбиение качественно разнородной совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами (например, группировка предприятий по формам собственности, группировка студентов по полу и анализ успеваемости по различным дисциплинам, группировки стран по социально-политическому устройству, группировка населения по месту проживания).
Таблица 5 - Успеваемость студентов экономического факультета.
Пол
Количество, чел.
Средний балл успеваемости по предметам
Высшая математика
Философия
Микроэко-номика
Экономичес-кая теория
Девушки
3,75
4,27
4,21
4,09
Юноши
4,01
4,00
4,19
3,96
Особенность аналитической группировки заключается в том, что она позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативного признаков. Аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Например, между стоимостью сырья и стоимостью выпускаемой продукции, между процентной ставкой банка и суммой предоставленных кредитов.
Таблица 6 – Группировка частных предприятий по численности работников
Численность частных предприятий
Количество предприятий в группе
Произведено продукции или оказано услуг, млн. руб.