Методические указания: выполнять упражнения необходимо босиком. Обеспечить страховку при выполнении лазания и ходьбе по гимнастической скамейке.
1. Собирание пальцами стоп кусочков губчатой (пористой) резины (камушков, палочек), складывание их в одно место и разбрасывание.
2. Расправление на полу пальцами стоп полотенца (повторить несколько раз).
Методические указания: при выполнении упражнений 1 и 2 укрепляется стопа, особенно мышечно-связочный аппарат пальцев.
3. Растягивание веревки, сшитой «конец в коней». Трое или четверо детей сидят вокруг веревки и пальцами стоп расправляют ее в виде обруча, а затем тянут каждый к себе.
4. Катание мяча между подошвами стоп, сидя на полу с максимально разведенными коленками.
Ни мяч, ни стопы от пола не отрываются.
Методические указания: при выполнении упражнения происходит тренировка мышц и связок среднего отдела стопы, голеней и связочного аппарата коленного сустава, увеличивается супинация стопы.
5. Захват набивного мяча.
Лежа на спине или сидя, захватить стопами мяч и бросить его партнеру.
Методические указания: укрепляются мышцы и связки стопы и голени, увеличивается супинация стопы.
6. Ходьба «узким» шагом.
При ходьбе пятка правой стопы должна касаться носка левой, а пятка девой – носка правой. При переносе стопы выполнять перекат на носок.
Методические указания: увеличивается активная супинация заднего отдела стопы.
7. Круговые движения стоп.
Сидя на краю стула (скамейке), ноги вытянуть, пятками упереться в пол, носки приподнять и энергично производить круговые движения стопами внутрь и наружу.
8. Захватывание и приподнимание небольших предметов пальцами стоп. Сидя на стуле в 40 – 50 см от предмета, захватить их пальцами стоп и приподнять. Можно поднимать попеременно то левую, то правую стопу.
9. Езда на велосипеде.
Средний отдел стопы ставится на педаль детского велотренажера.
Методические указания: укрепляются мышцы стопы и голени, формируется свод.
10. Толкание футбольного мяча по направлению к партнеру подошвой то левой, то правой стопы в положении стоя или сидя. После толчка поджимать и подтягивать к себе ноги.
Методические указания: усиливается нагрузка на подошвенные мышцы, увеличивается амплитуда движений в суставах стоп и голеней.
11. Ходьба и лазание на четвереньках из различных исходных положений по горизонтальной и наклонно поставленной скамейке или лесенке для лазанья.
Лазанье («ходьба») по скамейке на четвереньках: встать в колонну по одному у конца скамейки лицом к ней. Опираясь руками о боковые края скамейки, встать на нее на четвереньки и передвигаться вперед, одновременно переставляя разноименные руку и ногу.
Упражнение выполняется по очереди с интервалом в 5 – 10 секунд.
Лазанье на четвереньках вверх и вниз по наклонной (под углом ) скамейке. Скамейки зацепляются крюками за вторую перекладину шведской стенки.
12. Лазанье вверх и вниз по гимнастической лесенке. На перекладину дети становятся средней частью стопы.
13. Передвижение по перекладине гимнастической лестницы влево и вправо приставными шагами с попеременной перестановкой одноименной ноги и руки.
Методические указания: на перекладину становятся средней частью стопы. При этом подошвенный свод стопы получает максимальную нагрузку.
В начале следует передвигаться на второй и третьей перекладине (рейке), а затем на шестой и седьмой. Переходить от первого и до последнего пролета и обратно.
14. Прыжки на носках с разнообразными поворотами, приседаниями и полуприседаниями, прыжки через скакалку на месте и в движении.