Особенностью ряда комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята» и другие), а также упражнений с предметами – мячом, обручем, скакалкой, карандашами, кубиками. Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими и в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.
При плоскостопии и для его предупреждения
Используются упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени, и формирование сводов стоп: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча (мяча) пальцами ног.
Они применяются в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4 -5 – раз на этапе разучивания упражнений до 10 – 12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнение под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия
Комплекс «Веселый зоосад»
Методические рекомендации: упражнение выполнять под музыкальное сопровождение. Дети выполняют упражнение босиком.
1. Танцующий верблюд.
И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В: ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Забавный медвежонок».
И. п. – стоя на наружных краях стопы, руки на поясе.
В: ходьба на месте на наружных краях стоп.
То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево.
То же, кружась на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В: 1 – 2 – полуприсед на носках, улыбнуться;
3 – 4 – и. п.
4. «Тигренок потягивается».
И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
В: 1 – 2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись;
3 – 4 – и. п.
5. «Обезьянки – непоседы».
И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы кресс – накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно.
1 – 2 – встать;
3 – 4 – стойка: ноги скрещены, опираются при этом на наружные края стоп;
5 – 6 – сесть;
7 – 8 – вернуться в и. п., сохраняя при этом правильную осанку.
6. «Резвые зайчата».
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1 – 16 – подскоки на носках (пятки вместе).
Комплекс с мячом
Методические рекомендации: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8 – 12 см. Упражнения выполнять босиком.
1. И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под столом.
В: катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И. п. – то же.
В: катать мяч вправо – влево двумя стопами вместе и поочередно.
3. И. п. – то же.
В: круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо – влево.
4. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.
В: 1 – 2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами;
3 – 4 – и. п.
5. И. п. – то же.
1 – 2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами
6. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
Комплекс «Загадки»
Методические указания: перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно – два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
Дети выполняют упражнения босиком.
1. «Месяц».
За домом у дорожки висит пол-лепешки.
И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
В: несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце».
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.
И. п. – то же.
В: несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча».
По небу ходила, солнышко закрыла.
Только солнце спряталось – и она расплакалась.
И. п. – то же.
В: несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
4. «Молния».
Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.
И. п. – то же.
В: несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь».
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет.
И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
В: постукивать о пол носком одной ноги, другой, и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга».
Крашеное коромысло над рекой повисло.
И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
В: несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.