Методические указания: поставить встык 2 – 3 – скамейки, на них положить кубики на одинаковом расстоянии друг от друга. Положить канат, веревку или массажную дорожку, дальше – массажеры 4 – 5 – штук (или ящики с галькой).
Ребристые доски: одну закрепляем на шведскую стенку на 2 – 3–ю рейку, через 2 – 3 – пролета, закрепляем вторую доску на 3 – 4–ю рейку.
Закрепляем обручи и расставляем кубики на одинаковом расстоянии друг от друга.
При выполнении лазания обязательна тактильно-мышечная помощь взрослого. Все упражнения выполняются босиком.
Дети выполняют задание под музыку «Шествие гномов».
«Сейчас мы пойдем в гости к гномам. Они живут далеко. И чтобы попасть к ним в гости, нам с вами придется преодолеть много препятствий. Мы должны пройти по узкому мостику и не упасть в глубокую реку. Вода в ней очень холодная. Перепрыгнуть через валуны, пройти по болоту, по кочкам и не оступиться! Проползти по узкому ущелью, подняться на скалу, на самую вершину и спуститься с другой стороны, пройти по лесенке над пропастью. Итак, отправляемся в путь!»
Впереди мостик через реку (гимнастические скамейки), Он очень узкий, да еще и с препятствиями. Надо пройти по нему и перешагнуть через валуны.
Варианты ходьбы:
ходьба вперед, босиком, на носках, на четвереньках; с различным положением рук – в стороны, вверх; в руках различные предметы, на голове мешочки с песком.
Следующее препятствие – болото. Идем по кочкам (кочки – массажеры, канат и др.). Дети идут по канату боком, и так ставят стопы, чтобы носки и пятки касались пола.
Наконец-то болото кончилось и пришли мы к высоким – высоким скалам (ребристые доски и шведские стенки). Поднимаемся вверх, держась руками за края и ставя ножки на носки. Взбираемся на первую скалу (шведскую стенку), поднимаемся вверх, переходим на следующую скалу (следующий пролет шведской стенки) и еще поднимаемся выше. Дошли до последнего пролета, на котором укреплена вторая ребристая доска. Спускаемся вниз. По доске дети спускаются без помощи рук – спиной, боком, лицом вперед (обязательно – страховка!). Внизу – мягкие маты.
Спустившись со скал, надо проползти по узкому ущелью (кольца, тоннели расставлены на равном расстоянии друг от друга).
Ползание разными способами:
· одновременным (правая рука, правая нога),
· разновременным (правая рука, левая нога).
А вот и домик гномиков. Теперь можно повеселиться всем вместе.
Дети берут колпачки гномов и танцуют, или играют в подвижную игру («Дракон»):
· ребята встают в затылок друг другу,
· руки на поясе впередистоящего. «голова» должна поймать «хвост». «Хвост» убегает (бег на носках).
Упражнения для профилактики плоскостопия с нетрадиционными пособиями
Катание стопой пластмассового шарика (по 40 секунд).
Раскатаем тесто ловко,
Словно лепим мы морковку.
6. «Куры на насесте».
Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула (до 1 минуты).
На насесте куры спали
И во сне цыпляток звали.
Часть 3
Соревнования.
1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног (1 – 1,5 минуты).
2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки (по 4 – 5 – раз),
3. Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках (3 раза).
Веселые спортсмены
Методические указания: дети выполняют упражнения босиком. При выполнении упражнений на сохранение равновесия («Эквилибристы»), ходьбе по скамейке обеспечивать страховку детей.
Часть 1
Ходьба на носках в среднем темпе (1 минута) с переходом на бег (3 раза по 0,5 минуты).
Ходьба на наружном своде стопы.
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Ходьба по гимнастической палке (по 1 минуте).
Дружно ножки разминаем
И по палкам мы шагаем.
Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.
Пробираемся вперед,
Может, там нас кто-то ждет.
Легкий бег.
на поляну мы попали
И кого там увидали?
Часть 2 (ОРУ)
1. И. п. – стоя у гимнастической стенки.
Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы (15 секунд).
Важно цапля прошагала,
Ноги высоко держала.
2. И. п. – сидя, скрестив ноги.
В: переход в положение стоя при поддержке за руки или палку (8 раз).
А павлин, увидев нас,
Поднял шею 8 раз.
3. Ходьба по следовой дорожке с нарисованными на ней следвами (0,5 – 1 минута).
Здесь лисичка пробегала
И следы хвостом сметала.
4. И. п. – упор сидя.
В: активное сгибание и разгибание стоп (10 раз).
Паучок на пне сидит
И ногами шевелит.
5. И. п. – лежа на животе.
В: повороты голени внутрь и наружу (0,5 – 1 минута).
7. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед – бесшумно, на носках (1 минута).
Испугался воробей
И запрыгал от зверей.
Часть 3
Внимание! Внимание! А теперь соревнования!
1. «Кто дальше бросит» - захват мелких предметов: камушков, шишек, кубиков пальцами ног с последующим броском.
2. «Эквилибристы» - балансирование на набивном мяче.
3. «Достань предмет» - прыжки с доставанием ориентира.
Заключительная часть:
Ходьба по рейке гимнастической скамейки, по ребристой доске (0,5 – 1 минута).
Сбор урожая
Методические указания: дети выполняют упражнения босиком. Обеспечивать страховку при лазании по гимнастической лестнице, ходьбе по гимнастической палке.
Часть 1
Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (0,5 минуты).
Вырос в поле урожай,
Поскорее собирай.
Едут детки маленькие
По дорожке ладненькой,
По кочкам, по кочкам,
По пням и пенечкам.
Легкий бег на носках (0,5 минуты).
По дорожке прямой
Полетим мы стрелой!
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек, руки в стороны (30 секунд).
Тут горка, там овраг –
Покороче сделай шаг!
Часть 2 (ОРУ)
1. И, п. – сидя на стульчике.
В: катание ногой маленького мяча (по 10 – 15 секунд каждой ногой).
Вот пузатый кабачок –
Отлежал себе бочок.
2. И. п. – то же.
В: подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (по 2 раза).
Репу дружно все тянули,
Чуть корзину не перевернули.
3. И. п. – то же.
В: захватывание мяча и других предметов стопами ног и бросание (10 раз).
Мы арбузы собирали
И в машину их кидали.
4. И. п. – то же.
В: захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место (30 секунд).
Все собрали огурцы,
Вот такие молодцы!
5. И. п. – сидя на стульчике, между стопами зажат мяч.
В: сгибание и разгибание ног в коленях (8 раз).
Помидоры дружно рвали
И по ведрам рассыпали.
6. И. п. сидя на стульчике, согнув ноги в коленях.
В: пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении (по 10 секунд).
Лук собрали и горох –
Урожай у нас неплох!
Часть 3
1. Ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч (вес 1 кг, 5 – 7 метров).
Тыквы круглые сорвали,
По одной перекатали.
2. Лазанье по гимнастической лестнице заранее изученными способами, не пропуская реек (3 раза).
Мы с деревьев фрукты рвали
И корзины наполняли.
3. Подвижная игра «Зайцы в огороде» - впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.
4. Ходьба на наружной стороне стопы.
5. Ходьба и бег по ребристой доске.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Дикие звери
Методические указания: дети выполняют упражнения босиком. При балансировании на набивном мяче обеспечить страховку детей.
Часть 1
Ходьба на носках (в среднем темпе, 1 минута).
Здесь лисичка пробегала
И следы хвостом сметала.
Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, 1 минута).
А потом пришел медведь –
Любит Мишенька шуметь.
Ходьба по канату боком приставным шагом (0,5 минуты).
Лучшие качели – гибкие лианы,
Это с колыбели знают обезьяны.
Легкий бег на носках (до 1 минуты).
Еж тихонечко бежал,
Никому он не мешал.
Часть 2 (ОРУ)
1. И. п. – стоя.
В: катание мяча поочередно одной и другой ногой (3 раза по 15 секунд).
Желуди кабан нашел,
Всю полянку обошел.
2. И. п. – стоя.
В: медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул (1 минута).
Лось пришел на водопой,
Не боится нас с тобой.
3. И. п. – сидя на стульчике.
В: захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков, небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног – поочередно одной и другой ногами (1 минута)
Белки с шишками играли
И игрушки убирали.
4. И. п. – упор сидя.
В: согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же – другой ногой.
Муха – чудо, как плясала,
Ножку к ножке приставляла!
5. И. п. – лежа на животе.
В: согнуть левую ногу, носок активно взять на себя.
То же – другой ногой (по 3 раза).
А змея меняла кожу –
Хочет стать красивой тоже.
6. И. п. – сидя на стульчике, ноги выпрямить и слегка приподнять.
В: повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (10 раз).
Крокодил на солнце грелся,
Целый день в воде вертелся.
Часть 3
1. Балансирование на набивном мяче.
Это не клоуны, а медвежата,
Ох, и веселые в цирке ребята!
2. Спрыгивание с предметов высотой 30 см в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.
Обезьянка ловко скачет,
Упадет и не заплачет.
3. Подвижная игра «Охотник и обезьяны» - лазанье по гимнастической лестнице ранее изученными способами.
4. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.
Пантера бесшумно по лесу идет,
Пантера сегодня добычу найдет.
Птицы
Методические указания: упражнения выполнять босиком. Обеспечить страховку при выполнении упражнений на набивном мяче, ходьбе по наклонной плоскости.
Часть 1
Ходьба на носках, высоко поднимая бедро (в среднем темпе до 1 – 1,5 минут).
Цапля важно так шагает,
Выше ноги поднимает.
Легкий бег на носках (до 1 минуты).
Ну а ласточка стрелой
Полетела за другой.
Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2 минут).
Утка с боку на бок переваливается,
Ей ходить так очень нравится.
Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (до 1 минуты).
А веселые галки
Ходят по палке –
Туда, сюда, обратно,
Очень им приятно!
Часть 2 (ОРУ)
1. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, согнуты под прямым углом.
В: поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребания ими песка (8 раз).
Цапля землю разгребает,
Червяков там выбирает,
Чтобы птенчиков кормить,
Малых деточек растить.
2. И. п. – упор сидя.
В: активное сгибание и разгибание стоп (по 20 раз).
Лебедь лапки разминает,
Лебедят он наставляет:
В небе будете летать,
В речке плавать и нырять.
3. И. п. – упор сидя.
В: согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же – другой ногой (по 8 раз).
А вот так журавль танцует,
Словно на коне гарцует.
4. И. п. – лежа на животе.
В: повороты голени внутрь и наружу (30 секунд).
Тренирует утка лапки,
Чтобы плавать без оглядки.
5. И. п. – стоя на коленях, руки на поясе.
В: сесть на пятки 8 раз.
Страус хочет полететь,
Но не может он взлететь:
Крылья маловаты,
Ноги длинноваты.
6. И. п. – стоя, руки на поясе.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (20 секунд).
Днем сова на веке спит
И ушами шевелит.
А ночью летает, зверюшек пугает.
7. И. п. – сидя на стульчике, согнув ноги в коленях.
В: пальцами ног захватить мелкий предмет и удерживать его 10 секунд (по 8 раз).
Ловит цапля червяков, Спрашивает: «Кто таков?».
Часть 3
1. Прыжки с доставанием ориентира.
2. Стоя на набивном мяче и переступая ногами, продвигаться на нем вперед.
3. Подвижная игра «Перелет птиц» - с влезанием на предмет высотой 20 – 35 см и спрыгиванием с него.
4. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
На стройке
Методические указания: упражнения выполнять босиком. Обеспечить страховку при ходьбе по гимнастической лестнице, по наклонной плоскости, по скамейке.
Часть 1
Ходьба и бег на носках (1 минута).
Ходьба «по одной линейке» с приставлением пятки к носку (1 минута).
Мы на стройку едем дружно,
Посмотреть нам очень нужно,
Как работают машины
Маленькие и большие.
Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2 минут).
Вот КамАЗ идет груженый,
Медленно ползет, тяжелый.
Десять тонн песка он тянет,
Не свернет и не застрянет.
Легкий бег на носках (1 минута).
А в обратный путь, пустой,
Понесется он стрелой.
Часть 2 (ОРУ)
1. И. п. – сидя на стуле.
В: сгибание и разгибание стоп (5 раз по 10 секунд).
Вот подъемный кран стоит,
сверху машинист стоит.
2. И. п. – сидя на стуле, одна нога на колене другой.
В: круговое вращение стопы влево – вправо (5 раз по 10 секунд).
Кран подъемный принял груз.
Кто стоит внизу, не трусь!
3. И. п. – лежа на спине, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноьги выпрямлены.
В: левая нога стопой скользит по правой голени.
То же правой стопой по левой голени (по 8 раз).
Транспортер везет на крышу
Доски, гвозди, краски, шифер.
4. И. п. – сидя на стуле.
В: пальцами ног собрать коврик в складку (8 раз).
Груз проходит этажи.
Эй, на крыше! Придержи!
5. И. п. – сидя на стуле, согнув ноги в коленях.
В: пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении 10 секунд.
Стоп, машина! Разгружай!
Пассажиров не сажай!
6. И. п. – то же, между стопами зажат мяч.
В: сгибание и разгибание ног в коленях (8 раз).
Быстро роет котлован
Экскаватор – великан.
Часть 3
1. Ходьба по рейкам гимнастической лестницы, положенной на пол (8 раз).
По строительным лесам
Мы поднялись к небесам.
2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости (1 минута).
А теперь пора спускаться
И на землю возвращаться.
3. Ходьба приставным шагом по узкой стороне скамейки прямо и боком.