Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Судебные решения, подлежащие апелляционному и кассационному обжалованию: объекты обжалования 4 страница



4) иметь законный источник средств к существованию;

5) обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства соответствует принципу устойчивой правовой связи лица с государством. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем другого гражданства, однако оно в некоторой степени убирает противоречия с законами о гражданстве стран СНГ, показывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий в гражданство Российской Федерации может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Вместе с тем Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает обстоятельства, которые облегчают прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

а) лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры; лицо обладает профессией либо квалификацией, которые представляют интерес для Российской Федерации;

б) лицу предоставлено политическое убежище на территории России;

в) лицо признано беженцем в установленном законом порядке.

2.2. Упрощенный порядок приема в гражданство

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от ранее действовавшей регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и разрешает приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Кроме того, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что упрощенным порядком могут воспользоваться граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия об установленном законом сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. При этом не обязателен установленный Законом срок проживания на территории Российской Федерации и представление вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Упрощенный порядок приема в гражданство для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, которые имеют гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах "почвы" и "крови" и направлен на поддержание интересов лиц, которые желают сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

2.3. Отклонение заявлений о приеме в гражданство

Законом о гражданстве 2002 г. предусмотрены некоторые основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации. Эти основания применяются как при общем порядке приема в гражданство, так и при упрощенном порядке (ст. 16). В соответствии с Законом отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Законом о гражданстве 2002 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации значительно расширены и уточнены по сравнению с ранее действовавшим законодательством и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

2.4. Восстановление в гражданстве

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. (п. "в" ст. 11) предполагает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации. В ст. 15 названного Закона указывается, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в российское гражданство, установленному ч. 1 ст. 13 данного Закона. В этом случае срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Необходимо отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, Закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Кроме этого, ст. 16 Закона о гражданстве 2002 г. устанавливает основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, могут быть отклонены заявления о восстановлении в гражданстве лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России.

В связи с тем что оптация означает выбор гражданства, в конечном счете ее можно рассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Вследствие этого способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда заинтересованные в приобретении гражданства лица выбирают именно российское гражданство.

Действующий Закон о гражданстве 2002 г. в некоторой степени изменил указанную статью. В ст. 17 установлено, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ. Эта норма согласуется с международной практикой и ст. 19 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. об урегулировании вопросов гражданства путем заключения международных соглашений.

3. Прекращение российского гражданства

3.1. Отказ от гражданства

Под отказом от гражданства понимается его прекращение по волеизъявлению гражданина или его представителя (для несовершеннолетних и недееспособных лиц). Однако отказ от гражданства не является волевым действием одностороннего характера. Другой обязательный критерий отношений, связанных с отказом от гражданства, - получение на это разрешения государства.

Законодательство предусматривает два основания отказа от гражданства: выход из гражданства и оптация иностранного гражданства.

Статья 19 Закона о гражданстве 2002 г. определяет, что обязательным условием выхода из гражданства Российской Федерации является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный - для лиц, проживающих за ее пределами. При этом Закон основывается на степени правовой связи лица с государством гражданства.

Согласно Закону о гражданстве 2002 г. выход из гражданства Российской Федерации может иметь место по заявлению гражданина. Оно подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории России, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами России и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами России.

При этом решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом РФ. Выход из гражданства оформляется указом Президента РФ, который касается либо одного человека, либо группы лиц, но при этом индивидуально каждого.

Решения о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке соответственно принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Итак, Закон связывает выход из гражданства Российской Федерации исключительно с личным обращением человека. Однако одного желания недостаточно. Требуется решение компетентных государственных органов.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства включает список документов, необходимых для представления при подаче заявлений о выходе из гражданства. При выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. Если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства Российской Федерации несовершеннолетних детей, то вместе с заявлением представляются: копии свидетельств о рождении, паспорт ребенка (при его наличии), копии документов об установлении опеки или попечительства, решения суда о лишении родительских прав; письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства; документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации.

Эмиграция из Российской Федерации в настоящее время не имеет актуального проблемного характера, как в прошлом, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г. По оценкам экспертов, количество российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн. человек в год. Сложно представить, как изменится ситуация с выездом из Российской Федерации, если другие страны введут облегченный порядок приема наших сограждан на работу. Едва ли тогда можно будет предвидеть, каким образом будет складываться процесс эмиграции из Российской Федерации.

Необходимо различать вопросы о выходе из гражданства и о выезде из Российской Федерации. Строго говоря, о выходе из гражданства можно просить, оставаясь в России. Соответственно можно желать выезда из Российской Федерации, не ходатайствуя о выходе из российского гражданства. Но поскольку взаимосвязь между названными явлениями все же существует, следует помнить, что в нашей стране принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". По этому Закону российскому гражданину право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено по ряду причин. К таким причинам относятся:

1) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на 10 лет;

2) призыв на военную службу - до ее окончания;

3) задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечение в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осуждение за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

5) уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщение о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Для иностранного гражданина выезд из Российской Федерации может быть ограничен по следующим причинам:

1) он задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

2) осужден за совершение преступления на территории Российской Федерации - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;

3) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнил предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов - до выполнения этих обязательств;

5) привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Из обозначенных выше положений следует, что если россиянин выйдет из гражданства Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации, то Россия лишится возможности ограничить его выезд по причине владения им секретными сведениями. Тем более что законодательство о гражданстве не предусматривает возможности отклонения ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации по соображениям государственных интересов. Кроме того, Конституция в ст. 6 провозглашает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить гражданство. Разумеется, учет интересов государства является вполне приемлемым условием решения всех вопросов, касающихся связи лица и государства. Это ни в коей мере не ограничивает права гражданина на выход из гражданства. Такой учет интересов государства предполагается при решении любых вопросов, связанных с правами человека и гражданина, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Учитывая интересы ребенка, ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве 2002 г. устанавливает упрощенный порядок выхода из гражданства Российской Федерации для детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которых является иностранным гражданином. При этом требуется заявление обоих родителей либо заявление единственного родителя. Примечательно, что в период действия Закона о гражданстве 1991 г. выход лиц, проживающих на территории России, из ее гражданства носил единичный характер. Тот же факт, что только за 1992 - 1999 гг. из гражданства России вышло более 142000 человек, объясняется главным образом дискриминационной политикой стран СНГ и Балтии в отношении проживающих на их территории российских граждан как на бытовом, так и на государственном уровне. Именно такое отношение к российским гражданам вынуждало их выйти из гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 34 Закона о гражданстве 2002 г. при подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор, которые в случае отклонения заявления заявителю не возвращаются.

Что касается второго способа отказа от российского гражданства - оптации (выбор иного гражданства), то, как уже отмечалось, он использовался в Российской империи при изменении государственной границы.

В статье 21 Закона о гражданстве 2002 г. указано, что при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы России граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подвергалась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Утвержденный Приказом МНС России от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ Порядок выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, разработан в целях реализации ст. 19, 20 Закона о гражданстве 2002 г. и положений Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации". Он определяет порядок выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства при выходе из гражданства Российской Федерации заявителям - физическим лицам представляется документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Физическому лицу, ранее проживавшему на территории Российской Федерации (РСФСР), документ об отсутствии задолженности по уплате налогов выдается налоговым органом Российской Федерации по последнему месту жительства физического лица на территории Российской Федерации (РСФСР). При этом необходимо письменное заявление физического лица в произвольной форме и копии документов, удостоверяющих личность физического лица и подтверждающих последнее место жительства данного физического лица на территории Российской Федерации (РСФСР) - по месту нахождения соответствующего налогового органа.

Такими документами могут являться паспорт или документ, его заменяющий; в случае изменения фамилии (имени, отчества) - документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации изменение фамилии (имени, отчества).

Налоговые органы в десятидневный срок рассматривают представленные заявителем документы и принимают решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов.

В случае отсутствия у физического лица задолженности по уплате налогов налоговым органом заявителю выдается справка об отсутствии задолженности по уплате налогов следующего содержания:

"(Наименование налогового органа) сообщает, что сведения о наличии задолженности гражданина (фамилия, имя, отчество полностью, серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, его заменяющего), проживавшего по адресу (указывается адрес), по уплате налогов отсутствуют".

Справка выдается заявителю или его представителю, действующему на основании доверенности, либо направляется заявителю по почте.

Справки выдаются на бланке налогового органа и содержат следующие обязательные реквизиты:

а) дату и номер справки,

б) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего справку.

Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.

При выявлении факта наличия задолженности по уплате налогов либо непредставления физическим лицом документов, необходимых для выдачи справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, налоговый орган письменно извещает заявителя о невозможности выдачи данной справки с указанием причины отказа.

Заявления граждан Российской Федерации, не имевших места жительства на территории Российской Федерации (РСФСР), с приложением копий документов, указанных в п. 1 названного выше Порядка, рассматриваются в центральном аппарате ФНС России.

Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов подписывается уполномоченным должностным лицом ФНС России и заверяется печатью.

3.2. Прекращение российского гражданства по инициативе государства

Под прекращением гражданства по инициативе государства понимается утрата гражданства независимо от воли гражданина или вопреки его воле.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (п. 2 ст. 15) провозглашает, что человек "не может быть произвольно лишен своего гражданства". В то же время ст. 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. предусматривает возможность лишения лица гражданства, если лицо вело себя образом, серьезно ущемляющим жизненные интересы государства. В этом случае не принимается во внимание тот факт, что в этом случае лицо становится апатридом, т.е. лицом без гражданства. Подобную возможность предусматривает и Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. В ней, в частности, сказано, что государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege (по закону) или по инициативе государства-участника, за исключением следующих случаев:

1) добровольное приобретение другого гражданства;

2) приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

3) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

4) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

5) отсутствие подлинной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;

6) если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege (по закону), более не выполняются;

7) усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

Следует заметить, что данный договор не ратифицирован, т.е. не утвержден Российской Федерацией.

Впервые в отечественной истории правило о невозможности лишения гражданства гражданина Российской Федерации было закреплено в ч. 2 ст. 1 Закона о гражданстве 1991 г. А с 1993 г. это правило стало конституционной нормой: в ч. 3 ст. 6 Конституции указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.

Тем не менее это не означает, что утрата гражданства Российской Федерации невозможна без свободного волеизъявления гражданина. Так, согласно п. "б" ч. 1 ст. 22 Закона о гражданстве 1991 г. гражданство Российской Федерации прекращалось вследствие отмены решения о приеме в гражданство. В ст. 24 этого Закона указывалось, что решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливался в судебном порядке, причем отмена решения о приеме в гражданство не освобождала это лицо от определенной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство применялась только для лица, представившего ложные сведения и фальшивые документы. Эта отмена не касалась супруга и детей этого лица, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним. Однако и это правило действовало в том случае, если не была доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации была возможна в течение пяти лет после приема в гражданство.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.