Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Причины и необходимость появления социального менеджмента



Время, в которое мы живем, — это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов», который таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Среди особенно тревожных тенденций признаны основными:

а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быс­трое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и дегра­дация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между различ­ными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфлик­там и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ре­сурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых природ­ных ресурсов, неучет интересов будущих поколений людей в деятельности современников.

Поэтому нарастает осознание того, что в центре всех этих угроз ле­жит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскудение его духовности и культуры.

Главными причинами разбалансированности социального пространства, являются:

1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2) нарушение социальных приоритетов;

3) несовершенство политической организации общества - государства, неспособного обеспечить демократические методы ре­шения общественных проблем;

4) несовершенство управленческой культуры субъектов деятельности, их боязнь и отстранение общества от процесса управления.

Про­изошли качественные преобразования в головах миллионов управ­ляющих (менеджеров), которые в массе своей становятся профессио­налами и способны оказывать эффективное влияние на темпы соци­ально-экономического развития территорий. Увеличивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерче­ских образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятель­ность по результатам работы, становится как бы малым предпринима­телем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа — менеджеральная.

В ней особое значе­ние приобретает рациональное начало, знания, научное проектирова­ние и программирование, математическое и социальное моделирова­ние. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов «человеческого фак­тора».

Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на месте и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. Население опреде­ляет цели развития местного сообщества, администраторы и менедже­ры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представитель­ной власти на местах. Это выступает не только как важнейший прин­цип организации социального управления, но и как механизм форми­рования современной управленческой культуры, предприниматель­ской в том числе.

Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социаль­ной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере соци­ально ограничивать рынок.

Предъявляются новые требования к развитию главного субъекта управления — государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, террито­риям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование ресурсов территорий (социальных, ду­ховно-культурных, управленческих и т.п.), а не только природных.

Главной причиной, сдерживающей развитие социального про­гресса, порождающей социальные дисбалансы, является неразвитость системы социального управления, неэффективность социального ме­неджмента, недостатки его теории и практики.

Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-техничес­кого. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального про­странства, обустроенного социального дома. Современные техниче­ские средства, методы генной инженерии, достижения медицины спо­собны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удов­летворить творчески одаренных.

Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их соци­альные, политические и экономические институты — не будут опере­жать темпы роста технического и биологического прогресса, адекват­но реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать со­циальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то весьма вероятна гибель человечества в ближай­шем обозримом будущем.

Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регули­рование социального пространства, в том числе и средствами социаль­ного менеджмента.

Основными субъектами управления в современном мире пока яв­ляются политические институты, государственная власть, отдель­ные политические лидеры, от их социальной культуры и политическо­го поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления со­циального прогресса.

Цивилизация дос­тигла сегодня такого уровня зрелости, богатства интеллектуального опыта, инновационных средств саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взры­вы, смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевре­менного разрешения и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса.

Главные причины разбалансированности социального пространства, создающие зону бедствия:

1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2) нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

3) характер политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы ре­шения общественных проблем;

4) низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллектив­ный разум, науку из нормального механизма функционирова­ния общества.

Разбалансированность социального пространства обусловлена двумя фак­торами: во-первых, неготовностью коллективного разума, научного знания обеспечить общество инновационными методами проектиро­вания социального пространства; во-вторых, невостребованностью имеющихся инновационных методов со стороны субъектов управле­ния, государственных структур, осуществляющих внедрение научных разработок в практику социального управления.

Технологизация социального пространства — главная функция социальной науки, ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

В основе технологизации социального пространства лежит методология и теория социального управления, механизмы ко­торого отстали от требований жизни.

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических по­исковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратеги­ческих и тактических задач, поступательность их достижения.

Социальный проект представляет собой такую разновидность про­граммы, где отражены актуальные ориентиры, общие зада­чи, уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы уси­лия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов

В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворен­ность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие «результат» на Западе все в большей мере включается человеческий фактор, творческие возможности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получе­ния этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития ум­ственных и физических сил человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декре­тами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на дос­тижение социального результата, но и управленчески-организацион­но обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработ­ку, которая включает и такие факторы, как доверие к работнику, го­товность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически сле­дует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, ос­воение социальных ситуаций путем принятия и осуществления соци­альных решений, их «подтягивания» до уровня решений «техни­ко-технологических».

В этом состоит суть социального менеджмента, складывается его современная теория и практика.

Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социаль­ными ресурсами с помощью современных методов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.