Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция № 11: Предмет, объект и субъекты социальной политики



«Предмет, объект и субъекты социальной политики»

Цель соци­альной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль­ная политика» многовариантен:

- это деятельность государства в социальной сфере;

- это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект — это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями — благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

Одним из первых документов, регламентирующих социаль­ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело­века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон­ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до­стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе­го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох­рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци­альные права закреплены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек­се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен­сиях в России» и ряде других.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе­деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци­пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре­гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз­граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В основе разграничения деятельности федеральных и регио­нальных органов власти по вопросам социальной политики ле­жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя­зательное «распределение ролей» во всех общественно значи­мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса­ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей­ствий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль­ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру­ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус­ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин­фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци­альной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи­лищную политику, политику в области образования, здравоо­хранения и т.д.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть со­циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со­циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо­чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе­дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на­мечает контуры самостоятельной реализации социальной по­литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети­зируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер­жании и механизмах реализации отдельных направлений соци­альной политики. Тем самым создано общероссийское право­вое пространство действий органов власти разных уровней в со­циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд­жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого­вого законодательства, других нормативных актов.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри­мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос­венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме­стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас­тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

Основная часть общегосударственных регламентации по управ­лению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты го­сударственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкрет­ной отрасли социальной сферы, учредители организаций и уч­реждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и мно­гое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио­нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе­ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на­пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

По характеру, содержанию, внутрен­нему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня.

Эта целостность определяется следующими факторами:

1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

2) единое законодательство, формирующее целостное соци­альное пространство для всех слоев населения;

3) протекционизм государства и иных субъектов социаль­ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение».

В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет­ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео­логического, пропагандистского характера.

Основным субъектом реализации социальной политики в со­временном мире является государство. Каждое государство са­мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су­ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи­ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю­щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

Экономика является основой решения соци­альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, сти­мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальная политика приобретает государственно-обще­ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи­заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

Основные виды деятельности по реализации социаль­ной политики государства:

— правотворческая деятельность законодательных органов;

— организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

— совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци­ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием связано с формированием ново­го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен­ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как соци­альное государство, «политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми­нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты» (ст.7).

Общепризнанными характеристиками социального государ­ства являются:

— развитая система страховых социальных отчислений и вы­сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме­ры отчислений на социальную сферу;

— развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

— развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас­ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

В настоящее время Российское государство переориентирова­лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль­ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика предполагает снижение роли государ­ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про­блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово­го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен­ные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования:

— сфера труда и распределения доходов;

— пенсионная система;

— социальное страхование;

— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

— социальная помощь.

В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо­ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга­ны), общество (политические институты), население (социаль­но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель­ные индивиды).

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

— государственные ведомства и учреждения;

— органы местного самоуправления;

— внебюджетные фонды;

— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

— коммерческие структуры и бизнес;

— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со­циального права являются:

= правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

= социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

= правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен­цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка­тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

= правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Принципы и функции социального права и его связь с другими отраслями

Социальное право связано с другими отраслями права Рос­сийской Федерации: конституционным, или государственным, правом, трудовым правом, гражданским правом, администра­тивным правом, финансовым правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закрепле­ны в Конституции Российской Федерации, ряде норм граждан­ского права, предусматривающих защиту права несовершенно­летних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан; они используются и при социальной защи­те несовершеннолетних, а также граждан, получивших увечье.

При социальной защите женщин и несовершеннолетних ис­пользуются нормы трудового права, регулирующие труд жен­щин и несовершеннолетних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выпла­ты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет ряд функций. Основные из них следующие: экономическая, политическая, организационная, воспитательная.

Экономическая функция заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распре­деления, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция означает, что в нормах социального права зафиксированы основные положения социальной поли­тики государства.

Организационная функция предполагает создание системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования; обес­печение безопасных условий жизни, благосостояния населе­ния; повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к ин­тересам других лиц, особенно социально неустроенных, в вос­питании доброты к людям, в утверждении в обществе принци­пов сострадания, милосердия, человеколюбия.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отноше­ниям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной за­щиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социаль­ной защите предусматривается система управления ею.

Назовем компоненты структуры этой системы.

— Управляющая подсистема (исполнительные органы государ­ственной власти России, администрации городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью).

— Управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством России).

— Содержание мер по социальной защите.

— Социальный контроль за исполнением нормативных ак­тов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль является одним из регуляторов общественных отношений, которые обеспечива­ют устойчивость социальной системы и управление входящими в нее субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль и ответственность — необходимый эле­мент структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегу­лированные нормами социального права, являются социаль­ными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоот­ношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальных правоотношений ограничены в вы­боре вариантов поведения рамками правовой нормы, регулиру­ющими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции.

Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено поведение его участников. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, правовых услуг, предо­ставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной си­туации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида соци­альной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и пере­мешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социально­го сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирма­ми и населением, но их роли, финансовые обязательства и от­ветственность значительно различаются в странах в зависимос­ти от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандар­тов потребления социальных благ и услуг.

В современной российской экономике разделение финансо­вых обязательств обеспечения социальной политики между го­сударством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется.

Субъектом социальной политики являются также работодате­ли, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые ус­танавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики рабо­тодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработ­ной платы; обязательное страхование по установленным нормати­вам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; со­циальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо­выми ресурсами, многие работодатели мoгут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различны­ми социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них про­изводства. В том случае, когда решения органов законодатель­ной и исполнительной власти ошибочны или неточны, эконо­мические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприя­тий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях из-за высоких издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструк­туры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значи­тельной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспо­собности обеспечить «советский» уровень потребления социаль­ных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер­циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекла­дывание финансовой нагрузки на доходы населения, как прави­ло, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспре­деления властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюдже­ты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся об­стоятельств они в настоящее время финансируют все, что отно­сится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого сни­жения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания в первую очередь для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны. Они, как правило, не располагают возможностями свободы фи­нансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая по­литические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идео­логическую роль. Они не располагают сколько-нибудь значитель­ными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей регулярными финансовыми ресурсами. Вместе с тем эти структуры являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с ор­ганами государственной власти и работодателями, минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном про­изводстве (профсоюзы) или других категорий граждан (обществен­но-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов со­циальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные уч­реждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, матери­ально-технических, духовных и иных ценностей до объекта со­циальной политики — человека.

Несмотря на существующие трудности и противоречия, в Рос­сии идет процесс формирования гражданского общества, его ос­новных структур. Возникают и развиваются негосударственные благотворительные, страховые фонды, неправительственные не­коммерческие организации, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий, в частно­сти, экономического, финансового, законодательного характера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.