Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи
1880,1948,1962,1945,1945,Частично 1935 и 1960
Среди ветеранов в сфере организации социальной защиты населения лидирует Германия, а среди сравнительных новичков в этой области из указанных 6 стран замыкают США.
Термин "социальное обеспечение", или "социальная защита", относится к программам, организуемым правительством на основании установления факта, что индивид на время или окончательно потерял способность получать доход и для выполнения специальных расходов, связанных с женитьбой, рождением, смертью. Пособия семьям на детей также включаются в это определение. Помощь людям, охваченным этими программами, оказывается:
а) в форме денежных выплат, возмещающих потери дохода в результате старения, потери трудоспособности или потери кормильца, краткосрочного заболевания рождения ребенка, производственного травматизма, безработицы;
б) в форме госпитализации, медицинского обслуживания, реабилитационного ухода и т.д.
Программы, которые оплачиваются в денежной форме, обычно называются программами регулирования доходов; второй тип программ предоставляется в натуральной форме и определяется как программы социального обслуживания населения.
Информация по системе социальной защиты в каждой стране делится на следующие основные разделы:
- старость;
- нетрудоспособность;
- смерть кормильца;
- болезни и материнство;
- производственный травматизм;
- безработица;
- семейные пособия.
В каждом разделе, в свою очередь, определяется контингент; источники финансирования; условия получения пенсий и пособий; организация выплат (размер и продолжительность); организация и управление программами.
Законодательная база по каждой программе представлена двумя действующими законами — законом по данной проблематике и общим законом.
В странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, которые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. В условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет "вымывания" наиболее образованной и квалифицированной части населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8%. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, но не имеющих такой возможности. В эту группу попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые paнее принадлежали к высокодоходным группам общества. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению социально-политической обстановки в обществе.
Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения передовых стран мира. Глобальные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики — некоторые факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально-экономическом и экологическом аспекте.
Экономика и общество создают и поддерживают свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических решений и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность самих общественных групп.
Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей, или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход на которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан.
К этим социальным измерителям следует отнести величину доходов (в том числе размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.
Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает на 40-50% минимум; вместе они составляют группу социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.
По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги также пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превышать 8 — 10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.
Оценка рейтинга стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала, в котором учитываются предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). Россия среди 174 стран занимала в 2000 г. 71-е место.
Уровень жизненный (уровень жизни) населения — важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.
При оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. Например, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты — пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в том числе образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т. п. Показатели уровня жизни являются одним из критериев развитости социального государства.
Качество жизни — совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства — рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов, характеризуется также уровнем занятости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки.
Качество образования — одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки, техники и культуры. Качество образования оценивается полнотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно — необходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Одна из задач социального государства — обеспечение реальности получения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности.
Качество социального обслуживания населения - степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей.
Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей — от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.
Коэффициент рождаемости определяется как отношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты. Общий коэффициент рождаемости — отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле. Специальный коэффициент рождаемости — отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости равен сумме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех возрастных интервалов. В 2000 г. общий коэффициент рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные государства следят, чтобы общий К. р. был в пределах 10-15%.
Коэффициент смертности в наиболее общем виде — это показатель, равный отношению числа умерших за определенный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий коэффициент смертности исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения и, как правило, выражается в промилле.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) характеризует степень социального расслоения населения по доходам и рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% населения с самыми высокими доходами.