Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы.
Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рассматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмента — это социальный механизм управления не всей экономикой, а лишь одной ее составляющей — производством. Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономическими процессами.
Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социальной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, политические, нравственные, эстетические и т.д. Социальные явления проникают во все сферы деятельности производственного коллектива.
Важнейшая задача социального менеджмента — создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством.
В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.
Понятие управление прочно вошло в обиход ряда областей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Можно говорить об управлении техническими устройствами, машинами и механизмами, об управлении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведением людей.
Это понятие применяется при характеристике социальных явлений и процессов, протекающих в коллективе.
Задача управления заключается в том, чтобы стабилизировать систему, привести в соответствие с закономерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.
При исследовании социальных проблем производства надо использовать и другие науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, статистику, теорию информации и т.д.
Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необходимы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес и др.
Цель — запланированный результат деятельности людей в процессе производства и управления. Человек участвует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель выступает как функция потребности.
Воля — это сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность действовать в соответствии с наличным планом и преодолевать препятствия на пути достижения цели.
Потребность выражает противоречие между необходимостью и возможностью реализации цели, детерминируя, таким образом, функционирование, развитие хозяйственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая форма деятельности, направленную на разрешение противоречий между организованными управленческими группами и объективно существующими предметами и явлениями, включенными в процесс функционирования производства в целях удовлетворения потребностей.
По содержанию можно выделить категории, которые сформулированы в науке управления и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое положение субъектов, подразделение организационной структуры производства, устройство системы управления, управленческие воздействия на субъектов, экономические условия и результаты и т.д.
Субъекты социального управления - группы, которые занимают места в иерархии социально-экономических систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).
Субъект — носитель собственных целей, потребностей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными позициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.
Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потребностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразделением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.
Управленческое сознание субъектов - потребности, интересы и ориентация, которые лежат в основе их действий. Основой управленческого сознания является система ценностей управленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».
Мотивация - это проявление нормоценностного сознания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризует социальный уровень развитости руководителей, их отношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.
В социальном менеджменте должностное положение отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризуется:
= содержанием установленных и реально выполняемых обязанностей;
= объемом прав, предоставленных этому субъекту;
= ролевым поведением, которое должно осуществляться на этом должностном уровне, действиями и по ступками занимающих данную должность.
Распределение управленческой власти между субъектами — это основа при иерархическом построении управленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.
Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:
• благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;
• благ статусного характера, т.е. благ, непосредственно связанных со статусом занимаемой должности;
• обеспечением обслуживающим персоналом, транспортом, кабинетом. В целом экономическое положение субъекта зависит от его должностного положения в процессе управления хозяйственными системами.
Управленческая культура — это совокупность устойчивых традиционных положений для данной хозяйственной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.
Для характеристики результатов функционирования хозяйственных систем используют экономические и социальные аспекты. Для характеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.
Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:
• характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);
• организационный порядок, т.е. слаженность действий в процессе управления и производства всех категорий работников, четкость передачи распоряжений, мобильная обратная связь.
Социальные проблемы управления и их виды
Социальные проблемы можно условно разделить на группы:
= социальные проблемы труда (производства)
= непроизводственной сферы.
= в сфере управления — это комплекс социальных проблем, касающихся управленческих групп, которые причастны к управлению производством на его разных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от министра до мастера участка); специалистов, профессия которых требует выполнения управленческих функций (юристов, экономистов, технологов).
К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, связанные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстановки и обновления, распределением между ними управленческой власти, качеством управленческого труда. Нерешенность этих и многих других социальных проблем управления производством делает изучение социального менеджмента важным и актуальным.
В этих условиях социальный менеджмент должен выполнять функции:
• объяснительную — объяснение причин негативных явлений;
• информационную — обеспечение надежных данных о ходе изменений, о том, где они происходят, какие стороны общественного устройства затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения;
• прогнозную и инженерную — разработку проектов решения актуальных проблем.
Социальные процессы и их типы
Под социальным процессом понимается последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов. Он совершается под влиянием определенных внутренних и внешних факторов, обладает продолжительностью и направленностью к определенному результату.
Все социальные процессы, происходящие в отрасли, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.
Социальные процессы классифицируются по разным признакам.
Одной из наиболее полных считается классификация, проведенная на основе анализа специфических функций социальной организации как подсистемы производственной организации. К этим функциям относятся:
= целевая — осуществление главной задачи (цели) производственной организации в целом;
= интерактивная — объединение членов организации с помощью социальных ценностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции;
= изменяюще-поддерживающая — воспроизведение и изменение (повышение) социального статуса членов организации и самой организации.
В рамках целевой функции социальной организации предприятия выделяются группы процессов:
первая— базовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие ценностных ориентации членов коллектива.
вторая - интегративно-обеспечивающие: управление, коммуникационные и нормативные процессы, групповые интегративно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, сплочение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.
третья — изменяюще-поддерживающие: мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде.
По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть научно-техническая революция, рост образовательного уровня населения и т.д.
Локальные процессы также могут протекать как в обществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдельных организациях). Локальные процессы одного и того же типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными причинами и характеризоваться различными интенсивностью и направленностью.
Глобальный процесс – оказывает влияние на все элементы общества, может складываться из отдельных локальных процессов.
Любой из процессов может стать процессом функционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации.
Функции и цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочисленных организаций и предприятий.
Функции социальной организации предприятия — целевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.
Не все социальные процессы могут быть управляемыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных процессов имеет огромное практическое значение.
Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов
Материальное производство — это и условие и основа развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производственные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.
Экономический базис находится в тесном взаимодействии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее развитие в зависимости от степени соответствия производственных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознательной деятельности людей.
Цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятельность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы социальных, и прежде всего экономических, отношений.
Ведущая роль экономических отношений не дает оснований для их абсолютизации: будучи органической составной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис.
Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.
Последовательное решение задач, связанных с созданием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалификационного, культурного и интеллектуального уровня трудящихся, помогает проявлению способности каждой личности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирование общественного производства.