Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Понятие и категории социального менеджмента



Категории социального менеджмента

Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, кото­рый призван обеспечить эффективность развития эконо­мики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результа­тов, постоянно решаются социальные проблемы.

Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рас­сматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмен­та — это социальный механизм управления не всей эко­номикой, а лишь одной ее составляющей — производст­вом. Конечно, успешное регулирование социальных про­цессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономи­ческими процессами.

Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социаль­ной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, по­литические, нравственные, эстетические и т.д. Социаль­ные явления проникают во все сферы деятельности про­изводственного коллектива.

Важнейшая задача социального менеджмента — соз­дание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством.

В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.

Понятие управление прочно вошло в обиход ряда об­ластей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Можно говорить об управлении техниче­скими устройствами, машинами и механизмами, об управ­лении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведе­нием людей.

Это понятие применяется при характеристике соци­альных явлений и процессов, протекающих в коллективе.

Задача управления заключается в том, чтобы стаби­лизировать систему, привести в соответствие с законо­мерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.

При исследовании социальных проблем производ­ства надо использовать и другие науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, стати­стику, теорию информации и т.д.

Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необхо­димы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес и др.

Цель — запланированный результат деятельности лю­дей в процессе производства и управления. Человек уча­ствует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как за­кон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель высту­пает как функция потребности.

Воля — это сознательное и целенаправленное регули­рование человеком своей деятельности, способность дей­ствовать в соответствии с наличным планом и преодоле­вать препятствия на пути достижения цели.

Потребность выражает противоречие между необхо­димостью и возможностью реализации цели, детермини­руя, таким образом, функционирование, развитие хозяй­ственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая фор­ма деятельности, направленную на разрешение противо­речий между организованными управленческими груп­пами и объективно существующими предметами и явле­ниями, включенными в процесс функционирования про­изводства в целях удовлетворения потребностей.

По содержанию можно выделить ка­тегории, которые сформулированы в науке управ­ления и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое поло­жение субъектов, подразделение организационной струк­туры производства, устройство системы управления, управ­ленческие воздействия на субъектов, экономические ус­ловия и результаты и т.д.

Субъекты социального управления - группы, ко­торые занимают места в иерархии социально-экономи­ческих систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

Субъект — носитель собственных целей, потребно­стей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными по­зициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потреб­ностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразде­лением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

Управленческое сознание субъектов - по­требности, интересы и ориентация, которые лежат в ос­нове их действий. Основой управ­ленческого сознания является система ценностей управ­ленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

Мотивация - это проявление нормоценностного со­знания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производ­ственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризу­ет социальный уровень развитости руководителей, их от­ношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

В социальном менеджменте должностное положение отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризу­ется:

= содержанием установленных и реально выполняе­мых обязанностей;

= объемом прав, предоставленных этому субъекту;

= ролевым поведением, которое должно осуществлять­ся на этом должностном уровне, действиями и по­ ступками занимающих данную должность.

Распределение управленческой власти между субъек­тами — это основа при иерархическом построении управ­ленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.

Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:

• благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;

• благ статусного характера, т.е. благ, непосредствен­но связанных со статусом занимаемой должности;

• обеспечением обслуживающим персоналом, транс­портом, кабинетом. В целом экономическое поло­жение субъекта зависит от его должностного поло­жения в процессе управления хозяйственными сис­темами.

Управленческая культура — это совокупность ус­тойчивых традиционных положений для данной хозяйст­венной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.

Для характеристики ре­зультатов функционирования хозяйственных систем ис­пользуют экономические и социальные аспекты. Для ха­рактеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.

Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:

• характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);

• организационный порядок, т.е. слаженность дейст­вий в процессе управления и производства всех ка­тегорий работников, четкость передачи распоряже­ний, мобильная обратная связь.

Социальные проблемы управления и их виды

Социальные проблемы можно условно разделить на группы:

= социальные проблемы труда (произ­водства)

= непроизводственной сферы.

= в сфере управления — это комплекс социаль­ных проблем, касающихся управленческих групп, кото­рые причастны к управлению производством на его раз­ных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от ми­нистра до мастера участка); специалистов, профессия ко­торых требует выполнения управленческих функций (юри­стов, экономистов, технологов).

К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, свя­занные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстанов­ки и обновления, распределением между ними управлен­ческой власти, качеством управленческого труда. Нере­шенность этих и многих других социальных проблем управ­ления производством делает изучение социального менедж­мента важным и актуальным.

В этих условиях социальный менеджмент должен вы­полнять функции:

• объяснительную — объяснение причин не­гативных явлений;

• информационную — обеспечение надежных данных о ходе изменений, о том, где они происходят, какие стороны общественного устройства затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения;

• прогнозную и инженерную — разра­ботку проектов решения актуальных проблем.

Социальные процессы и их типы

Под социальным процессом понимается последова­тельная смена состояний социальной организации в це­лом или ее отдельных структурных элементов. Он совер­шается под влиянием определенных внутренних и внеш­них факторов, обладает продолжительно­стью и направленностью к определенному результату.

Все со­циальные процессы, происходящие в отрасли, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.

Социальные процессы классифицируются по разным признакам.

Одной из наиболее полных считается классификация, проведенная на основе анализа специфических функций социальной организации как подсистемы производст­венной организации. К этим функциям относятся:

= целе­вая — осуществление главной задачи (цели) производст­венной организации в целом;

= интерактивная — объеди­нение членов организации с помощью социальных цен­ностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции;

= изменяюще-поддерживающая — воспроизведе­ние и изменение (повышение) социального статуса чле­нов организации и самой организации.

В рамках целевой функции социальной организации предприятия выделяются группы процессов:

первая— ба­зовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие цен­ностных ориентации членов коллектива.

вторая - интегративно-обеспечивающие: управление, коммуни­кационные и нормативные процессы, групповые интегративно-обеспечивающие процессы: ру­ководство и лидерство в первичных коллективах, спло­чение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.

третья — изменяюще-поддерживающие: мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в ок­ружающей ее среде.

По критерию масштабности следует различать глобаль­ные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть науч­но-техническая революция, рост образовательного уров­ня населения и т.д.

Локальные процессы также могут протекать как в об­ществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдель­ных организациях). Локальные процессы одного и того же типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными при­чинами и характеризоваться различными интенсивно­стью и направленностью.

Глобальный процесс – оказывает влияние на все элементы общества, может складываться из отдель­ных локальных процессов.

Любой из процессов может стать процессом функ­ционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации.

Функции и цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочис­ленных организаций и предприятий.

Функции социаль­ной организации предприятия — целевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.

Не все социальные процессы могут быть управляе­мыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных про­цессов имеет огромное практическое значение.

Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов

Материальное производство — это и условие и осно­ва развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производствен­ные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.

Экономический базис находится в тесном взаимодей­ствии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее разви­тие в зависимости от степени соответствия производст­венных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознатель­ной деятельности людей.

Цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятель­ность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы со­циальных, и прежде всего экономических, отношений.

Ведущая роль экономических отношений не дает ос­нований для их абсолютизации: будучи органической со­ставной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Полити­ческое, правовое, философское, религиозное, литератур­ное, художественное и т.д. развитие основано на эконо­мическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис.

Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.

Последовательное решение задач, связанных с созда­нием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалифи­кационного, культурного и интеллектуального уровня тру­дящихся, помогает проявлению способности каждой лич­ности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирова­ние общественного производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.