Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция № 12: Социальная политика и права человека



«Социальная политика и права человека»

1. Понятие и классификация прав человека

История развития концепции прав и свобод

Содержание социальной политики многогранно. Одной из ее важнейших граней является международно признанные нормы и стандарты прав человека.

Считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно при­знать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незапад­ных стран еще в древние времена. XVIII же век знаменате­лен тем, что права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и сво­боду. В истоках этой концепции лежат принципы и традиции прошлых цивилизаций.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась пер­вым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, соци­альные и культурные права. В настоящее время все боль­шее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разрушения чистую окружаю­щую среду.

Развитие концепций экономических, социальных и куль­турных прав было более медленным, чем концепций граж­данских и политических прав. Расширение участия в демок­ратических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин, путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые сейчас бы назвали "гражданские и политические". Сначала внима­ние социальных реформаторов привлекли последствия про­мышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимая нищета рабочих классов.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от филантропических учреждений и отдельных лиц, занимав­шихся благотворительной деятельностью. Концепция коллек­тивной ответственности за социальное зло получила разви­тие впоследствии и приобрела форму трансфертных плате­жей в связи с развитием различных систем страхования. Но, несмотря на то, что первые признаки системы коллектив­ной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соот­ветствующие изменения, именно в этот период страны За­падной Европы расширили колонизацию Вест-Индии, Азии и Африки. Последствия этого колониализма подтверждены многочисленными документами. Покорение народов и стран привело к разрушению социальных систем и структур. Со­циальные отношения в традиционных обществах были подо­рваны, а права человека общин игнорировались колониаль­ными державами.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригод­ность индивидуальных мер для решения коллективных про­блем. Работники социальной сферы начали объединять свои усилия, обмениваться идеями и опытом, совершенствовать свои методы и принимать коллективные меры с целью реше­ния возникавших перед ними проблем. Вместе с этим первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осу­дить войну и создать институциональную основу для между­народного сотрудничества.

Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организа­ции труда, а также появление в 1920 г. социально-попечи­тельных организаций, например, Международной конферен­ции по вопросам социального попечения, Международного комитета школ социального обслуживания и Международно­го постоянного секретариата социальных работников. Основ­ное внимание организации социального обслуживания стали уделять вопросам подготовки работников социальной сферы и развитию соответствующих организационных структур в отдельных странах. Но хотя права человека лежали в основе системы ценностей социальной работы и все шире находили свое отражение в кодексах этики, которые принимались национальными, профессиональными ассоциациями, они не преподавались на формальной основе.

К сожалению Человечеству потребовался еще один гло­бальный конфликт - Вторая мировая война, что­бы начался следующий этап в области развития прав человека. После второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм меж­дународного поведения в качестве прав. В 1948 г. была приня­та Всеобщая декларация прав человека, которая стала осно­вой для всей последующей деятельности.

Ультранационализм XIX в. наконец сменился общим пониманием того, что меж­дународное сообщество не может оставаться в стороне, ког­да в какой-либо стране правам человека угрожает опасность.

Понятие прав и свобод человека

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) инди­вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ­ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво­боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражда­нина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специ­фику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последо­вательном расположении.

Концепция трех поколений прав и свобод

В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Орга­низации объединенных наций 10 декабря 1948 г.

В теории получила широкое распространение идея о трех поколениях прав человека:

А) первое - "права, сформулиро­ванные в отрицательной форме", представляет собой граж­данские и политические права, провозглашенные в ст. 2—21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обес­печить человеку защиту от любого ограничения его свободы.

Б) второе е - "права, сформулированные в положительной форме" (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в статьях 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни.

В) третье - "коллективные" права, упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что "каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при кото­ром права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены". Провозглашение пра­ва на удовлетворение материальных и нематериальных по­требностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического разви­тия в развитых странах.

В сегодняшнем мире, где все с каждым днем становится все более взаимосвязанным, все большее признание полу­чает взаимозависимость трех поколений прав человека.

Наряду с правами человека су­ществуют и обязанности человека, которые он должен вы­полнять.

Виды прав и свобод

Классификация основных прав и свобод может осуще­ствляться в зависимости:

> от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину);

> от характера субъекта (индивидуальные и коллек­тивные);

> от содержания (личные, политические, экономичес­кие, социальные, культурные).

Все права и свободы человека условно можно разделить на группы:

1. Личные (граж­данские) права и свободы человека - права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

2. Политические права и свободы - права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти

3. Экономические права - это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере

4. Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные права граждан - это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни

5. Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни

Необходимым условием реализации прав и свобод челове­ка является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности - это установленные и гаран­тированные государством требования к поведению человека, обя­зательные для исполнения.

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные.

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц

Являясь элементами правового статуса личности, права, сво­боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.

Социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, "поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обес­печить безопасность и развитие человека без ущерба его до­стоинству".

Организация Объединенных Наций дает следующее оп­ределение прав человека:

В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не мо­жет существовать как человеческое существо.

Права человека и основные свободы дают нам возмож­ность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основа­ны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защи­той".

Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспоряд­ков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в пер­вом положении Всеобщей декларации прав человека, челове­ческое достоинство "является основой свободы, справедли­вости и всеобщего мира".

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Ува­жение индивидуальных прав должно поощряться на посто­янной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

II. Принципы прав и свобод человека

Создание этой новой основы для международного сотруд­ничества также имело последствия для национальных и меж­дународных организаций социального обслуживания. В ка­честве одного из принципов деятельности в социальной сфе­ре стал утверждаться принцип глобальной солидарности. Уве­личилось число организаций социального обслуживания, рас­ширился охват и география их деятельности.

1. Право на жизнь

Осознание ценности человеческой жизни является осно­вой основ всей работы в области прав человека. Ценность жизни человека и других живых существ — это источник всех дру­гих идеалов и ценностей. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни, а также то, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого че­ловека. Поэтому социальные работники должны по возмож­ности не только противодействовать нарушениям прав чело­века, но и активно поддерживать всю деятельность в облас­ти обеспечения и улучшения жизни. Только так можно на­полнить реальным содержанием существование человека. Все элементы и формы жизни, будь то жизнь человека или дру­гих живых существ, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение любого из звеньев затрагивает социальную ткань или нить жизни и таким образом наносит ущерб всему челове­честву. Ценность жизни означает, что страдания и смерть — это не личная трагедия какого-то одного человека; они зат­рагивают и всех других людей так же, как радость, счастье и сама жизнь.

Физическое здоровье является важным аспектом ценно­сти и качества жизни. Ухудшение состояния окружающей среды, кризис в области водных ресурсов, включая их заг­рязнение, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серь­езных факторов, которые создают опасность для жизни.

2. Свобода

Принцип, в соответствии с которым "все люди рождают­ся свободными", провозглашается в первых двух статьях Все­общей декларации прав человека. Основные свободы: право на свободу; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижаю­щего человеческое достоинство обращения и наказания; сво­бода от произвольного ареста, задержания или изгнания; сво­бода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновен­ность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства — провозглаша­ются в следующих 19-ти статьях.

Тот факт, что все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, предполагает, что каждый человек имеет свободу выбора образа его или ее жизни. Однако эта свобода зачастую ограничивается материальными и другими факто­рами. Кроме того, эта свобода ограничена принципом уваже­ния права других лиц на свободу. Тем не менее, наряду с жизнью, свобода рассматривается в качестве одной из самых важных человеческих ценностей, которая тесно связана с достоинством человека и непреходящей ценностью жизни че­ловека. Стремление к свободе побудило многих людей на борь­бу с целью обретения территориальной и географической не­зависимости. Стремление к духовной и интеллектуальной сво­боде побудило многих на героические поступки. Что касает­ся отдельных людей, то свобода или способность управлять своими чувствами может способствовать душевному миру и гармонии. Социальные работники зачастую находятся на пе­реднем крае борьбы за свободу. В тех районах мира, где от­сутствует свобода, они подвергаются преследованиям за то, что следуют своим принципам.

3. Равенство и недискриминация

Основной принцип равенства всех людей провозглашен в первой статье Всеобщей декларации прав человека. Однако он не находит должного применения в повседневной жизни, не говоря уже о различных аспектах человеческих отноше­ний. Он лежит в основе имеющего первостепенное значение принципа справедливости, что тем самым требует серьезно­го анализа справедливого и несправедливого равенства и не­равенства на основе биологических факторов, духовных, со­циальных и культурных потребностей и с учетом вклада каж­дого в благосостояние других.

В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого-либо лица или группы лиц становится невозможной. Недискриминация основывается на двух состав­ляющих одно целое принципах: равенство и уважение дос­тоинства. Она также предполагает целостность личности че­ловека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т. д. Дискриминация может пре­вратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку при дискриминации человек уже не воспринима­ется с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности.

Можно сказать, что дискриминация представляет собой лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: "...без какого бы то ни было раз­личия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сослов­ного или иного положения", — не является исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (напри­мер, тенденциями в области сексуальной ориентации, рас­пространением вируса ВИЧ/СПИДа), признанием новых сво­бод, возникновением новых проблем, технологическими и другими тенденциями, которые приводят к изменению обра­за жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что со­циальные работники должны в своей деятельности постоян­но контролировать себя на предмет своих убеждений и прин­ципов.

4. Справедливость

Необходимо учитывать различные аспекты справедли­вости: правовые, судебные, социальные, экономические и другие аспекты, которые являются основой общества, пост­роенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности. В международных договорах Организации Объединенных На­ций содержатся важные принципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешатель­ства в личную жизнь и обеспечения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае их признания виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспита­нии. Во всех этих документах подчеркивается важность неза­висимости органов судебной власти.

Однако поиски справедливости имеют более широкие последствия, некоторые из которых весьма трудно кодифи­цировать. Социальная справедливость означает удовлетворе­ние насущных потребностей человека и справедливое рас­пределение материальных ресурсов. Деятельность в этой об­ласти направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, со­здание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положе­нии, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Социальные реформаторы, в том числе и социальные работники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития человечества.

5. Солидарность

Солидарность является еще одной важной ценностью, которая означает не только понимание боли и страданий людей и умение поставить себя на их место, но и участие в борьбе этих людей за их дело. Можно быть солидарным с отдельными лицами, а также с семьями, группами, община­ми, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники социальной сферы должны солидаризи­роваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемле­ния свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обус­ловленных нуждой, несправедливым распределением ресур­сов, пренебрежением и социальной несправедливостью. Ни­щета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серь­езных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного признания. Проявление солидарности чрезвы­чайно необходимо в этих якобы не столь драматичных усло­виях, в которых люди испытывают огромные, хотя и непри­метные на первый взгляд страдания. В заключение следует отметить, что оказание социальными работниками и многи­ми другими людьми активной помощи уязвимым слоям насе­ления и жертвам нарушений прав человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции.

6. Социальная ответственность

Социальная ответственность — это деятельность, осу­ществляемая в интересах уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это прак­тическая сторона солидарности. Согласно большинству рели­гиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми дела­ми. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в "привилегированном положении", имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие "привилегированное" не означает богатство, а является относительным и подразу­мевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение "социальная ответствен­ность" также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает "попечительство", в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для его использования с целью улучшения положения других. Концепция "попечительства" предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

7. Эволюция, обеспечение мира и отказ от насилия

Вышеизложенные ценности и принципы являются не только основой концепции прав человека, но и факторами, определяющими качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспече­ния мира, при этом основная цель состоит в достижении гар­монии с самим собой, другими и окружающей средой.

Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными. Революционный подход "разрушить все до основания и пост­роить заново" привлекал людей на протяжении многих ве­ков, при этом его реализация на практике неизбежно приво­дила к неслыханным страданиям людей. Эволюционный под­ход является более медленным и зачастую сразу не дает ре­зультатов, но в конечном счете он позволяет найти более надежное и соответственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работ­никами для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот подход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и со­циальной справедливости, но он исключает насилие.

Весь ход истории показывает, что насилие и кровопро­литие дают лишь временное решение проблем и создают по­чву для новых революций с целью свержения вступивших на престол новых властителей — вчерашних угнетенных. Нена­висть порождает ненависть, месть порождает месть. Непре­рывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты.

И хотя сегодня мир еще не готов отказаться от исполь­зования оружия, и, без сомнения, существуют веские осно­вания для революций, следует признать, что посредниче­ство и примирение являются эффективными средствами для преодоления на первый взгляд непримиримых различий, при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, понимания и знания.

Мирное развитие по-прежнему остается целью для лю­дей, которые стремятся к свободе, справедливости, соци­альной справедливости и созданию мира, в котором бы конф­ликты могли разрешаться ненасильственными способами.

8. Отношения между человеком и природой

Накануне XXI столетия необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в сознание людей.

Деградация окружающей среды является слишком оче­видной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в мире экономический порядок, несовершенные модели раз­вития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промыш­ленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в об­ласти потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в кото­ром находится наша Земля. Алчность, отсутствие информа­ции и необходимость выживания, потребительское отноше­ние и крайняя нищета создают угрозу для природы и уязви­мых слоев населения.

Комплексные программы с целью предотвращения дег­радации окружающей среды и, возможно, ее восстановле­ния должны быть дополнены комплексными, формальными и неформальными, программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды.

Таким образом, провозглашенные во Всеобщей Декла­рации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями.

3. Международное право о правах человека

Международные организации и правовые документы

В соответствии с международными актами, права чело­века являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивиду­альных прав должно поощряться на постоянной основе, не­зависимо от существующих условий или политической сис­темы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нор­мы и стандарты. Так, общие принципы права — это принци­пы международного права, которые выражают общепризнан­ные нормы поведения субъектов международного нрава. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) используется понятие "общие принципы права, признанные цивилизован­ными нациями".

Принимаемые ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными кон­грессами, конференциями и другими форумами документы по правам человека, в которых сформулированы принципы прав человека, имеют различный правовой ста­тус. Декларации, принципы, руководящие положения, стан­дартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Эти документы обладают морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществле­нии ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом госу­дарств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рас­сматриваться как документы, декларирующие общеприня­тые принципы в рамках международного сообщества.

Международные акты, к числу которых относятся кон­венции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоеди­нились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратифика­ции всеми государствами, в то время как условием для при­нятия договоров, утвержденных в рамках региональных орга­низаций, является членство в соответствующей организации, например Совете Европы.

Содержание Всеобщей Декларации прав че­ловека и двух международных пактов, составляет единое целое — Билль о правах человека, они являются базовы­ми в понимании прав человека. Сформулированные в преам­буле и 30-ти статьях Всеобщей Декларации прав человека права можно систематизировать по трем группам или трем поколениям прав человека о которых говорилось выше.

Билль о правах человека включает, кроме Всеобщей Декларации, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономических, со­циальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Их принятие было продик­товано необходимостью дополнить нормы Декларации, кото­рые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их нарушения.

В Международном пакте о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулированы прав человека и механизм их реализации. В этом пакте закреплены следу­ющие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 6), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право на свободное передви­жение и выбор места жительства (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), права мень­шинств на защиту (ст. 27) и другие права.

К Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах рати­фицировали или присоединились к нему 136 государств. Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических нравах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.

Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа­ющих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Международная кон­венция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и чле­нов их семей (1990 г.).

Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной Ассам­блеей ООН. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уваже­нии и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней были изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как состав­ной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.

Важное значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека стало проведение в сентябре 1987 г. (Вена) Межрегионального консультативного совеща­ния по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На сове­щании были приняты "Руководящие принци­пы" политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

Большое значение имеет и Всемирная встреча на выс­шем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (Копенгаген). Эта Встреча готовилась три года; делегации мно­гих стран возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные деятели высокого ранга.

В принятой на этой Встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии Программе действий были сформу­лированы приоритетные цели социального развития: обеспе­чение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интегра­ции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И на­оборот, безработица — это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

Соблюдением прав человека, развитием социальной по­литики занимаются многие международные организации. Так, система ООН включает целый ряд специализированных меж­дународных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призван­ных заниматься конкретными социальными проблемами.

МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыг­рали важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Не слу­чайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмече­но, что МОТ "оказывала влияние на законодательство всех стран".

ЮНЕСКО на мировом уровне формирует права человека в области образования, науки, культуры и информации. За более чем 50-летний период деятельности эта организа­ция при самом активном участии ведущих ученых и специа­листов разработала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли боль­шую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и про­гресса.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного мас­штаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека: Хартия Организации африканского единства (1963 г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Африканская комиссия по пра­вам человека и народов, Устав Организации американских государств — Американская декларация прав и обязаннос­тей человека (1948 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Евро­пейская конвенция о защите прав человека и основных сво­бод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Орга­низацая по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Европейский суд защиты прав человека, Конвенция Содру­жества Независимых Государств о правах и основных свобо­дах человека (1995 г.), Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.).

 

 

Механизмы обеспечения прав человека

В ООН функционируют два вида контрольных механиз­мов: институциональные и конвенциональные (договорные).

Институциональными структурами, т.е. постоянными инсти­тутами ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономичес­кий и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Ко­миссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. — Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав че­ловека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соот­ветствии с принятыми международными актами, наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обес­печивают такие механизмы, как конвенциональные структу­ры, которые учреждаются для контроля за выполнением каж­дого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осу­ществлять контроль за соблюдением положений соответству­ющих международных договоров.

В системе ООН за последнее десятилетие сформировал­ся механизм и технология контроля за соблюдением положе­ний международных договоров по правам человека, в соот­ветствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (1982 г.), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председате­лей органов, которым поручено рассмотрение докладов госу­дарств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

На международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандар­тов прав человека. Благо­даря принятым международным договорам по правам чело­века, в международном праве восторжествовал принцип ува­жения прав человека, что, в свою очередь, внесло измене­ние в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

При всей важности соблюдения прав человека на между­народном уровне следует иметь в виду, что решающее зна­чение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, юридическая практика и их практическая реализация. Российская Федерация ратифици­ровала большинство международных конвенций; Конститу­ция 1993 г. признает примат международного права в между­народных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа — Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Феде­рации стать полноправным членом Совета Европы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.