Знаки предупреждают о сужении дороги более чем на 0,5 м вне населенных пунктов, а в населенных пунктах — перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается на одну полосу или более.
Вне населенных пунктов знаки устанавливаются перед мостами, эстакадами, путепроводами и тоннелями, если ширина проезжей части в пределах искусственного сооружения равна или меньше, чем на подходах к ней, а в населенных пунктах — если ширина проезжей части меньше, чем на подходах к этим инженерным сооружениям.
Рис. 33.3. Применение знака 1.5.3 перед узким мостом.
Знак 1.5.2 не устанавливается в местах окончания полосы разгона, на многополосных дорогах и дополнительной полосе на подъеме.
Для соблюдения безопасности дорожного движения водителю на таких участках дороги рекомендуется снизить скорость и быть особенно внимательным при затрудненном встречном разъезде транспортных средств, а также при перестроении с заканчивающейся полосы движения на смежную.
1.6 «Крутой подъем», 1.7 «Крутой спуск». Знаки 1.6 и 1.7 предупреждают о приближении к подъему или спуску, на котором действуют требования раздела 28 настоящих Правил.
Знаки устанавливаются соответственно перед подъемами или спусками, если длина участка дороги на уклоне при соответствующей величине уклона превышает значения, указанные в табл. 33.1.
Таблица 33.1
Уклон, %о (промилле)
Длина уклона (подъема), м
40-50
51-60
61-70
71-80
80 и более
Если участок спуска или подъема не (Просматривается на всем его протяжении или если его длина превышает 0,5 км, вместе со знаком 1.6 или 1.7 применяется табличка 7.2.1 «Зона действия». В случаях, когда подъемы или спуски следуют один за другим, знаки 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск» могут устанавливаться непосредственно перед их началом без таблички 7.1.1 «Расстояние до объекта».
Водители на таких участках должны выполнять требования раздела 28 Правил дорожного движения «Движение по горным дорогам и на крутых спусках» (рис. 33.4) и положения пункта 13.4 Правил, т.е. водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся вверх при затрудненном встречном разъезде, а также пользоваться горными тормозами (водители грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, тракторов и автобусов), если они предусмотрены заводом-изготовителем, и противооткатными упорами при остановках и стоянках. Кроме того, запрещается движение с неработающим двигателем, выключенными сцеплением или передачей, буксировка на гибкой сцепке и всякая буксировка во время гололеда.
Рис. 33.4. Применение знака 1.6 «Крутой спуск» на горных дорогах и порядок встречного разъезда в таких случаях.
1.8 «Выезд на набережную или берег». Выезд на берег водоема, в том числе на паромную переправу (применяется с табличкой 7.11).
Знак предупреждает водителей о приближении к участку дороги, выходящему на набережную или берег какого-либо водоема. Знак устанавливается независимо от того, есть ли там дорожное ограждение или его нет. На въездах на паромную переправу знак 1.8 устанавливается с табличкой 7.11 «Паромная переправа».
Подъезжая к такому участку, водитель должен уделить особое внимание выбору правильного направления движения и скорости, чтобы избе жать съезда транспортного средства в водоем. На дорогах вне населенных пунктов знак 1.8 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
1.9 «Тоннель». Приближение к сооружению, не имеющему искусственного освещения, обзорность въездного портала которого ограничена или на подъезде к нему сужена проезжая часть.
Знак устанавливается перед тоннелями, в которых нет искусственного освещения или если на подъезде к ним сужена проезжая часть, а также перед тоннелями, въездные порталы которых из-за рельефа местности видно с расстояния менее 150 м.
Если при въезде в тоннель не видно его противоположного конца, вместе со знаком 1.9 применяется табличка 7.2.1 «Зона действия».
Въезжая в тоннель, не имеющий освещения, водитель транспортного средства, согласно п. 9.8. «д» Правил, должен включить ближний свет фар независимо от времени суток.
1.10 «Неровная дорога». Участок дороги, имеющий неровности проезжей части — волнистости, наплывы, вспучивания.
Знак 1.10 устанавливается перед участками дорог, имеющими неровности проезжей части (волнистости), наплывы, вспучивания, величина которых превышает допустимые. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», предельная высота наплывов не должна превышать 2 см для дорог I—III категорий и групп А, Б населенных пунктов и 4 см — для остальных категорий и групп.
Знак 1.10 временный и устанавливается на период, необходимый для проведения соответствующих работ на дороге. Этот знак имеет желтый фон.
1.11 «Бугор». Участок дороги с буграми, наплывами или неплавным сопряжением конструкций мостов. Знак также может применяться перед искусственно создаваемыми буграми в местах, где необходимо принудительно ограничить скорость движения транспортных средств (опасные выезды с примыкающих территорий, места с интенсивным движением детей через дорогу и т. п.).
Знак устанавливается на дорогах при наличии бугров, «горбатых» мостов или неплавных стыков мостов, а также перед искусственно создаваемыми повышениями проезжей части в местах, где необходимо принудительно снизить скорость.
Согласно Государственному стандарту «Безопасность дорожного движения. Элементы принудительного снижения скорости на улицах и дорогах. Общие требования. Правила применения», приспособления в виде настилов применяются для принудительного снижения скорости движения транспортных средств перед пешеходными переходами, возле детских, учебных и спортивных сооружений по согласованию с УГАИ ГУ-УМВД Украины в Крыму, областях, городах Киеве и Севастополе.
Указанным ДСТУ предусмотрено применение двух типов настилов на полосе движения:
—прямоугольной формы — высотой 100 мм, шириной в основании 1500 мм и с уклоном плоскости относительно основания 1:5;
—в форме полусферического бруса высотой 100 мм с основанием 2000 мм. Настилы должны применяться в количестве не менее 3 штук и располагаться на расстоянии 5 - 6 м один от другого. Первый настил по ходу дви жения должен устанавливаться вне населенных пунктов на расстоянии 150 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 м от опасного участка. Для их зрительного восприятия, настилы должны быть окрашены в желтый цвет.
1.12 «Выбоина». Участок дороги с выбоинами или проседаниями дорожного покрытия на проезжей части.
Знак устанавливается при наличии на участках дорог выбоин, проседаний дорожного покрытия, величина которых превышает допустимые. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», предельная глубина отдельных просадок, выбоин не должна превышать 4 см для дорог I—III категорий и групп А, Б населенных пунктов и 6 см — для остальных категорий и групп.
Знак 1.12 временный и устанавливается на период, необходимый для проведения соответствующих работ на дороге. Этот знак имеет желтый фон.
1.13 «Скользкая дорога». Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.
Знак устанавливается перед участками дорог, на которых коэффициент сцепления шин с влажным покрытием проезжей части меньше допустимого. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», коэффициент сцепления колес автомобиля с влажным покрытием проезжей части и дорог должен соответствовать данным, приведенным в табл. 33. 2.
Таблица 33. 2
Характеристика участков дорог
Минимальное значение коэффициента сцепления
Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 %о, с укрепленными обочинами без пересечений и примыканий в одном уровне (легкие условия движения)
0,30
Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 %о до 60 %о, участки в зонах сужения проезжей части при реконструкции (затрудненные условия движения)
0,35
Участки с видимостью менее расчетной, подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные, зоны пересечений в одном уровне (опасные условия движения)
0,45
Перед въездом на участок дороги, обозначенный знаком 1.13, водителям рекомендуется снизить скорость и двигаться по этому участку с особой осторожностью. Снижение скорости на скользкой дороге следует производить плавным нажатием на педаль тормоза без выключения сцепления. Наиболее безопасным в этих условиях является снижение скорости транспортного средства торможением двигателем, для чего при въезде на опасный участок дороги следует включить пониженную передачу.
Знак применяется с табличкой 7.13 «Влажное покрытие», а на участках дорог с гололедом — с табличкой 7.12 « Гололед».
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.13 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
1.14 «Выброс каменных материалов». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и т. п. из-под колес транспортных средств.
Знак устанавливается перед участками дорог, на которых в период проведения ремонтных работ возможен выброс щебня, гравия и т.п. из-под колес транспортных средств.
Подъезжая к такому участку дороги, водитель должен снизить скорость, особенно во время встречного разъезда, а также правильно выбрать дистанцию и интервал, чтобы предупредить повреждение ветрового стекла автомобиля.
Для информирования водителей о длине опасного участка дороги знак может устанавливаться с табличкой 7.2.1 «Зона действия».
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.13 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
Знак 1.14 временный, устанавливается на период, необходимый для выполнения соответствующих работ на дороге, и имеет желтый фон.
1.15 «Опасная обочина». Повышенная, заниженная, разрушенная обочина или обочина, на которой выполняются ремонтные работы.
Знак устанавливается перед участками дороги, на которых вследствие дорожных работ или под воздействием природных явлений разрушена обочина.
Водителям транспортных средств, двигающимся в зоне действия этого знака, не следует останавливаться, выезжая на обочину, чтобы избежать заноса транспортного средства или съезда его в кювет и даже опрокидывания.
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.15 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.
Знак 1.15 временный, устанавливается на период, необходимый для выполнения соответствующих работ на дороге, и имеет желтый фон.
1.16 «Падение камней». Участок дороги, на котором могут быть падение камней, обвалы, оползни.
Знак устанавливается перед участками дороги, на которых возможны обвалы, сдвиги, снежные лавины и камнепады.
Водителям на таком участке дороги следует обратить особое внимание на характер опасности, которая может возникнуть, и учитывать это при управлении транспортным средством.
На дорогах вне населенных пунктов знак 1.16 повторяется. Первый знак устанавливается на расстоянии 150—300 м от опасного участка, второй — на расстоянии не менее 50 м.