Аббасиды:вторая крупная династия Мусульманских Халифов, начавшаяся со вступлением на престол Халифа Абуль-Аббаса Ас-Сафа (750—754гг. н.э.) и завершившаяся гибелью Халифа Аль Мустасима (1242—1258гг. н.э.) от рук монголов.
Адаб:Исламский этикет, правила поведения в Исламе.
Аз-Зубайр, Абдуллах Ибн:К концу периода правления Халифа Язида Ибн Муавийи (680— 683гг. н.э.) Абдуллах Ибн Аз-Зубайр был объявлен Халифом в Хиджазе. Узнав об этом, Язид послал войско под командованием своего военачальника Муслима Ибн Укбы для подавления мятежа. Эти войска разграбили Медину в 683г. на пути в Мекку. Однако перед прибытием в Мекку Ибн Укба умер и командование принял на себя Хусейн Ибн Нумайр. Войско взяло в осаду Священный Город Мекку и на холмах вокруг города были установлены катапульты. На Аль Масджид Аль Харам посыпались огромные валуны, в итоге разрушившие некоторые из стен Каабы и расколовшие Черный Камень. Во время осады Халиф Язид скончался и войско Умайядов было отозвано. К восстанию Ибн Аз-Зубайра против правления Умайядов присоединился Ирак, а Мусаб, брат Ибн Аз-Зубайра, был назначен его Эмиром (т.е. правителем-губернатором). Вскоре после этого к Халифу Ибн Аз-Зубайру присоединились также южная часть Аравийского полуострова, Египет, часть Сирии и его попросили покинуть Мекку, чтобы укрепиться в своих владениях, однако Ибн Аз-Зубайр не пожелал покинуть Священный Город. После прихода к власти нового Халифа из династии Умайядов, Маруана Ибн Аль Хакама (683—685гг. н.э.), Дамаск и Сирия вновь перешли под власть Умайядов. Хиджаз оставался под управлением Халифа Ибн Аз-Зубайра до тех пор, пока сын Маруана и его преемник, Абдуль-Малик (685—705гг. н.э.), не послал своего жестокого и деспотичного военачальника Аль Хаджаджа Ибн Юсуфа во главе огромного сирийского войска, которое нанесло сокрушительный удар по мятежному Халифату. Начиная с 25 марта 692г. н.э. Аль Хаджадж держал Мекку в осаде, которая продолжалась шесть с половиной месяцев. Вдохновленный увещеваниями своей матери Асмы (дочери Абу Бакра сестры Аиши) Ибн Аз-Зубайр яростно сражался до тех пор, пока не был убит. Его голова была отсечена и отправлена в Дамаск, а тело было повешено на всеобщее обозрение. Через некоторое время оно было снято и отдано его престарелой матери. Смерть Аз-Зубайра означала уход одного из последних настоящих сыновей Ислама и Мусульманский мир целиком и полностью подпал под железный кулак династии Умайядов.
Акль (мн. число — 'Укуль, букв, разум или ум): Принцип выведения Исламских Фатв, основанный на том, что разум считает добром и что — злом (т.е. метод, основанный на рациональных критериях добра и зла).
Асар:Высказывания или Фатвы сподвижников Пророка Мухаммада (c) (Сахаба), а также их учеников.
Ахль аль-Хадис (букв. — Люди Хадисов):Имя, данное первым ученым, стремившимся избегать чрезмерных логических рассуждений, и вместо этого в огромной мере полагавшихся на буквальные толкования высказываний и действий Пророка (c) . В более поздние времена в Индии и Пакистане оно стало унизительным прозвищем, которым называли тех, кто выступал против слепого следования какому-либо одному Мазхабу
Ахль ар-Ра'и(букв. — Люди мнения, рационального, логического рассуждения). Имя, данное первым ученым, чрезмерно применявшим логическое рассуждение в процессе толкования высказываний и действий Пророка (c) .
Бай:Деловые операции.
Бид’а:Нововведения в религиозных ритуалах и принципах.
Даиф (букв. — слабый):Применительно к Хадисам означает ненадежный из-за нехватки одного или более рассказчиков в цепочке тех, кто передавал Хадис, или обрыва цепи этих повествователей (Иснада).
Джама:Применительно к Хадисам — объединение смысла двух явно противоречащих Хадисов таким образом, что в результате первый поясняет собой детали второго.
Джанаба:Состояние большой ритуальной нечистоты (т.е. прерывание состояния ритуальной чистоты), вызванное менструацией, совершением полового акта, послеродовым кровотечением или выделением спермы. В таком состоянии не положено совершать молитву (Салят) и некоторые другие религиозные действия.
Джихад:Усилие, стремление, предпринятое для распространения Ислама — физическое, психологическое, или духовное.
Ду'а (мн. число — Ад'ия):просьба, обращенная к Богу, мольба.
Занят:Обязательное пожертвование, собираемое раз в год Исламским государством от каждого Мусульманина, имеющего избыток богатства (материальных средств), сверх его основных потребностей, который остается в его владении в течение как минимум одного года, если этот избыток богатства составляет больше установленного минимума (приблизительно 1000 долларов США).
Захир* (мн. число — Зауахир*):очевидный буквальный смысл текста Корана или Хадиса.
Иджма:Единодушное согласие Сахаба (сподвижников Пророка (c) ) или ученых по тому или иному положению Исламского права.
Иджтихад (мн. число — Иджтихадат):Один из принципов, существующий в Исламском правоведении, а также соответствующий ему процесс рассуждения, посредством которого выводятся Исламские Фатвы (после проведения тщательного исследования первоисточников). Первые Иджтихады осуществлялись Сахаба, сподвижниками Пророка Мухаммада (c).
Имам (мн. число — Аиммах):Буквально лидер, руководитель, но в Исламе этот термин применяется по отношению к тому, кто ведет коллективную молитву (руководит коллективной молитвой Мусульман), или по отношению к какому-либо выдающемуся ученому.
Иман (букв, вера):Правильная (истинная) вера в Аллаха.
Истисла (букв, стремление к благосостоянию):Принцип Истихсан, развитый Абу Ханифой, а также применявшийся Маликом и его учениками в более ограниченной форме, получил название Истисла, что означает стремление к тому, что более подходит для благосостояния человека (т.е. то, что более идет человеку во благо). Этот принцип касается тех вопросов, которые Шариат детально не регулирует, но они тоже являются целью и неотъемлемой частью Божественного Закона. Наглядный пример Истисла — норма Халифа Али, гласящая, что каждый член группы, участвовавший в убийстве, является виновным, даже при том, что в действительности сам акт убийства был совершен кем-то одним из группы. Тогда как Шариат затрагивает только убийство как таковое, без деталей, относящихся к способу его совершения. Другой пример — право Мусульманского руководителя собирать налоги с богатых, помимо За-кят, если того требуют интересы государства; Шариат же конкретно оговаривает лишь Закят в собственном смысле слова. Имам Малик применял принцип Истисла также для выведения Фатв, которые в большей мере сообразуются с потребностями людей, чем те, которые выводятся методом Кийяс.
Истисхаб (букв, поиск связи, увязки):Означает процесс выведения Фатв Фикха путем связывания, или увязки, совокупности обстоятельств последующего периода с предшествующими. В его основе лежит принцип, согласно которому положения Фикха, применимые к определенным условиям, остаются в силе до тех пор, пока не становится очевидным, что эти условия изменились. Если, например, из-за длительного отсутствия какого-либо человека возникают сомнения насчет того, жив он или мертв, то согласно Истисхабу все правила должны оставаться в силе, как и в том случае, если бы кому-либо было бы известно, что он еще жив.
Истихсан (букв, предпочтение):Предпочтение одного доказательства другому по той причине, что первое оказывается более подходящим для конкретной ситуации, чем последнее, даже в том случае, если доказательство, которому отдано предпочтение, оказывается технически слабее, чем то, которому его предпочли. Это может быть предпочтение одного Хадиса, который более конкретен, другому, имеющему более общее содержание, или же предпочтение более подходящего правила тому, которое выведено методом Кийяс. Применение принципа Истихсан можно видеть из трактовки договора на производство и продажу. Согласно Кийясу, а также исходя из Хадиса Пророка (c) : "Кто торгует пищей, пускай не делает этого, пока не владеет ею",( Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ["Муатта Имама Малика" в переводе на английски язык, стр. 296, № 1324)) договоры на производство не имеют законной силы, если на время заключения договора предмет, который еще не произведен, естественно, не существует. Но поскольку такие договоры сегодня признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, Фатва, выведенная методом Кийяс, была признана утратившей силу, а подобные договоры разрешены на основе принципа предпочтения (предпочтительности), т.е. Истихсана.
Иттиба:Осознанное следование Мазхабам, основанное на знаниях и любознательности, без фанатизма.
Кадий (мн. число — Куда):Судья.
Каззаб (букв, заядлый лжец):В науке Хадисов это прозвище, которого удостаивались рассказчики Хадисов, известные как лжецы (вруны).
Кийяс:Выведение Исламских Фатв по аналогии (дедукция по аналогии), когда новые Фатвы выводятся из Фатв предшествующих периодов на основе причинного сходства между ними.
Кур (мн. число — Куру):Менструация или период чистоты между менструациями.
Мазхаб* (мн. число — Мазхахиб*):Школа мысли, правовой или философской.
Масджид (мн. число — Масаджид):Мусульманский дом молитвы, исключительно и постоянно предназначенный для совершения молитв (Салят); называется также Мечетью.
Машхур (букв, знаменитый):Применительно к Хадисам это означает высказывание или действие Пророка (c) , которое хорошо известно, рассказано многими людьми из разных источников.
Муаххар:Оставшаяся часть Махра, т.е. свадебного (брачного) дара жениха невесте, выплачиваемая позже, в случае смерти или развода.
Мукаддам:Часть Махра, свадебного (брачного) дара жениха невесте, которая выплачивается до заключения брака. Мунаазараат* (ед. число — Мунаазарах*). Так называются дебаты между учеными различных Мазха-бов по правовым вопросам Ислама.
Мунафик (мн. число — Мунафикун):Тот, кто претендует называться Мусульманином, но в действительности не верит в Ислам (т.е. лицемер).
Мурсал:Хадис, приписываемый Пророку ?! тем или иным учеником Сахаба, в котором не упомянуто имя его рассказчика (конкретного Сахаби).
Мустахаб:Настоятельно рекомендуемый акт, совершение которого влечет вознаграждение, но несовершение которого ненаказуемо. Также известен как Сунна (желательное действие). Мутазилит (переделанное на европейский лад Мутазипи). Последователь школы философской мысли, обычно называвшейся рационализмом. Эта школа была основана Уасилем Ибн Ата Амром Ибн Убайдой в восьмом веке н.э. Позже она стала официальной философией государства Аббасидов и была учреждена особая тайная канцелярия с целью принудить всех ученых подчиниться ей. Однако Халиф Му-тауаккиль (1177—1192гг. н.э.) отказался от этой философии и навсегда отменил тайную канцелярию. Среди отличительных принципов этой философии — вера в то, что Аллах присутствует повсюду (вездесущность Аллаха), а также в то, что Коран создан и Божественное начало имеет лишь его смысл, что люди Рая не увидят Аллаха (т.е. что Аллах не явится взору людей Рая), что человек имеет свободную волю без Божественного вмешательства, а также в то, что всякий совершивший великий грех, обретает состояние, среднее между верой и неверием.
Муфти:Ученый, который способен давать Фатвы по ранее существовавшим (старым) или вновь возникающим (новым) проблемным ситуациям.
Нахв:Грамматика.Салят (мн. число — Салават):Пятикратная ежедневная молитва, предполагающая такие элементы, как стояние, поклоны, сидение и касание лбом земли, при которых произносятся Суры Корана и определенные фразы молитвы.
Саум:Соблюдение поста посредством отказа от пищи, питья и половых связей, а также от всех безнравственных поступков (т.е. ложь, сквернословие и пр.) от рассвета до заката. Другой вариант — Сийям.
Сахаба (ед. число — Сахаби) Всякий, кто видел Пророка Мухаммада (c) и умер Мусульманином. Общепринятый перевод этого слова — сподвижники Пророка (c) .
Сахих (букв. Точный, Достоверный). В науке Хадисов этим термином называют Хадис, имеющий непрерывную цепь рассказчиков (когда каждый рассказчик лично встречался с тем человеком, из уст которого он слышал и передал Хадис), и каждый повествователь в этой цепи известен своей богобоязненностью и хорошей памятью.
Суджуд:Прикосновение лбом земли при совершении Намаза.
Сунна:Образ жизни Пророка (c), т.е. его высказывания, действия или молчаливое одобрение им чего-либо. Сунна отражена в различных Хадисах Пророка (c). Слово Сунна используется также в значении "рекомендуемое" в отличие от Фард или Уаджиб, — "обязательное".
Сунни:(более распространенное — Суннит): Мусульманин, который следует Сунне Пророка (c) , то есть является последователем ортодоксального Ислама, его изначальной чистоты. Этот термин обычно используется для разграничения между изначальным посланием Ислама и различными отступническими сектами.
Таби'ун (ед. число — Таби'и, букв, последователь):Те, кто встречался с Сахаба учился у них, и умер Мусульманином.
Тайяммум:Ритуальное очищение пылью (песком) при отсутствии воды.
Таклид:Слепое следование какому-либо одному Мазхабу (школе Исламской правовой мысли).
Такуа:Защита самого себя от гнева Бога через ис-полнение того, что Он повелел, и избежание того, что Он запретил. Также употребляется в значении "осознание Бога", "богобоязненность".
Талак:Развод. В Исламе существуют такие виды развода: Талак Раджи, когда возможно примирение супругов до третьего провозглашения Талак при условии, что женщина не вступила в новый брак, и Талак Баин, когда восстановление семейных отношений возможно лишь в случае, если женщина вступила в брак с другим мужчиной, но развелась с ним в установленном порядке.
Тарджих:Предпочтение одного Хадиса или высказывания ученого другому повествованию на ту же тему в силу большей достоверности первого.
Тасхих:Подтверждение на достоверность и классификация высказываний, исходящие от ученых Мазха-ба или проверка Хадисов на достоверность.
Тауассуль:Посредством молитв, обращенных к Богу — поиск посредников, которые могли бы вступиться за молящегося (ходатайствовать за него перед Богом). Такие действия считаются в Исламе запрещенными — Харам.
Таухид:Вера в Единство и Единственность Бога, присутствующая только в Исламе, по которой Аллах (Бог) считается существом, не имеющим Себе равных в Своей сущности и проявлениях.
Тафсир:Разъяснение смысла Аятов Корана.
Тахара:Гигиена в Исламе, предполагающая очищение тела, одежды и места для молитвы по установленным правилам.
Улама (ед. число — Алим) буквально — ученые; традиционно используется применительно к Исламским ученым.
Умейяды:Первая крупная династия Мусульманских Халифов, начавшаяся в 661г. н.э. с восхождением на престол Халифа Муавийи и завершившаяся отречением от престола Халифа Маруана II (744—750гг. н.э.).
Умма (мн. число — Уммам):Буквально — нация, народ, но обычно используется в значении Мусульманская нация, Мусульманское сообщество, Мусульманская община (в целом), которая не имеет ни географических границ, ни единого языка.
Урф:Обычай или традиция, распространенные на какой-либо территории или среди какого-либо народа, включенные в Исламское право. Местный обычай может стать вторичным источником права, если он не противоречит ни одному из основополагающих принципов, установленных Исламским законом, например, местные обычаи вступления в брак. Согласно Исламу предбрач-ный дар жениха невесте —
Махр — должен согласовываться как часть брачного контракта, но время, в которое он выплачивается, конкретно не установлено. Однако обычай египтян и некоторых других народов таков, что одна его часть, называемая Мукаддам должна быть выплачена до брачной церемонии, а оставшаяся часть, называемая Муаххар подлежит уплате только в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит первым. Другой пример Урф — обычаи, касающиеся взимания арендной платы. Исламский закон не требует уплаты цены до того момента, как проданный товар поставлен в полном объеме. Однако на практике, и в частности применительно к аренде, общепринятым является порядок, при котором арендная плата вносится до того, как арендуемая площадь или объект поступают в пользование на согласованный сторонами срок. Еще один пример — обычай, существующий в Сирии, где слово Дабба означает лошадь, в то время как общее значение слова Дабба в арабском языке — четвероногое животное. Отсюда следует, что контракт, заключенный в Сирии, и предполагающий оплату в виде Дабба, юридически будет означать лошадь (передаваемую в порядке оплаты по договору), в то время как в остальных частях арабского мира лошадь (как форма оплаты) в подобных случаях должна оговариваться более конкретно.
Усуль (ед. число — Асль):Основы, т.е. основные источники и фундаментальные принципы какой-либо науки или научной области. Например, Усуль Аль Фикх — это основополагающие источники и принципы Исламского права: Коран, Сунна, Иджма и Кийяс.
Ууду:Ритуальное состояние чистоты, являющееся обязательным условием совершения определенных актов поклонения в Исламе. Обычно переводится как омовение и предполагает мытье рук до локтей, мытье лица и обтирание волос, а также мытье ног от ступней до лодыжек.
Фасик:Мусульманин, который преднамеренно и неоднократно нарушает Исламский закон.
Фатва, Фатуа, (мн. число — Фатауа):букв. — Разъяснение. Правовое заключение, мнение, суждение, взгляд, оценка, рекомендация, решение, и т.д., по какому-либо важному жизненному вопросу, не получившему конкретного разрешения в Исламском законе {Шариате). Фатвы выводились праведными Халифами, сподвижниками Пророка Мухаммада (c) , а также Факихами (мн. число на арабском языке — Фу-каха), т.е. авторитетными Исламскими учеными-правоведами, специалистами в области Фикха — Исламского правоведения.
Фикх:Правильное понимание и применение Шариата (Божественного Закона). В самом общем смысле — Наука об Исламском праве (Исламское правоведение).
Фуру':Второстепенные (в порядке их важности) принципы и нормы Исламского права, выведенные из первоисточников — Корана и Сунны.
Хадж:Один из столпов Ислама — обязанность, возлагаемая на каждого Мусульманина, психически и физически здорового, исполняемая хотя бы один раз в жизни, если он экономически состоятелен настолько, что имеет для этого необходимые средства и возможности. Представляет собой совершение Паломничества к Каабе (Мекка) в месяцы Шауаль, Зуль-Ка'да и Зуль-Хиджа (10-й, 11-й и 12-й месяцы лунного календаря), с целью совершить там определенные предписанные ритуалы поклонения.
Хадис* (мн. число — Ахадис*):Высказывание, действие Пророка (c), или одобрение им чего-либо (в том числе молчаливое).
Халиф (мн. число — Хуляфа):Так называли руководителя всех Мусульман. Используется также в значении правитель Исламского государства.
Халяль:Название категории вещей, которые разрешены Исламским правом. Сюда относятся вещи, классифицируемые как Уаджиб (обязательные), Мустахаб (рекомендуемые), Мубах (дозволенные) и Макрух (нежелательные).
Хамр (вино, перебродивший виноградный сок):В Исламском праве этим термином обозначаются все вещества (так называемые интоксиканты способные опьянить человека и повредить ум.
Харам:Название, данное категории вещей, запрещенных Исламским правом.
Хауаридж(букв. — отколовшиеся):Часть войска Халифа Али Ибн Аби Талиба, внезапно покинувшая поле боя во время подготовки к битве при Сисрсрине (657г. н.э.) между Али и Муавийей Ибн Аби Суфьяном отказавшимся принять Али в качестве Халифа. Когда между двумя сторонами состоялся третейский суд, чтобы прекратить кровопролитие, значительная группа из последователей Али, главным образом выходцы из племени Тамим, перешла в оппозицию и избрала Абдупла-ха Ибн Уахба Ар-Расиби своим лидером. Они объявили и Али, и Муавийю Кафирами (неверными), ибо по их мнению оба они вынесли на суд человеческий то, что было постановлено Божественным Законом. Они также звали Кафиром каждого, кто не принимал их точку зрения, и отреклись как от Али, так и от Муавийи. Представители Хауаридж считали, что третейский суд должен исходить непосредственно из Корана. Встав на такую позицию, они допустили кровопролитие выступивших против них Мусульман, а также позволили конфисковать их имущество. Они также запретили своим сторонникам вступать в брак с теми, кто не принадлежит к Хауаридж, а также наследовать имущество Мусульман — не членов Хауаридж. Они считали, что всякий совершивший большой грех (внебрачная половая связь, ложь, употребление алкоголя), является вероотступником. Представители крайнего крыла Хауаридж, называвшиеся Азраки, утверждали, что всякий, кто таким образом (т.е. через совершение таких грехов) стал Кафиром, никогда не вернется обратно в Ислам и должен быть предан смерти за отступничество вместе со своими женами и детьми. Халиф Али был вынужден атаковать их в их же лагере и нанес им сокрушительное поражение, в котором были убиты и сам Ибн Уахб и большинство его последователей (битва при Нахрауане, 657гг. н.э.). Однако, эта победа дорого обошлась Али. Помимо того, что мятеж был подавлен далеко не полностью, он продолжился целым рядом восстаний на местах в последующие два года. Сам Али погиб от кинжала одного из представителей Хауаридж, Абдур-Рахмана Ибн Мулджама, женатого на женщине из семьи, большинство членов которой погибли при Нахрауане.
Хиджаз:Западное побережье Аравийского полуострова, включающее города Мекку и Медину.
Ши'а(более известное — Ши'иты): В начале правления Язида Ибн Муавийи сын четвертого Халифа, Али Ибн Аби Талиба, по имени Хусейн, поднял восстание против Халифа Язида. До этого последователи Халифа Али в Ираке предложили Хусейну возглавить восстание, но позже покинули его, тем самым отправив его на смерть от рук воинов Язида. Это случилось в битве при Карбале в 680г. н.э. Многие из тех, кто считал себя последователем Али, испытав боль и разочарование, отклонились от главного направления Ислама. Они дошли до крайностей в выражении любви к Али и ненависти ко всем тем, кто выступал против него. Они объявили первых трех Халифов, т.е. Абу Бакра 'Умара и Усмана, Кафирами (неверными), укравшими у Али звание Имама. Все Сахаба (сподвижники Пророка (c) } были объявлены отступниками по причине принятия ими Халифата первых трех Халифов, и этого тяжкого обвинения удалось избежать лишь Салману Аль Фаризи, Абу Зарру Аль Гифари и Микдаду Ибн Аль Асуаду Аль Кинди (в некоторых документах приводится большее количество имен), ибо они якобы были поборниками права Али на Халифат после смерти Пророка (c) . В поддержку этого утверждения были вымышлены Хадисы в которых Пророк (c) заставляет всех своих последователей и сподвижников дать клятву на верность Али в том, что он станет их руководителем после смерти Пророка (c) . В них говорится, что это событие якобы случилось при Гадир Хум на обратном пути в Медину из Мекки после совершения Прощального Паломничества на 18-й день месяца Зупь-Хиджа 10 года после Хиджры. В них также утверждается, что только определенные потомки Пророка Мухаммада (c) по линии его двоюродного брата Али и дочери Пророка (c) Фатимы имеют право удостаиваться звания руководителя (Имама) всех Мусульман. Они даже дошли до того, что приписали этим потомкам, которым они присвоили звания Имамов, некоторые из уникальных качеств-проявлений Бога, и превознесли их над Пророками Бога. Аятолла Рухуллах Хомейни так охарактеризовал эти верования: "Имам имеет возвышенное положение, возвышенное звание и наместничество (Халифат), его верховенству и господству подчиняются и повинуются все атомы во Вселенной. А одной из первооснов нашего Мазхаба (т.е. Мазхаба Ши'итов) есть то, что Имамы имеют положение, которое не может быть достигнуто ни ангелом, близким (к Богу),208 ни назначенным Пророком. Более того, из имеющихся у нас повествований и Хадисов явствует, что величайший Пророк Мухаммад (c) и (Двенадцать) Имамов существовали до (сотворения) этого мира в виде источников света, которыми Аллах окружил Свой трон"(Хомейни, "Аль Хукома аль Исламийя" (1398г. после Хиджры /1969г. н.э.), на арабском языке, опубликовано в Тегеране 1980, стр. 52.) Однако назначение каждого нового Имама влекло за собой возникновение новой Ши'итской секты, в которую входили те ее последователи, которые были недовольны выбором Имама и отвергали его. Следовательно, исторически сложилось так, что существовало много Ши'итских сект, придерживавшихся бесконечного множества верований. И надо отметить, что большинство еретических сект, отколовшихся от Ислама, происходили из той или иной Ши'итской секты. Таких, например, как секта Нусайри, основанная Мухаммадом Ибн Нусайром, заявившим в 855г. н.э., что Али — это якобы воплощение Бога; Эта секта также известна как секта Алавитов. К ней принадлежит правящий клан в Сирии, к ней принадлежал также ныне покойный Президент этой страны Хафиз Асад. Секта Друзи, основанная Мухаммадом Ибн Исмаилом Ад-Дурзи (Оиггее), заявлявшим, что Ши'итский Халиф Египта из династии Фатимидов Аль Хаким Би Амриллах (966—1021гг. н.э.) — это якобы последнее воплощение Бога в человеческом облике, или секта Бахай, основанная Али Мухаммадом Рида (Баабом), который сам претендовал на Пророчество, и его учеником Хусейном Али [Бахауллахом), заявлявшим, что он якобы и есть ожидаемый Христос и что в нем воплощен Аллах.
Ширк:Приравнивание к Богу кого-либо или чего-либо путем приписывания атрибутов Бога созданным Им объектам, или приписывания Богу атрибутов, присущих Его творениям.
Шура: Взаимное совещание, один из методов управления, так называемое совещательное управление.