Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАЗХАБЫ — ШКОЛЫ ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ



В предыдущих главах мы увидели эволюцию Мазхаба (Общая совокупность Фата, составленных учеными и их учениками, а также Фаге, составленных всеми учеными, которые придерживались их подхода) в историческом контексте общего развития Фикха. В эру Пророчества основы Фикха закладывались в Иджтихадах (нормах, выводимых при помощи рассуждения) Пророка Мухаммада (с), а также в Иджтихадах его сподвижников, Сахаба. На этом этапе Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка (c) составляло единственный источник Исламского права. Иными словами, существовала одна-единственная школа правовой мысли (Мазхаб) — школа самого Пророка (c).

На последующем этапе, т.е. в период правления Праведных Халифов, возник принцип Иджмы (единоласного решения), а Иджтихад стал самостоятельным принципом Фикха под названием Кийяс. Мазхабом этого периода фактически являлся Мазхаб каждого из Праведных Халифов, ибо окончательное слово в решении правовых вопросов оставалось за ним. Тем не менее, все решения в правовой сфере подлежали изменению на основании зафиксированных высказываний или обычаев Пророка (c), т.е. Хадисов. Поэтому для разночтений, косности или фракционности не оставалось места.

Ранний период правления династии Умайядов был отмечен разделением ученых Фикха на два основных Мазхаба с точки зрения Иджтихада: Ахль ар-Ра'и и Ахль аль-Хадис. Во время поворота от Халифата к монархии, когда Халиф-король уже не являлся руководителем Мазхаба, из этих двух школ мысли возник целый ряд новых. Поскольку ученые и их ученики рассеялись по всему государству Умайядов, возросло количество их личных Иджтихадов ввиду необходимости решения вопросов на местах. Следует, однако, отметить, что и в период Умайядов, и в период первых Аббасидов ученики Фикха часто и свободно меняли своих учителей, обмениваясь мнениями по вопросам права. В результате этого поддерживалась и сохранялась гибкость во взглядах, присущая предшествующим периодам.

В главах седьмой и восьмой будет показано, что во второй половине периода династии Аббасидов Фикх был формализован и систематизирован. Количество Мазхабов пошло на спад и различия между ними стали более ярко выраженными в силу предпочтения государством одних Мазхабов другим, а также вследствие усиления соперничества внутри самих Мазхабов, провоцируемого дворцовыми дебатами. После окончания Халифата Аббасидов и упадка Иджтихада, вылившегося в его прекращение, количество Мазхабов сократилось до четырех, которые полностью отдалились друг от друга и прониклись взаимным антагонизмом, часто представляя собой взаимно противоборствующие группы. Различия между ними стали непреодолимыми в умах их приверженцев, а фанатизм и фракционность Мазхабов расцвели буйным цветом. Поскольку практическая применимость Шариата везде и всегда в огромной мере зависела от принципа Иджтихад, утрата этого жизненно важного принципа неизбежно приводила к застою и упадку Фикха.

В последующих двух главах мы более пристально рассмотрим хронологию Мазхабов, уделив должное внимание их основателям, формированию и основным принципам. Затем мы рассмотрим основные причины тех различий, которые возникли между ними.

МАЗХАБ ХАНАФИТОВ

Основатель:Имам Абу Ханифа (702—767гг. н.э.)

Этот Мазхаб называется по имени основавшего его ученого, Абу Ханифы, настоящее имя которого было Нуман Ибн Табит. Он родился в 702г. н.э. в Куфе (Ирак). Его отец был торговцем шелком, персом по происхождению, принявшим Ислам в период правления Хуляфа Рашидун (Праведных Халифов). Абу Ханифа начинал изучать философию и диалектику, известные как Ильм Аль-Калям, но, освоив различные дисциплины в этой области, он оставил ее и стал глубоко изучать Хадисы и Фикх. Своим главным учителем он избрал Хаммада Ибн Заида, который относился к числу величайших ученых своего времени в науке Хадисов. Абу Ханифа учился у него в течение восемнадцати лет. В это время он освоил науку преподавания, но продолжал оставаться учеником Хаммада до самой смерти последнего в 742г. н.э. После этого, будучи в возрасте сорока лет, он занял должность преподавателя и стал самым выдающимся ученым в Куфе. В этом качестве он, очевидно, был ценной находкой для Халифов из династии Умайядов того времени. Они предложили ему должность Кадия (судьи) Куфы, но он отказался принять этот пост несмотря на то, что был избит за свой отказ Эмиром Куфы, Язидом Ибн 'Умаром. Во время правления Аббасидов он точно так же отказался от королевского назначения и в результате был посажен в Багдадскую тюрьму Халифом Абу Джафаром Аль-Мансуром (правил в 754—775гг. н.э.). Он пребывал в заключении до самой своей смерти в 767г. н.э. Абу Ханифу относят к числу Табиун второго поколения (учеников сподвижников Пророка (c)), ибо он встречался с некоторыми Сахаба и из их уст слышал несколько Хадисов.( "Аль Мадхап", стр. 171—172)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.