Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г. Систематизация Фикха



Переводя великие книги по естественным наукам и философии Греции, Рима, Персии и Индии (Большинство переводов появилось в первой половине этого периода (750—830гг. н.э.), но их влияние стало ощущаться в основном во второй его половине), Исламские ученые познакомились с новыми системами рассуждения, дедукции и умозаключения. Это новое знание повлияло на их подход к Фикху, который они затем стали подразделять на основные (Усуль) и дополнительные источники (Фуру'). Со временем Тафсир (Толкование Корана), Хадисы и Нахв (грамматика) под влиянием этого превратились в специализированные отрасли исследования.
Мнения основных ученых Фикха записывались, а первичные источники Исламского законодательства определялись и классифицировались по порядку их важности ("Аль Мадхал", стр. 128—134).

Источники Исламского права

К концу рассматриваемого периода источники Исламского права стали признаваться по степени важности большинством Исламских ученых в следующем порядке:

Коран

Коран был первым источником Исламского права и с достоверностью всех его разделов все согласились безоговорочно. Хотя и имели место опредеоенные различия во мнениях относительно толкования некоторых отрывков из него.

Сунна

Далее по значимости следовали Хадисы Пророка (c). Однако ученые установили различные условия, при которых они принимаются и могут применяться на практике.

Мнения Сахаба

Мнение сподвижников Пророка (c), как коллективное, так и индивидуальное, считалось третьим самым важным источником Исламского права. Этот источник был разделен на две части, исходя из занимаемых Сахаба позиций:

а) Если они были едины во мнении по какому-либо вопросу, такое мнение обозначалось термином Иджма.
б)Если они придерживались разных мнений по какому-то одному вопросу, то мнение каждого из них обозначалось термином арРа'и (личное мнение).

Кийяс

Следующим в порядке важности шел Иджтихад, основанный на доказательстве, находящемся или в Коране, или в Сунне, или в Иджме. Методом рассуждения, к которому прибегали, была дедукция по аналогии, называемая Кийяс. Одним из примеров Кийяса является запрет марихуаны, что вытекало из Хадиса Пророка (c): "Всякое опьяняющее вещество есть Хамр, а всякий вид Хамра есть Харам" Собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод), т. 3, стр.1108, № 4963) и Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1043, № 3672). Поскольку марихуана имеет опьяняющее воздействие, она может быть отнесена к категории Хамр и, таким образом, является Харам (запрещенной).

Истихсан (предпочтение в правовом отношении)

Этот принцип предполагает предпочтения мнения, вытекающего из конкретной потребности практики, мнению, основанному на методе Кийяс. Данный принцип, обозначаемый различными терминами (например, Истихсан), использовался учеными большинства школ правовой мысли. Одно из применений принципа Истихсан — толкование смысла договора на производство и продажу какого-либо предмета. Согласно Кийясу, основанному на изречении Пророка (c)— "Кто берется продавать пищу, пускай этого не делает до тех пор, пока не имеет ее в своем владении" (Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ("Муатта Имама Малика", англ. перевод, стр. 296, № 1324), договоры подобного вида считались недействительными (не имеющими законной силы), ибо вещь, являющаяся предметом продажи, на момент заключения договора не существовала. Однако учитывая, что подобные договоры признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, эта Фатва, выведенная на основе Кийяса, была признана необязательной, а договоры подобного плана разрешены на основании принципа превосходства (Истихсан).

Урф (обычай)

Местные обычаи принимались в качестве источника Исламского права в конкретном регионе, если только они не противоречили принципам Исламского закона. Примером тому являются местные обычаи вступления в брак и порядок передачи брачного дара (Махр) женихом невестве. По Исламскому праву Махр должен согласовываться как часть брачного контракта, но время его уплаты точно не устанавливается. Обычаем египтян, а также некоторых других народов предусматривается, что одна его часть, называемая Мукаддам, должна уплачиваться перед брачной церемонией, а оставшаяся часть, называемая Муаххар, уплачивается лишь в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит раньше (Мухаммад Мустафа Шалаби, "Усуль аль-Фикх аль-Ислами" (Бейрут, Ливан: Дар ан-Нахда аль-Арабийя, 1978), 2-е изд, т. 1, стр. 314).

Другой пример Урф — это обычаи при аренде или найме. Исламский закон не требует уплаты соответствующей цены до тех пор, пока не осуществлена полная доставка продаваемой вещи. Однако по установившемуся обычаю арендная плата взимается перед тем, как арендуемое место или предмет поступают в пользование арендатора или нанимателя на оговоренный срок.

* * *

Хотя подобный процесс структуризации и классификации по большей части был тенденцией позитивной, и все же, вместе с возобладавшими тенденциями к фракционности, он способствовал еще большему увеличению разрыва между Мазхабами. Таким образом мы можем видеть, как незначительные различия в терминологии, которой обозначается один и тот же принцип, становятся источниками трений и противостояния. Например, Мазхаб Маликитов считал принцип Истихсан Мазхаба Ханафитов неприемлемым, хотя фактически применял этот же принцип, но под другим названием — Масаали Мурсала. Мазхаб же Шафи'итов отверг оба эти термина и применял аналогичный принцип, называя его Истисхаб.

Резюме раздела

1. В рассматриваемый период Фикх окончательно оформился как самостоятельная Исламская наука.

2. Многие Мазхабы, возникшие в последней части периода Умайядов, достигли расцвета, а также возросло количество центров науки по всей территории государства Аббасидов благодаря покровительству со стороны государства.

3. Впервые за все время были предприняты и успешно завершены широкомасштабные работы по составлению и систематизации сборников Фикха разных Мазхабов.

4. Фикх был систематизирован и разделен по двум направлениям: Усуль (основные источники) и Фуру' (дополнительные источники). При этом основные источники Исламского права были четко определены и степень их значимости установлена.

5. К концу этого периода Сунна во всей своей целостности также была собрана и записана в книгах Хадисов.

6. В первой половине данного этапа развития Мазхабы под руководством своих основателей продолжали широко практиковать взаимный обмен мнениями. Но с приходом второго поколения, т.е. их учеников, появилась тенденция к непреклонности, жесткости, косности и отказу от той гибкости, которая была присуща периоду великих Имамов и существовала среди ученых, живших в еще более раний период.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.