Между Ахмадом Ибн Ханбалом и его предшественниками не существовало никаких различий по поводу использования Корана. Иными словами, Корану отдавалось предпочтение надо всем остальным и при всех обстоятельствах (т.е. существовало полное и безоговорочное предпочтение его другим источникам права).
2. Сунна
Аналогично, Сунна Пророка (c) занимала позицию номер два среди основополагающих источников, используемых основателем этой школы при выведении Фатв. Единственной его оговоркой был принцип Марфу, т.е. сведения, исходившие непосредственно от Пророка (c).
3. Иджмы Сахаба
Имам Ахмад признавал единодушие мнений Сахаба и ставил его на третье место среди всех основополагающих источников права. Однако он не доверял тем Иджмам, которые не относились ко временам Сахаба, считая их неточными в силу огромного количества ученых, рассеянных по всему Исламскому государству. По его мнению, Иджмы после завершения эпохи Сахаба были невозможны.
4. Индивидуальные мнения Сахаба Если проблема возникала по тому вопросу, по которому Сахаба высказали разные точки зрения, Ахмад, как и Малик, отдавал должное всему разнообразию личных мнений. Именно по этой причине внутри этого Мазхаба имел место ряд случаев множественности суждений по тому или иному конкретному вопросу.
5. Хадисы Да'иф (слабые Хадисы)
Для выработки тех Фатв, для которых ни один из предыдущих четырех источников не предлагал готовых решений, Имам предпочитал пользоваться слабыми Хадисами вместо того, чтобы самому приниматься за дедуктивное рассуждение (Кийяс). Но это было допустимо на том условии, что слабость Хадисов ни в коей мере не происходила оттого, что один из рассказчиков был Фасик (вероотступник) или Каззаб (лжец).
6. Кийяс
Этот метод приберегался на крайний случай, то есть когда непосредственное применение какого-либо из других основных источников оказывалось невозможным. Ахмад неохотно пользовался принципом Кийяс и, как правило, выводил свои Фатвы, основываясь на одном или нескольких предыдущих источниках.("Аль Мадхш", стр. 202—203.)
Основные ученики Мазхаба Ханбалитов
Основными учениками Имама Ахмада были двое его сыновей, Салих (умер в 873г. н.э.) и Абдулла (умер в 903г. н.э.). Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников Хадисов, относились к числу великих ученых в области Хадисов, учившихся у Имама Ахмада.("Тарих аль Мазахиб апь Испамийя", т. 2., стр. 339—340)
Последователи Мазхаба Ханбалитов
Большинство последователей этого Мазхаба можно сейчас найти в Палестине и Саудовской Аравии. Своим выживанием в Саудовской Аравии после практической смерти во всех других частях Мусульманского мира этот Мазхаб обязан тем, что основатель так называемого Уаххабитского движения за возрождение Мухаммад Ибн 'Абдуль Уаххаб обучался у правоведов Мазхаба Ханбалитов, и таким образом этот Мазхаб неофициально получил статус Фикх Мазхаб этого движения. Когда 'Абдуль Азиз Ибн Са'уд захватил большую часть Аравийского полуострова и установил там Саудовскую династию, он сделал Мазхаб Ханбалитов основой королевской системы права.
МАЗХАБ ЗАХИРИ
Основатель:
Имам Дауд (815—883гг. н.э.)
Основатель этой школы мысли Дауд Ибн Али родился в Куфе в 815г. н.э. Сначала он изучал Фикх у учеников Имама Аш-Шафи'и, но позже склонился к изучению Хадисов и вступил в кружок Хадисов, руководимый Имамом Ахмадом Ибн Ханбалом. Он продолжал учиться у Ахмада, пока не был исключен из его кружка за высказанное мнение о том, что Коран является Мухдат (вновь существующим), а оттого — созданным. После исключения он вступил на самостоятельную стезю рассуждений, основанных на очевидных и буквальных значениях (Захири) текстов Корана и Сунны. Благодаря такому подходу его Мазхаб назвали Мазхабом Захири, а он сам стал известен под именем Дауд Аз-Захи-ри.("Тарих ат-Ташри аль Ислами", стр. 181—182)
Коран и Сунна
Как и все остальные Имамы, Дауд считал Коран первейшим источником Исламского права, за которым следовала Сунна. Однако законную силу для него имели лишь буквальные толкования их текстов. Это значит, что они применялись им только в тех конкретных обстоятельствах, которые в них описывались.
Иджмы Сахаба
Имам Дауд отдавал должное Иджмам Сахаба. Он рассуждал так: их единогласие имело место лишь по пунктам законов, ниспосланных самому Пророку (с) и известных его сподвижникам (Сахаба), но не переданных в форме Хадисов по тем или иным причинам. Поэтому он не считал Иджмы Сахаба такими суждениями, которые вытекают из рассуждения (Кийяс).
Кийяс
Поскольку Имам Дауд применял Коран и Сунну, не выходя за рамки их буквального смысла, он автоматически отвергал законную силу Фатв, основанных на каких бы то ни было формах логического рассуждения, в том числе и на Кийясе." ("Аль Мадхал", стр. 206) Однако принцип Мафхум (понятый смысл), который он применял вместо Кийяса в отношении Корана или Сунны, оказался практически неотличимым от Кийяса (выводы по аналогии).