Основатели Мазхабов и их ученики придерживались двух основных подходов при разрешении явных противоречий между буквальным смыслом некоторых из повествований Хадисов. Одни ученые избрали путь Тард-жи, что означает предпочтение некоторых Хадисов и отказ от других на ту же тему. Тогда как некоторые другие ученые избрали путь Джама, предполагающий объединение таких Хадисов в один и использование его в обобщенном смысле. Например, имеется достоверный Хадис, где Пророк (c) запретил Салят в определенное время, сказав: "Никакой молитвы, Салят, (не позволено) после молитвы Фаджр до тех пор, пока не взошло солнце, и после молитвы Аср до тех пор, пока не зашло солнце"(Сообщено 'Умаром и Абу Саидом аль Худри и собрано Аль Бухари {"Сахих Аль Бухари", на арабском и английском, т. 1, стр. 322, № 555), Муслимом ("Сахих Муслим" англ. перевод, т. 2, стр. 395, № 1805) и Абу Даудом {"Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 335—336, № 1271)) В то же время имеются и другие, также достоверные Хадисы, где некоторым Сахаба дается совет, но без ограничения во времени. Например: "Если кто из вас заходит в Масджид (Мечеть), пускай совершит два Ракаята (два цикла молитвы) перед тем как садиться''(Сообщено Абу Катадой и собрано Аль Бухари ("Сахих Аль-Бухари", на арабском и английском, т. 1, стр. 259—260, № 435), Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 1, стр. 347, № 1540) и Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1, стр. 120, №467))
1) Имам Абу Ханифа отдал предпочтение первому Ха дису и считал, что в запрещенное время запрещены все формы Салят.
2) Имам Малик, Имам Аш-Шафи'и и Имам Ахмад объединили эти два Хадиса, считая, что первый Хадис имеет общий смысл и касается добровольной Салят (Нафл), в то время как второй Хадис конкретен, и в нем очень желательная (приветствуемая) молитва Салят (Мустахабб) допускается даже в то время суток, на которое наложен общий запрет. (Последняя точка зрения подкрепляется практикой молитвы самого Пророка (c), который после обязательных молитв Аср совершал пропущенные им добровольные молитвы Зухур, что сообщено Умм Саламой и собрано Аль-Бухари ("Сахих Аль-Бухари", на арабском и английском, т. 1, стр. 325, гл. 33) и Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 2, стр. 397—398, № 1815). См. также: "Бидая аль-Муджтахид", т.1, стр. 66—91)
В. ПРИЕМЛЕМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ
Среди Имамов были и такие, кто создавал целый ряд противоречивых принципов, на которых они основывали некоторые из своих Фатв. В результате и такие Фатвы, и такие принципы становились источниками разногласий между учеными. Напрмер, большинство правоведов признавало законность Иджмы представителей поколений, пришедших после Сахаба, но Имам Аш-Шафи'и поставил их под вопрос, а Имам Ахмад Ибн Ханбал напрочь отверг их. Аналогично, принятие Имамом Маликом обычаев жителей Медины в качестве источника права не было признано большинством ученых. А принципы Истихсан Абу Ханифы и Истисла Малика были отвергнуты Имамом Аш-Шафи'и как слишком оторванные от Корана, Сунны и Иджмы. То есть, по его мнению, они слишком сильно полагались на человеческую логику. Однако Имаму Аш-Шафи'и думалось, что точка зрения Сахаба должна приниматься в расчет в правовых вопросах, в то время как другие считали, что это было лишь рассуждение с их стороны и поэтому оно не имеет законной силы для последующих поколений.("Асбаб Ихтипаф Аль Фукаха", стр. 126—138. См. также: "Раф' аль Малям 'ан аль 'Аимма апь 'Алям", стр. 11—49)
Г. МЕТОДЫ КИЙЯСА
Различные подходы, которых правоведы придерживались применяя Кийяс, были, возможно самым большим источником разногласий между ними. Одни из них сузили сферу действия Кийяса, установив целый ряд предварительных условий его использования, другие же расширили ее. Поскольку этот принцип основывался на субъективном мнении в большей степени, чем любой другой, не существовало постоянных, долговечных, жестких и неизменных правил для его наполнения, и таким образом в его отношении возник широкий спектр раз- ногласий.(«Аль Мадхал", стр. 209—210)
Резюме раздела
1. Различающиеся между собой мнения возникали от различий в толковании, которые сами по себе происходили от смысловых различий слов (многозначность, буквальный и переносный смысл) и грамматических конструкций (как, например, со словами Кур, Ламе и Иля).
2. Относительно применения Хадисов, различие в Фатвах определялось степенью доступности Хадисов, их достоверностью, условиями, устанавливаемыми для их принятия, а также методами разрешения контекстуальных противоречий.
3. Некоторые Имамы сформулировали определенный ряд второстепенных принципов права и на их основе составляли Фатвы. И принципы, и Фатвы подобного рода отвергались другими Имамами (как в случае Истихсана и Иджмы жителей Медины).
4. Второстепенный принцип Кийяс в целом принимался, но правила, регламентирующие его дедуктивный процесс, у разных Имамов были разными, что в итоге привело к различию в Фатвах, вырабатываемых ими по аналогичным вопросам.