В силу ограниченных масштабов Мазхаба Захири и отсутствия выдающихся ученых, которые бы передали его принципы и Фатвы следующим поколениям, этот Мазхаб не просуществовал долгое время. Он вообще не обрел твердой почвы ни в одной из областей Мусульманской империи, поэтому не прошло и полтутора веков, как он полностью прекратил свое существование.
В более поздние времена ярлык Захири навешивался на всех ученых, которые отвергали законную применимость Кийяса, даже при том, что они никогда не учились у Дауда и его учеников и вообще не читали их работ.
Самым заметным из учеников Мазхаба Захири был блестящий испанский ученый 11-го века по имени Али Ибн Ахмад Ибн Хазм Аль Андалузи (умер в 1070г. н.э.). Ибн Хазм вернул к жизни этот Мазхаб и отстаивал его в многочисленных выдающихся трудах, написанных им в различных областях Исламских знаний. Это, например, "Ихкам Аль-Ахкам" в области Усуль аль Фикх, "Аль-Фисал" в области теологии и "Аль-Мухалла" в области Фикха. Благодаря неустанным усилиям Ибн Хазма этот Мазхаб утвердился в Исламской Испании, где достиг расцвета, а оттуда распространился в некоторые области Северной Африки и в другие местности. Он продолжал оставаться господствующим в Испании до самого начала крушения там Исламского государства в начале 15-го века. С исчезновением Мусульманского государства в Андалузии этот Мазхаб также прекратил существование, оставив после себя лишь немногие научные произведения, большинство из которых создано самим Ибн Хазмом.("Тарих. аль Мазахиб аль Испамийя", т. 2., стр. 375—409)
МАЗХАБ ДЖАРИРИ
Основатель:Имам Ат-Табари (839—923гг. н.э.)
Этот Мазхаб был основан Мухаммадом Ибн Джариром Ибн Язидом Ат-Табари, который родился в провинции Табаристан в 839г. н.э. Он стал высокоопытным знатоком в области Хадисов, Фикха и истории. Будучи странствующим правоведом, он изучал системы Имама Абу Ханифы, Имама Малика, Имама Аш-Шафи'и и других. В течение первых десяти лет после возвращения из Египта он строго следовал Мазхабу Шафи'и. В конце этого периода он основал свою собственную школу, чьи последователи назвали себя Джариритами по имени отца Имама Ат-Табари. Этот Мазхаб отличался от Мазхаба Шафи'и больше по практическим, чем по принципиальным аспектам и сравнительно быстро был предан забвению.
Ибн Джарир в основном известен своим выдающимся Тафсиром (толкованием) Корана, который он назвал "Джами аль-Баян", но который стал известен как "Тафсир Ат-Табари". Не меньшую важность и славу имела и его "Всемирная история", названная "Тарих ар-Русупь уаль Мулюк", общеизвестная под названием "Тарих Ат-Табари" ("Тарих ат-Ташри аль Ислами", стр. 182, 183).
Резюме раздела
1. Основными Мазхабами, школами Исламской правовой мысли, были следующие Мазхабы: Ханафитов, Маликитов, Шафи'итов, Ханбалитов, а также Мазхаб Зайди. Они выжили главным образом благодаря поддержке государства и когорте выдающихся учеников первого поколения.
2. Важнейшими из Мазхабов второго порядка были: Мазхаб Ауза'и, Мазхаб Лайти, Мазхаб Таури, Мазхаб Захири, а также Мазхаб Джарири. Они прекратили существование как в силу политических факторов, так и оттого, что их ученики не смогли записать для потомства Фатвы, выведенные их основателями.
3. Первостепенными источниками Исламского права, единогласно принимаемыми всеми основными Мазхабами, были: Коран, Сунна, Иджмы Сахаба, а также Кийяс.
4. Все ведущие Мазхабы установили условия для принятия Сунны в качестве одного из основных источников Исламского права:
а) Мазхабом Ханафитов оговаривалось, что Хадисы дожны быть широко известны (Машхур).
б) Мазхаб Маликитов требовал, чтобы Хадисы не противоречили Иджмам Мединитов.
в) Мазхаб Шафи'итов настаивал на том, чтобы Хадисы были достоверными (Сахих).
г) Мазхаб Ханбалитов требовал, чтобы Хадисы, согласно их Иснаду, исходили от самого Пророка (c) и не являлись сфабрикованными. Таким образом, Хадисы, достоверность которых была сомнительной, рассматривались ими как часть Сунны.
5. Спорными источниками Исламского права (т.е. такими источниками, к использованию которых различные Мазхабы подходили по-разному), были следующие:
а) Истихсан и Иджма ученых использовались Мазхабом Ханафитов.
б) Истисла, Иджма Мединитов и их обычаи использовались Мазхабом Маликитов.
в) Урф использовался Мазхабами Ханафитов и Маликитов.
г) Слабые Хадисы использовались Мазхабом Ханбалитов.
д) 'Аквал 'Али (нормы и постановления четвертого праведного Халифа, 'Али) использовались Мазхабом Зайди.