Положения этого Мазхаба были записаны учениками Имама Заида. Они включили туда и Фатвы, выведенные другими учеными из семейства Алави, а также современниками Заида.
Абу Халид, Амр Ибн Халид Аль Уасити (умер в 889г. н.э.)
'Амр Ибн Халид, возможно, был самым знаменитым из учеников Имама Заида. Он прожил долгое время вместе с ним в Медине и сопровождал его в большинстве его странствий. 'Амр собрал учения Имама Заида в две большие книги, озаглавленные "Маджму аль-Хадис" и "Маджму Аль-Фикх". Вместе они называются "Аль-Маджму Аль-Кабир". Хотя Хадисы, повествуемые в "Маджму аль Хадис", берут начало из семейства Алави, все они изложены соответствующим образом в знаменитых шести книгах Хадисов.
Аль Хади Ила Аль Хак, Яхья Ибн Аль Хусейн (860—911гг. н.э.) Представители Мазхаба Зайди не ограничивались Фатвами, выведенными семейством Алави по линии Хусейна. Следовательно, мнения Аль Касима Ибн Ибра-хима Аль Хасани (787—857гг. н.э.), получившего из-вестстность благодаря своей преподавательской работе, также были отнесены к числу Фатв Мазхаба Зайди. Однако еще большее влияние на этот Мазхаб было оказано внуком Аль Касима, Аль Хади Ила Аль Хаком, который был назначен на должность Имама Йемена. В Йемене Исламское государство было образовано в соответствии с Мазхабом Зайди, что твердо поставило его на ноги и обеспечило его выживание до наших дней.
Аль Хасан Ибн Али Аль Хусейни (845—917гг. н.э.)
Аль Хасан, известный как Ан-Насир Аль Кабир, был современником Аль-Хади. Он преподавал учение Мазхаба Зайди в Дейламе и Джилане. Он был одним из великих ученых и считается своими последователями возродившим этот Мазхаб и вдохнувшим в него новую жизнь. ("Тарих аль-Мазахиб аль Исламийя", т. 2, стр. 525)
Последователи Мазхаба Зайди
В наши дни последователей этого Мазхаба можно найти преимущественно в Йемене, где эта школа мысли является Мазхабом большинства его жителей.
МАЗХАБ ЛАЙТИ
Основатель:Имам Аль-Лайт (716-791гг. н.э.)
Этот Мазхаб был назван по имени Аль-Лайта Ибн Сада, который родился в Египте в 716г. н.э. от родителей — выходцев из Персии. После обширного изучения всех известных тогда областей Исламских знаний Аль-Лайт стал крупным ученым Египта. Он был современником Имама Абу Ханифы и Имама Малика. Кстати, он обменивался мнениями с Имамом Маликом посредством переписки по различным моментам Исламского права, один из которых касался включения Маликом традиции жителей Медины в категорию дополнительных источников права.
Причины прекращения существования этого Мазхаба
Мазхаб Имама Лайта прекратил существовать вскоре после его смерти в 791г. н.э. по следующим причинам:
а) Аль Лайт не собирал, не диктовал, и не приказывал своим последователям записывать свои взгляды по вопросам права, а также их доказательства в соответствии с его толкованиями Корана, Сунны и позициями Сахаба в правовых вопросах. Таким образом, от его Мазхаба осталось очень немногое, если не считать некоторого количества ссылок в ранних книгах по сравнительному анализу Фикха.
б) Количество учеников, учившихся у Лайта, было не значительным и поскольку никто из них не стал выдающимся ученым в области Фикха, они не имели достаточного влияния, чтобы популяризировать этот Мазхаб.
в) Аш-Шафи'и, один из самых выдающихся ученых Фикха, поселился в Египте сразу же после смерти Аль-Лайта и его Мазхаб быстро заменил Мазхаб Аль-Лайта.
Интересно отметить, что имеются сообщения о том, что Имам Аш-Шафи'и, получивший обширные знания, учась у Малика и учеников Аль Лайта, заметил, что Аль Лайт был более великим ученым в области Фикха, чем Малик, но его ученики пренебрегли им.( "Аль Мадхал", стр. 205)
МАЗХАБ ТАУРИ
Основатель:
Имам Суфьян Ат-Таури (719—777гг. н.э.)
Ат-Таури родился в Куфе в 719г. н.э. и после обширного изучения Хацисов и Фикха стал основным ученым по Фикху школы Хадисов в Куфе. Он придерживался тех же взглядов, что и его современник Абу Ханифа, однако выступал против применения Кийяса и Истихсана, которые использовались Абу Ханифой.
Между Имамом Суфьяном и чиновниками государства Аббасидов происходило непрерывное противостояние из-за его откровенного и прямого характера, а также его отказа поддерживать государственную политику, которая противоречила Шариату. Халиф Аль-Мансур (правил в 754—775гг. н.э.) послал Имаму Ат-Таури письмо, прося его принять пост Кадия Куфы на том условии, что он не будет выносить ни судебных решений, ни правовых заключений, противоречащих государственной политике. Получив это письмо, Суфьян разорвал его и с отвращением выбросил в реку Тигр, но в результате его вынудили отказаться от преподавательской деятельности и навсегда выехать прочь. Оставшуюся часть жизни он прожил скрываясь, вплоть до самой своей смерти в 777г. н.э.
Основные причины прекращения существования этого Мазхаба:
а) Имам прожил значительную часть жизни скрываясь от властей, и, таким образом, не мог привлечь значительное количество учеников, которые впоследствии могли бы распространять его взгляды в ученых кругах.
б) Хотя он и составил достаточно обширное собрание Хадисов и их толкований, в своем завещании он просил, чтобы его главный ученик Аммар Ибн Сайф стер все его письменные труды и сжег все то, что не могло быть стерто. Аммар с чувством долга уничтожил письменные произведения своего учителя, но многие взгляды Ат-Таури были записаны учениками других Имамов, а потому они дошли до наших дней, хотя и в бессистемном виде. ("Аль Мадхал", стр. 206—207)
МАЗХАБ ШАФИ'ИТОВ
Основатель:Имам Аш-Шафи'и (769—820гг. н.э.)
Полное имя ученого, именем которого названа эта школа правовой мысли, было Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафи'и. Он родился в городе Газа на средиземноморском побережье, которое тогда, в 769г. н.э., было известно как Аш-Шам, но в юные годы отправился в Медину, чтобы изучать Фикх и Хадисы у Имама Малика. Он выучил наизусть всю книгу Малика "Аль Муатта" и слово в слово читал ее своему учителю. Аш-Шафи'и оставался с Маликом до самой смерти последнего в 801г. н.э., а затем отправился в Йемен и занимался преподавательской деятельностью. Он оставался там до тех пор, пока в 805г. н.э. его не обвинили в пропаганде Ши'итских учений и не доставили в качестве заключенного к Халифу династии Аббасидов Харуну Ар-Рашиду (правил в 786—809гг. н.э.) в Ирак. К счастью, он смог доказать правильность того, во что верил, и впоследствии был освобожден. Аш-Шафи'и остался в Ираке и некоторое время учился у Имама Мухаммада Ибн Аль-Хасана, знаменитого ученика Абу Ханифы. Позже он отправился в Египет, чтобы учиться у Имама Аль-Лайта, но пока он туда добрался, Имам уже ушел из жизни. Однако там он смог изучать Мазхаб Аль Лайта у его учеников. Аш-Шафи'и прожил в Египте до самой смерти в 820г. н.э. в период правления Халифа Аль Мамуна (813—832гг. н.э.) ("Аль Мадхал", стр. 192).