Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стационарное лидерство является основополагающим



 

Второй момент заключается в следующем стихе:

 

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров.

(Титу 1:5)

 

До тех пор, пока не назначены пресвитеры, что-то явно остается недоконченным. Этого нельзя не заметить; это очевидно. Итак, все ли у нас на месте, или чего-то не хватает? Нет ничего важнее, чем перенять эту библейскую модель множественного, «доморощенного» лидерства в поместных церквях. Термином «доморощенный» я описываю лидера, чьей «духовной семинарией» является сама церковь. Замечательно то, что пасторы/пресвитеры появляются именно в тех церквях, в которых они должны быть пасторами.

Как очень хорошо образованный человек я высоко ценю то, что может дать процесс формального обучения. Однако навыки, приобретенные мною в процессе формального обучения, не понадобились мне в жизни поместной церкви. И я должен сказать, что люди, прошедшие обучение в плавильне поместной церкви, оказывают на церкви наибольшее влияние. Опять же: будем ли мы пытаться «улучшить» Божьи методы или действовать согласно им?

 

Отношения между мобильными и стационарными служителями

 

Теперь давайте рассмотрим отношения между апостолами и пресвитерами в поместной церкви, что мы уже в некоторой степени обсуждали при изучении структуры церкви. Как относятся друг к другу эти два вида служения? Апостол в первую очередь является мобильным служителем, действующим во всем Теле Христовом, но даже ему необходимо где-то иметь дом. Ему следует поддерживать общение с поместной церковью по месту жительства. Можно сказать, что он является членом поместной церкви согласно своему местожительству.

Об отношениях апостола с его поместной церковью писал Петр:

 

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь…

(1 Петра 5:1)

 

Будучи жителем города Иерусалим, апостол Петр занял свое положение в поместной иерусалимской церкви как пастырь (пресвитер) совместно с другими пресвитерами. Обычно апостольское служение включает в себя служения пророка, евангелиста, учителя и пресвитера, и поэтому апостол в своей поместной церкви несет служение пресвитера. Он не выше пресвитеров, поскольку над пресвитерами не может стоять никакой человек или орган. В этом состоит один из основополагающих принципов, который нельзя проигнорировать. Пресвитеры являются лидерами, и выше их нельзя стать. Как только вы поставите кого-то над пресвитерами, вам потребуется ставить кого-то над ними, а затем — кого-то еще над этим человеком, и, в конце концов, это неизбежно приведет к появлению какой-то бюрократии.

Еще одним примером взаимодействия мобильных служителей с поместной церковью является церковь в Антиохии.

 

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…

(Деяния 13:1)

 

Далее в этом стихе в качестве пророков и учителей перечислено пять человек. В то время они проживали в Антиохии, и, следовательно, антиохийская церковь была их поместной церковью. В этой церкви они занимали лидерские посты, поскольку служили пророками и учителями. Но все равно они занимали свои места в данной поместной церкви наряду с другими поместными лидерами.

Как мы уже видели, основными служениями или служителями в поместной церкви являются следующие:

 

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

(1 Коринфянам 12:28)

 

Самым главным служителем является апостол, за ним следуют пророки и учители, но все они являются «сопастырями». За пределами поместных церквей их власть имеет градацию, но внутри поместной церкви их полномочия равны.

Такое устройство является очень логичным и практичным, ведь необходимо соблюдать равновесие, особенно во взаимоотношениях между апостолами и местными пресвитерами. Апостолы не должны становиться выше пресвитеров. Тем не менее, учитывая сущность служения апостолов, в некоторых сферах, в частности в вопросах доктрин, они обладают наивысшей властью.

Необходимо соблюдать равновесие во многих библейских вопросах. В качестве примера я приведу взаимоотношения супругов. В Писании сказано, что муж является главой жены, но, кроме того, он должен питать и греть свою жену. У каждой из сторон есть свои обязанности (см. Еф. 5:22–31). Многие браки распадаются из-за того, что один или оба супруга не выполняют свои обязанности. Для того чтобы брак был крепким, необходимо, чтобы обе стороны исполняли свои обязанности. Жена должна повиноваться мужу, а муж — лелеять жену. Если муж не лелеет жену, то повиновение жены превращается в некое рабство. В то же время муж должен быть лидером, но если жена не подчиняется лидерству мужа, то оно превращается в диктатуру. Поэтому, чтобы брак успешно функционировал, обе стороны должны знать свои места, а также уважать и признавать положения друг друга.

Мне кажется, именно так обстоит дело с апостолами и пресвитерами в поместной церкви. Апостолы не должны говорить: «Мы — главные. Вы должны делать то, что мы вам говорим, потому что мы — апостолы». В то же время, в некоторых сферах, относящихся прежде всего к апостольскому служению, мнение апостолов является наиболее авторитетным. Поэтому другие пресвитеры не могут сказать апостолам: «Вы здесь обычные пресвитеры, и мы не должны обращать на вас внимания больше, чем на остальных». Напротив, им следует сказать: «Вы — сопастыри (сопреосвитеры), но поскольку вы несете апостольское служение, мы обязаны прислушиваться к вашему мнению». А когда среди пресвитеров нет местного апостола, необходимо прислушиваться к старшему пресвитеру, но в любом случае не должно быть никакого диктатора.

О взаимоотношениях апостола и его поместной церкви кроме Петра говорил также Иоанн:

 

Старец (старейшина, пресвитер) — избранной госпоже и детям ее…

(2 Иоанна 1)

Старец (старейшина, пресвитер) — возлюбленному Гаию…

(3 Иоанна 1)

 

Иоанн был апостолом, но так же, как и Петр, он занимал положение пресвитера. Однако из 3-го послания Иоанна становится ясно, что в том городе, где жил Гай, среди пресвитеров были проблемы. Эти проблемы были вызваны одним человеком по имени Диотреф, у которого была очень распространенная болезнь среди христиан: он хотел господствовать над всеми остальными. Он хотел быть единственным, кому все подчиняются, и желал, чтобы за ним во всем оставалось последнее слово. Иоанн был очень мягким и любящим человеком, но о Диотрефе он говорил довольно жестко:

 

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

(3 Иоанна 9–10)

 

Это очень типичная для церкви ситуация. Диотреф решил, что он будет единственным пастором, и все должны делать то, что он говорит. Иоанн как апостол сказал: «Если я к вам приду, то разберусь с Диотрефом». Обратите внимание, как здесь взаимодействуют разные виды власти.

Несомненно, во всех сферах христианской жизни, а также в делах поместной церкви есть элемент власти и дисциплины. Когда христиане отказываются соблюдать библейскую дисциплину, это приводит к катастрофам и хаосу. Большинство христиан не имеет ни малейшего представления о том, что значит соблюдать дисциплину. Часто, приняв крещение Духом Святым, люди начинают неправильно представлять себе, что такое свобода. Они говорят: «Теперь я свободен. Я могу делать, что хочу». Это не свобода, а ребячество!

Когда мы служили в Кении, эта страна собиралась обрести независимость, и кенийцы говорили между собой: «Когда наступит ухуру (независимость), мы сможем ездить на велосипеде по любой стороне улицы. Мы будем ездить в автобусах бесплатно. Нам больше не придется платить налоги». Так они представляли себе независимость. Некоторые христиане так же наивны в духовном плане, как эти люди — в политическом. Во всех сферах христианской и церковной жизни есть власть и дисциплина. Нам необходимо возродить понятие множественности церковного лидерства, при котором нами будут руководить и наставлять богоугодные лидеры.

 

 

22 глава

Пастыри: руководство, обучение, пасторство

 

В этой главе мы подробнее рассмотрим деятельность пресвитера или пастыря. Двумя из трех основных направлений этого стационарного служения являются руководство и обучение, что видно в следующих, а также других местах Писания:

 

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

(1 Тимофею 5:17)

 

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

(Евреям 13:7)

 

Третьим основным направлением является пасторство:

 

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

(Деяния 20:28)

 

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним… и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

(1 Петра 5:2–4)

 

Я искренне считаю, что отличительной чертой истинного пастора/пресвитера является сердце пастыря. Этот человек всем сердцем расположен к людям и постоянно живет среди них как защитник и наставник

Теперь подробнее рассмотрим эти три роли.

 

Пресвитер как руководитель

 

Ветхозаветные слова, имеющие значение «руководить», ясно указывают на определенную власть и дисциплину. Человек не сможет действовать как истинный пастор или пастырь, если не будет иметь и применять настоящую власть в своей роли лидера и защитника. Давайте посмотрим на новозаветный отрывок, в котором цитируется стих о Мессии из Книги Михея 5:2:

 

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

(Матфея 2:6)

 

В некоторых английских переводах древнегреческое слово, переведенное здесь как «упасет» («пасти»), переведено как «руководить». Это же слово трижды встречается в Откровении. Вот первый из этих примеров:

 

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти (руководить) их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся.

(Откровение 2:26–27)

 

То, что здесь речь идет о пастыре, подтверждается употреблением слова «жезл». Но этот жезл или посох не деревянный, а железный. Заметьте, что этот жезл связан с тем, что язычники сокрушатся, как глиняные сосуды. Это слово очень ярко передает идею власти и дисциплины.

Кроме того, подобное мы читаем о женщине, которая в Откровении 12:1 описана как «облеченная в солнце».

 

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти (руководить) все народы жезлом железным.

(Откровение 12:5)

 

Опять-таки, здесь говорится о Мессии, Который будет руководить и пасти железным жезлом. И в третий раз мы читаем о Господе Иисусе Христе:

 

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет (руководит) их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

(Откровение 19:15)

 

Я не хочу сказать, что пастырь церкви должен руководить ею железным жезлом, а лишь указываю на то, что во всех этих трех отрывках из Откровения очень заметны мотивы власти. Вообще в Писании главным образом подчеркивается не то, что овцы должны быть подчинены пастырю (это считается очевидным). Основной акцент делается на том, что пастыря не должны господствовать над овцами или злоупотреблять своей властью. Это противоречит ситуации в современной церкви, где сама идея о том, чтобы кто-то руководил кем-то, считается почти старомодной.

Тем не менее, в первоначальном Божьем плане для лидерства предусмотрен замечательный баланс. Люди, на которых возложена огромная ответственность: совершенствовать святых на дело служения, должны обладать для этого властью, ведь ответственность требует власти. Но при этом, согласно библейскому образцу, эти люди должны возникнуть из среды именно той общины верующих, которой они должны руководить. Таким образом, у них уже будет стаж работы и послужной список в этой поместной церкви, а также они будут разделять культуру и видение этих верующих. Насколько совершенен Божий план! Власть уравновешивается взаимоотношениями, и так должно быть всегда. Пастырь, у которого есть взаимоотношения с теми, кто за ним следует, никогда не станет их обижать. А по существующей сейчас системе, в наши церкви приходят практически чужаки, которые либо навязывают людям свою власть, не вступая с ними во взаимоотношения, или им для того, чтобы исполнять свою работу, приходится буквально отвоевывать хотя бы минимальные полномочия.

 

Пресвитер как учитель

 

Второй аспект работы пресвитера или пастора — обучение:

 

Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

(Титу 1:9)

 

Пресвитер — это хорошо обученный человек, который, в свою очередь, должен уметь учить других. Как мы уже убедились, это очень четко видно во 2-м Тимофею 2:2, где Павел наставлял Тимофея в том, как вырастить в поместной церкви лидеров, способных учить других.

 

И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

 

Именно эти условия выдвигаются в Писании к пресвитеру в том, что касается обучения. Он должен быть обучен, а затем должен быть способен передать полученное им учение другим потенциальным лидерам. Таким образом будет всегда пополнятся запас потенциальных лидеров, способных обучать других. Он никогда не истощится, а будет пополняться из поколения в поколение.

Говоря об учителях в поместном теле верующих, необходимо отойти от образа «сильного оратора». В последней главе я на примере Аполлоса показал, что служение учителя во всем Теле Христовом в какой-то степени требует умения систематически объяснять Писание большому собранию людей. Однако для поместного пресвитера такое умение учить не столь важно. Он должен уметь давать людям личные консультации и обучать небольшие группы. Многие люди, которые не вполне уверенно себя чувствуют, служа за кафедрой, могут приносить много плода, наставляя людей на личном уровне, в чем есть огромная нужда в современной церкви.

Я как учитель постоянно убеждаюсь в этом факте. Часто после того как я прочитаю проповедь, ко мне выстраиваются в очередь пятнадцать и более человек, желающих задать вопросы. С такими же ситуациями сталкиваются и другие учителя. Но на большинство из тех вопросов мог и должен был бы ответить любой нормальный пресвитер. Нет нужды стоять в очереди, ожидая, когда на эти вопросы ответит какой-то приезжий проповедник. Но я обнаружил, что в большинстве случаев этим людям не к кому обратиться за ответами на эти вопросы в своей поместной церкви. Итак, это одна из насущных нужд, которые мы должны постараться восполнить в церкви.

 

Пресвитер как пастырь

 

Теперь я хотел бы перейти к роли пресвитера как пастыря, рассмотрев ее как конкретное служение. Я уже говорил, что Иисус является примером для любого служителя. Поэтому, если мы хотим составить образец служения пастыря, будет хорошо начать именно с Него. В 10-й главе Евангелия от Иоанна говорится о добром пастыре. Слово «добрый» здесь не столько указывает на хорошие моральные качества, сколько означает «действенный, умелый, компетентный». Иисус, будучи Сам образцовым Пастырем, представил словесный портрет идеального пастыря. Это стоит внимательно изучить:

 

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

(Иоанна 10:11–15)

 

Из этого отрывка мы узнаем, что взаимоотношения между Иисусом и Отцом очень похожи на взаимоотношения между овцами и Пастырем: «Как Я знаю Отца, а Отец знает Меня, так и Мои овцы знают Меня, а Я знаю их». Я считаю, именно в этом заключается истинный смысл этого отрывка, что придает ему гораздо больше значения. Здесь подчеркивается важность того, что нужно знать овец, и быть известным им. Это подразумевает близкие взаимоотношения.

 

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

(Иоанна 10:16, 27)

 

Четыре требования к пастырскому служению

 

Основываясь на этих словах Иисуса, мы можем выделить четыре требования к пастырскому служению. Первое требование: полагать жизнь свою. По сути, жизнь пастуха принадлежит не ему самому, а овцам. Тот, кто хочет жить в свое удовольствие, вообще не имеет права нести это служение. Первое требование состоит в том, чтобы он положил свою жизнь на жертвенник ради Бога и служения народу Божьему. Если человек не готов жить как слуга народа Божьего, то он не может исполнить это призвание.

Во-вторых, от пастыря требуется знать своих овец по отдельности, состоя с ними в близких взаимоотношениях.

В-третьих, от него требуется быть открытым, доступным для овец.

В-четвертых, от него требуется говорить и вести, иными словами, вести их говорением. Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего… и они идут за Мною». Пастыря, обладающие такими качествами, необходимы везде, где есть христиане.

Когда я служил пастором церкви в последний раз (что было довольно давно), я как-то решил проповедовать о пасторском служении, и, по сути, я говорил о том же, о чем пишу сейчас. Закончив проповедь, я сказал: «Хочу вам сообщить, что официально я являюсь вашим пастырем; я — ваш пастор. Сейчас я прочитал вам проповедь, основанную на Писании, о том, каким должен быть пастор». Затем я сказал: «Я не хочу лицемерить. Поэтому открыто признаю перед всем вами: я знаю, что не делаю того, что должен делать пастор. Можете меня в чем-то обвинять, но, по крайней мере, не в лицемерии. Одна из причин, почему я этого не делаю, состоит в том, что я не в состоянии это делать. Вас слишком много, и мне не хватает времени для того, чтобы развивать с вами такие взаимоотношения и предлагать вам такое служение».

Та поместная церковь была небольшая, в ней состояло всего двести членов. Тем не менее, я никак не мог предложить им такое служение, которое изложено в Писании. Среди пасторов есть много хороших людей, которые делают все, что могут. Однако многие пасторы, которые пытаются делать эту работу, в конце концов, получают расстройство нервной системы или сердечный приступ лишь потому, что никто не может нести такое служение большому количеству людей.

Осознав эту истину, я четко понял, что пастырское служение в большой поместной церкви невозможно нести в одиночку. Всех людей необходимо распределить на небольшие группы, в каждой из которых должен быть один, два, или, возможно, три человека в качестве лидеров. Тогда верующие смогут обращаться к человеку, который хорошо их знает, который знаком с их проблемами, их семейными обстоятельствами и ситуациями на работе. Он может говорить с ними откровенно и каким-то образом им помогать. Я считаю, что у каждого христианина должен быть кто-то, к кому он сможет обратиться за таким служением. Сейчас в нашей стране весь народ Божий с плачем взывает о восполнении этой нужды.

 

Пастырский псалом

 

Теперь давайте рассмотрим некоторые другие отрывки Писания, в которых говорится о служении пастыря. Хорошо известный многим верующим 22-й псалом называют «пастырским псалмом». В нем говорится о том, как пастырь поступает со своими овцами. Став на место овцы, Давид сказал:

 

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

(Псалом 22:1–3)

 

В этих стихах раскрываются две обязанности пастыря: (1) предоставлять овцам воду и пастбище и (2) защищать, вести и контролировать их. Опять-таки, жезл или посох является показателем владычества. Пастырь обязан следить за тем, чтобы овцы не попали в плохие или опасные места, а также выводить их из рискованных ситуаций и обеспечивать их безопасность.

 

Ожидания Бога от пастырей

 

В Книге Иезекииля есть очень яркий отрывок, в котором Господь говорит о пастырях Израилевых. Это очень серьезное и неприятное высказывание. Он ругает их за невыполнение того, что они как пастыря должны были делать. И это указывает на то, что именно такие действия Господь ожидает от пастыря. Очень полезно помнить о том, что в конце нынешнего века церкви произойдет расчет между Господом и пастырями. Некоторые пасторы будут очень неловко себя при этом чувствовать, учитывая то, что от них требовалось.

 

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.

(Иезекииль 34:1–4)

 

Исходя из этого отрывка, мы видим шесть действий, которые Господь ожидает от пастыря:

 

1. Пасти стадо

2. Укреплять слабых

3. Врачевать больных

4. Перевязывать пораненных

5. Возвращать угнанных

6. Искать потерянных

 

Говоря о служении больным, давайте сравним этот отрывок с Иакова 5:14–15:

 

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

 

Обратите внимание на новозаветную рекомендацию верующему, который заболел: «Пусть призовет пресвитеров Церкви» — иными словами, пастырей. Именно верующий должен их призывать, а не пастырь — искать, кто болен. Затем пастырь должен послужить этому человеку, помазать его, дать ему совет, наставление и помолиться с ним молитвой веры. Итак, мы видим, что, согласно Писанию, исцеление входит в служение пастыря.

О претензиях Господа к пастырям Израилевыми также говорится в Исаии 56:9–10. Пастыри здесь названы «стражами», и этот термин часто используется применительно к этим лидерам.

 

Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.

 

В этих стихах звучит ирония. Когда к стаду приближается волк, сторожевой пес обязан лаять. Во времена Исаии Господь сказал: «Все Мои пастухи — как немые псы. Они не умеют лаять. Они могут только лежать и спать». В Новом Завете Иисус назвал лжепророков «волками».

 

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

(Матфея 7:15)

 

Боюсь, в наше время в церковь очень часто проникают лжепророки и лжеучения, а пастыря ведут себя, как немые сторожевые псы. Они не издают ни звука. Они в духовном смысле спят, позволяя пробираться в народ Божий его врагам.

О том, что значит быть стражем, Господь говорил и Иезекиилю.

 

И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

(Иезекииль 33:7–9)

 

Этот отрывок можно также отнести к пастырскому служению. Господь сказал, что если народ назначил кого-то стражем, и возникает некая военная угроза, то страж должен трубить тревогу. Если начинается война, и хотя страж трубит тревогу, но люди гибнут, потому что не прислушались к его предупреждению, то в этом виноваты сами люди. Но если при наступлении опасности и начале войны страж не трубит тревогу, тогда он будет виновен в смертях людей.

Мы видим, что на стражей возложена огромная ответственность. Бог сказал, что если духовный страж не предостережет беззаконника, что тот умрет за свой грех, то этот беззаконник погибнет, но его кровь взыщется от руки стража. Я уверен, что именно об этом думал Павел, говоря с пресвитерами эфесской церкви о своем служении им и требуя, чтобы они поступали по тем же принципам:

 

Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

(Деяния 20:20–21)

 

Павел мог честно сказать, что он не упустил ничего из того, что нужно было знать эфесянам. Он сообщил им всю истину.

 

Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.

(Деяния 20:26–27)

 

С человека, который не сообщил другим людям всей истины, Бог спросит за души тех, кто не был предупрежден и обучен должным образом. Я считаю очень важной возможность сказать: «Я не упустил возвещать вам всю волю Божью».

Из этого отрывка очевидно, что Павел испытывал определенные искушения, но он им не поддался. В современной церкви существует много искушений, которые могут помешать человеку возвещать всю волю Божью. Я знаком со многими людьми, которые проповедуют гораздо меньше, чем они знают. По разным причинам (деноминационным, социальным, финансовым) они отказываются возвещать все, что знают. Они думают: «Что будет, если я обижу богатых членов церкви? Что будет, если я вступлю в противоречие с учением моей деноминации?» Но Павел всегда помнил, что за свои проповеди и учения он прежде всего отвечает перед Богом, а не человеком. Он отвечал за то, чтобы возвещать всю истину Слова Божьего, о которой он знал, ничего не утаивая. Я считаю, что согласно Писанию, в этом состоит одна из обязанностей пастыря.

 

Изматывающее служение

 

Теперь давайте обратимся к свидетельству Иакова о том, каким он был пастырем. Много лет назад в Израиле я слышал проповедь на эту тему, и это произвело на меня глубокое впечатление. Иаков, который в течение двадцати лет служил пастухом у своего дяди Лавана, так описывал свою работу и образ жизни, который он тогда вел:

 

Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.

(Бытие 31:38–40)

 

В конце этого отрывка Иаков сказал: «Я даже не мог спать по ночам, ведь если бы что-то было украдено из того, что мне было вверено, то мне бы пришлось отвечать». Это подразумевает очень изматывающее служение; именно таким является пастырское служение и сегодня. Думаю, этот отрывок хорошо согласуется со стихом в Евреям 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Лидеры церкви должны старательно заботиться о душах тех, кто находится под их опекой.

 

Требования к пресвитеру

 

Какие же существуют требования к пресвитеру или пастырю? Что ожидается от него согласно библейским стандартам? Прежде всего, давайте обратимся к Евангелию от Иоанна, где Иисус разговаривал с Петром на берегу Галилейского моря. Всем известно, что этой встрече предшествовало то, что раньше Петр был учеником Господа, и тогда же он поклялся, что даже если все оставят Иисуса, Он никогда Его не бросит. В то время Иисус предупредил Петра: «Ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14:30). Петр в это не поверил, но именно так и произошло. Он трижды сказал при людях, что не знает Иисуса и не имеет к Нему никакого отношения.

Это очень важный факт, ведь после воскресения Иисуса ангел сказал женщинам, пришедшим ко гробу: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру…» (Мк. 16:7). Это говорит о том, что Петр уже не был учеником. Почему? Потому что он отказался быть последователем Иисуса. Он совершил неправильное исповедание и лишился права именоваться апостолом. Читая разговор Петра с Иисусом, вы поймете, что Петр не понимал, что имел в виду Господь, но Господь трижды «вытянул» из него правильное исповедание, чтобы компенсировать те три раза, когда он совершил неправильное исповедание.

Этот случай доказывает огромную важность правильного и неправильного исповедания. Когда мы говорим или делаем что-то неправильное, это необходимо отменить правильным исповеданием. Например, если мы не прощаем каких-то людей, то мы отменяем это непрощение, прощая их. Это верно и во многих других отношениях. Итак, Иисус поговорил с Петром, помня о том, что тот трижды от Него отрекся, и поэтому Он трижды привел Петра к правильному исповеданию. Основываясь на каждом из этих исповеданий, Он поручил ему служения пастыря Его овцам. Давайте прочитаем слова Иисуса. Чтобы раскрыть все значение древнегреческого оригинала, я буду объяснять некоторые слова.

 

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (это самое сильное древнегреческое слово, означающее «любить»: страстно, беззаветно, преданно) больше, нежели они (больше, чем другие ученики, ведь ты сказал, что когда они Меня оставят, ты останешься со Мной)? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (это совсем не такое сильное слово; оно означает дружескую любовь: «Ты мне нравишься»). Иисус говорит ему: паси агнцев Моих (на основании этого исповедания). Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (страстно, преданно)? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (опять: «Ты мне нравишься»). Иисус говорит ему: паси овец Моих (это слово мы уже рассматривали). Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (в этот раз Он опустился до уровня Петра, спросив: «Нравлюсь ли Я тебе?»)? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (но опять: «Ты мне нравишься»). Иисус говорит ему: паси овец Моих.

(Иоанна 21:15–17)

 

Меня удивляют ответы Петра. Раньше он был очень импульсивным и поэтому обычно говорил больше, чем требовалось. Однако здесь он настойчиво говорил немного меньше.

В этом отрывке мы видим три поручения: «паси (корми) агнцев Моих», «паси (окружи заботой) овец Моих» и «паси (корми) овец Моих». Каждый раз Иисус давал новое поручение. Обратите внимание, что основным требованием к тем, кто желает заботиться о Господних овцах, является наше хорошее отношение не к овцам, а к Господу: «Любишь ли ты Меня? Паси овец Моих».

На собственном опыте я убедился, что сентиментальная любовь к народу Божьему не поможет вам выполнить работу пастыря. Если наши взоры и мысли обращены на людей, то рано или поздно либо они поступят так подло и недостойно, что наша любовь к ним иссякнет, либо, продолжая их любить, мы позволим им диктовать нам условия и заставлять нас делать то, чего Господь от нас никак не ожидает.

Я видел, как очень многие люди совершали ошибки в этом служении из-за такой второсортной человеческой привязанности, симпатии или душевности, которая просто не выдерживает испытания трудностями. Бывает так, что люди Божьи поступают неблагодарно и критикуют вас; они сплетничают у вас за спиной и не ценят того, что вы для них делаете. Если у вас нет ничего выше любви к ним, то ваше служение не выдержит такого испытания.

Поможет же выдержать такое испытание и проведет человека через все трудности, так что он сохранит верность своему призванию, именно преданность Самому Господу. Итак, основное требование, которое предшествует всем остальным, это истинная преданность Господу Иисусу Христу. Если у нас она будет, тогда Он скажет: «Я поручаю тебе быть пастырем Моих овец».

Исходя из этого, в Писании затем перечисляются довольно много качеств, которые требуется иметь пресвитеру или пастырю. Тот, кто обладает всеми этими качествами, несомненно имеет выдающийся характер. Эти качества перечислены в 1-м Тимофею 3:1–7 и в Титу 1:5–9, и я объединю эти перечни. Я распределил эти качества по трем категориям: характеристика личности, семейная обстановка и духовное состояние. Я даю лишь краткий обзор, читая из разных переводов Библии. Вполне возможно, что вы дополните этот перечень, изучая эти отрывки самостоятельно.

 

Характеристика личности

 

Сначала положительные требования. Человек должен быть непорочен. Неплохо для начала, не так ли? Другими словами, в его жизни не должно быть явных пороков, из-за которых люди не захотят, чтобы он был их пресвитером. Кроме того, он должен быть бдителен, терпелив, сдержан, праведен, свят и должен любить добро.

Затем негативные требования — то, каким пресвитер не должен быть. Он не должен быть своевольным, корыстолюбивым, жадным, вспыльчивым, гневливым, а также не должен быть пьяницей.

 

Семейная обстановка

 

В Писании изложены некоторые требования и к тому, какая должна быть обстановка в семье пресвитера.

1. Он должен быть мужем одной жены.

2. Его дети должны быть дисциплинированны.

3. Он должен иметь возможность и желание проявлять гостеприимство; не только желание, но и возможность. Видите ли, если у человека недисциплинированны дети, то он на самом деле не может проявлять гостеприимство. Мне приходилось бывать в семьях, где не было никакой возможности вести связный, логичный разговор, потому что дети постоянно ссорились и шумели. Через каждые пять слов вас обязательно что-то прерывало. Очень многое зависит от атмосферы в доме.

4. Он должен пользоваться уважением в обществе. Это необходимо. Лидер поместной церкви должен достойно представлять эту церковь неверующим людям или тем христианам, которые не полностью преданны Богу. Я видел случаи, когда человек, который пил и избивал жену, чудесным образом принимал спасение и уже через несколько дней получал какую-то должность в церкви. Это ошибка. Слава Богу за столь чудесное спасение этого человека, но не стоит ожидать, что мир в это поверит. Этому человеку придется доказать своей жизнью, что он достоин уважения со стороны общества, и только тогда его можно назначать на какую-то должность.

 

Духовное состояние

 

Пресвитер должен иметь основательные знания христианских доктрин и уметь обучать им других. Это качество отражает то, что мы подробно рассмотрели в других главах этой книги, когда говорили о том, что апостолы и пресвитеры должны изучать и понимать Писание, а также уметь передавать эти знания другим верующим.

 

Назначение пресвитеров

 

Таким образом, при назначении пресвитеров существуют два требования. Во-первых, необходимо выявить людей, которых Дух Святой приготовил для этого служения. Во-вторых, знать и применять библейские стандарты. Это происходит не благодаря какому-то яркому пророческому откровению. Для этого лишь нужно применять здравый смысл, а также иметь чувствительность к Духу Святому, то есть уметь распознавать, что Дух делает в жизни людей. Для этого не нужно сообщать пророчество, вроде: «Ты есть пророк», или что-то в этом роде. Такой поступок стал бы абсолютным отвержением этого метода. Вам может показаться, что я слишком много уделяю этому внимания, но это лишь потому, что я оказывался в ситуациях, когда происходило именно то, о чем я говорю. Какой-то человек приехал в город на три или четыре дня, осмотрел церковь, назначил в ней пресвитеров и поехал дальше. Это противоречит библейскому образцу. Тот, кто назначает служителей, должен хорошо знать претендентов. Он должен знать, какой они ведут образ жизни, и уметь оценить, соответствуют ли они библейским стандартам. Кроме того, он должен также понимать мысли Духа Святого. Действительно ли Дух Святой уже начал готовить этих людей к этому служению?

Исходя из Нового Завета, совершенно ясно, что пресвитер действовал в помесной церкви в полную силу лишь после того, как его официально признавали пресвитером. Этот факт подтверждается многими местами Писания. Например, в Иакова 5:14 мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви». Очевидно, считалось, что каждый христианин должен знать, кто его пресвитеры, чтобы он мог призвать их в такой ситуации. Несомненно, что даже если человек обладает всеми необходимыми качествами (у него есть желание и способности от Духа Святого быть пресвитером), он все же не в состоянии в полной мере нести это служение до тех пор, пока не получит официального признания в Теле Христовом. Полную власть действовать в качестве пресвитера ему дает признание его как таковым.

Отсюда я делаю вывод, что полноценных новозаветных пресвитеров в Теле Христовом мы увидим лишь тогда, когда будем готовы их признать, правильно их назвать и принять все, что с ними связано. Как только мы начнем это делать, тогда, как некоторые из нас уже убедились на личном опыте, мы совершим очень важный и даже революционный шаг. Чем больше я изучаю тему церковного лидерства, тем больше убеждаюсь, что ничего из этого нельзя обойти стороной. Мы подведем всю церковь, если не будем делать того, что Бог нам показал.

 

Плата пресвитерам

 

Теперь давайте рассмотрим чисто практический вопрос, относящийся к духовным лидерам. На что пресвитеры живут? Я не принадлежу к числу тех людей, которые считают, что деньги не имеют значения. На самом деле так говорят только в церкви. И, конечно же, так не говорится в Библии.

Прочитаем 1-е Тимофею 5:17–18:

 

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей (или своей заработной платы)».

 

Совершенно ясно, что Павел говорил о денежном и материальном вознаграждении тем, которые несут служение пресвитеров. В Новом Завете слово «честь» означает не только кланяться кому-то или награждать медалью, но и нечто весьма практичное и материальное. Давайте рассмотрим некоторые примеры. Когда в результате кораблекрушения Павел и его спутники оказались на острове Мелит (ныне о-в Мальта) и начали там служение исцеления, местные жители проявляли к ним благодарность:

 

И оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

(Деяния 28:10)

 

Очевидно, что эти «почести» выражались материальными вещами. Другими словами, местные жители принесли служителям продовольствие и одежду, — то, что им было нужно для восполнения их физических нужд. Если вы будете проповедовать в примитивном обществе, например, в какой-то африканской стране, то по окончании вашей проповеди вам, возможно, принесут в подарок куриц, кукурузные початки, кофейные зерна и тому подобное. Все это — почести, но весьма практичные и необходимые. В подобном обществе все это нужно для выживания.

Сам Иисус употреблял слово «почитать» в таком же смысле, когда упрекал своих религиозных современников в лицемерии.

 

Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»… А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

(Матфея 15:4–6)

 

Все должны были поддерживать материально своих родителей и заботиться о них, но некоторые с религиозным лицемерием говорили своим родителям: «То, что вы должны были получить от меня, я посвятил Господу, так что вы этого не получите». Таким образом, они снимали с себя ответственность. Иисус сказал: «Вы — лицемеры!» Но обратите внимание, что финансовую и материальную заботу о родителях Он назвал почитанием. Следовательно, слова «почесть» и «почитать» имеют значение (хотя, конечно, не единственное) финансового и материального обеспечения. Очевидно, именно это имел в виду Павел, когда сказал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь», потому что нельзя «заграждать рта у вола молотящего»; и «трудящийся достоин награды своей (или своей заработной платы)».

Я хочу это подчеркнуть, потому что работа Божья не будет выполнена, если не будут обеспечены финансами те, кто несет служение на полное время. Несомненно, это помешает работе Божьей.

Павел рассматривал эту тему и в 9-й главе 1-го Коринфянам. Обратите внимание, какие принципы описаны в следующих двух стихах; на самом деле, вам будет полезно прочитать всю эту главу самостоятельно.

 

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?… Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

(1 Коринфянам 9:7, 14)

 

Ни один солдат, отправляясь на войну, не должен платить сам себе жалование. Ему всегда платят те, за кого он воюет. А владелец виноградника, который занимается его культивированием, ест его плоды. Подобным образом и пастух не станет резать своих овец, но хотя бы будет пить их молоко, чтобы подкрепиться.

Если те, кто служит благовествованием народу Божьему, уделяют этому занятию столько времени, что не могут зарабатывать себе на жизнь, занимаясь каким-то другим делом, то их должны содержать люди, которым они служат. Так постановил Бог. Кроме того, это логично. Некоторые церкви хвалятся тем, что не платят своим служителям. Но я много раз убеждался, что такой порядок в конечном итоге препятствует эффективной работе служителей Божьих.

Конечно, если человек работает пресвитером не полный рабочий день, тогда ему, пожалуй, не нужно платить жалование. Или же, если у человека есть другой источник дохода, и он финансово независим, тогда, наверное, он не нуждается в зарплате в полном объеме. Однако если он много времени уделяет преподаванию Слова Божьего, тогда ему необходимо платить полное жалование. Плата пресвитера должна зависеть от его нужды и времени, которое он тратит на служение. Этот принцип ясен.

 

Овцам нужен пастырь

 

В завершение этой главы я бы хотел затронуть еще один очень важный момент относительно пресвитеров. Это принцип, который я сформулировал так: овцам нужен пастырь. Согласно тому, что сказано и в Ветхом, и в Новом Заветах, овцы без пастыря рассеиваются, теряются, устают, болеют и становятся жертвами хищников. Это очень интересный факт. Крупный рогатый скот можно оставлять без присмотра, но овец без присмотра оставлять никак нельзя.

Насколько я понимаю Новый Завет, этот принцип касается каждого верующего. Вы должны либо быть пастырем, либо иметь его. Вы либо несете служение пастыря, либо находитесь под служением пастыря. В Писании нигде не сказано о том, что овца может обходиться без пастыря. Однако сегодня в нашей стране можно без труда найти много тысяч людей, которые не имеют пастыря, никого не признают своим пастырем и сами не являются пастырями. В результате они рассеяны, потеряны, ослаблены, духовно больны и становятся жертвами обманщиков и лжепророков, которые паразитируют на людях Божьих, не имеющих никакой защиты.

Чтобы принимать служение пастыря необходимо быть учеником. В Книге Деяния 11:26 сказано: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Я считаю, это заявление имеет решающее значение. Христианин — это ученик. Человек, который не является учеником, не может называться христианином. Ученик — это тот, кто соблюдает определенную дисциплину. А в церкви дисциплина необходима. В ней должны быть руководители и руководимые. И тем, и другим нужна благодать Божья. Я убежден, что человек, который не желает, чтобы им руководили, никогда не сможет руководить сам.

Завершая эту часть изучения церковного лидерства, я считаю важным сказать следующее: ни один здравомыслящий человек не станет самовольно присваивать лидерскую должность, если он действительно боится Бога. Желание занимать высокое положение вполне естественно, однако очень опасно становиться лидером без инициативы со стороны Бога.

Сегодня необходимо возрождение библейского лидерства, особенно в таких странах, как Китай, где Евангелие быстро распространяется, и существует острая нужда в лидерах. Поэтому, если вы — лидер, то вам следует оценивать себя по библейским стандартам. Задайте себе следующие вопросы: поступаю ли я согласно правам и обязанностям, которые мне дал Бог? Готов ли я слушаться Бога? Если вы — рядовой член церкви, то можете задать себе такие вопросы: готов ли я усиленно молиться о том, чтобы Бог поднял лидеров по Своему сердцу? Готов ли я молиться о том, чтобы Его лидеры верно Его представляли?

Когда мы будем все это делать, лидеры поместных церквей смогут исполнять свое призвание: руководить, обучать и пасти овец Божьих.

 

23 глава

Стационарное служение: диаконы

 

Любая поместная церковь проходит процесс роста и развития, несколько похожий на то, как из клетки развивается человеческий организм. Есть четыре этапа развития здорового и правильно функционирующего церковного тела: (1) клетка (ячейка); (2) назначение пресвитеров, после чего группа учеников превращается в церковь; (3) назначение дьяконов и (4) служения, укомплектованные членами тела, или служение членов церкви. Давайте подробнее рассмотрим все эти этапы:

 

1. Ячейка — это немноголюдное домашнее собрание. Часто она представляет собой церковь в зачаточном состоянии.

2. Когда люди общаются, молятся, изучают Слово Божье и благовествуют, в ячейке проявляются лидеры. После того как эти лидеры докажут свою компетентность, апостолы должным образом назначают и рукополагают их пресвитерами. Только тогда община верующих может официально быть названа «церковью».

3. Чтобы лидерство было полным, необходимы также дьяконы. Как мы уже видели, дьяконы отвечают за материальное обеспечение церкви.

4. Каждому члену общины Бог поручил выполнять какую-то функцию. Члены церкви должны служить в том или ином качестве под руководством пресвитеров и дьяконов, и их участие в делах церкви должно только расширяться и углубляться. Со временем разные люди должны охватить все дары и служения, которые Бог поместил в поместную церковь. Тогда тело, развившись из одной ячейки, приобретет завершенный вид.

 

Назначение дьяконов

 

Суть административных лидеров поместной церкви предельно проста. Тогда как пресвитеры восполняют духовные нужды людей, дьяконы восполняют их материальные нужды. Дело дьяконов — служить. Чтобы получить первоначальное представление об обязанностях дьяконов, давайте еще раз посмотрим, как были назначены первые дьяконы:

 

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (греков) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

(Деяния 6:1–4)

 

Церковь столкнулась с серьезной проблемой. Она так быстро росла, что апостолам было трудно справляться со всеми делами, и им срочно понадобились помощники. Верующие пришли к апостолами и сказали: «Нашими вдовами пренебрегают. Это несправедливо». Апостолы сказали: «Хорошо, мы предпримем меры, чтобы разрешить эту проблему».

Позвольте указать на одну особенность новозаветной церкви. Верующие неизменно брали на себя ответственность за своих вдов; это считалось само собой разумеющимся. А в наше время государство взяло на себя столько функций, что церковь не осознает, в чем ее ответственность. Я верю, что церковь должна отвечать за вдов, сирот и нищих, и это должно выражаться конкретными делами.

Собрав членов общины, двенадцать апостолов сказали им выбрать семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа Святого и мудрости, которых можно было бы назначить на это служение. Это позволило бы апостолам посвятить себя молитве и служению Слова, т.е. конкретному служению, к которому их призвал Бог. Они потребовали, чтобы другие служители занимались повседневной работой, связанной с распоряжением деньгами, продовольствием, одеждой и всем остальным, что может понадобиться людям.

Пресвитеры должны все внимание уделять молитве и служению Слова, однако это не значит, что дьяконы не важны. В Писании сказано, что для того чтобы нести свое служение, они должны быть «изведанные», т.е. с хорошей репутацией, а также исполнены Духа Святого и мудрости.

 

И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона (Тимофея), и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников.

(Деяния 6:5)

 

Первыми дьяконами были избраны семь человек. И опять мы видим, что лидерство поместной церкви всегда состоит из многих людей, а не из одного человека. Обратите внимание, что община избрала дьяконов, получив указание от лидеров выбрать благочестивых людей. Это было очень разумно. Если бы дьяконов избрали апостолы, члены общины могли бы сказать: «Вы поставили над нами людей, которые будут делать, что хотят». Поэтому апостолы сказали: «Выбирайте их вы, а мы утвердим ваш выбор и объясним этим людям, в чем состоят их обязанности». В таком случае никто не мог пожаловаться на людей, которые были назначены для выполнения этого задания.

 

Назначены Богом или человеком?

 

Во многих церквях пасторы, дьяконы и другие служители избираются путем голосования членов общины. На самом деле это не совсем по-библейски. Служителей назначает Бог. Своим ученикам Иисус сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Я считаю, это также относится ко всем деятелям и служителям в церкви. Выбор делает не человек, а Бог, потому что Иисус Христос является Главой над всем в церкви, которая есть Тело Его. На самом деле назначения, которые делаются без власти Иисуса, недействительны. Более того, такое назначение ничего не дает человеку, если перед этим ему не доверил служение Бог. Мы должны лишь признавать то, кем Бог решил сделать человека, и подтверждать это.

Хочу подкрепить свои слова практическим примером. Если вы находитесь на собрании, где обсуждают кандидатуры потенциальных дьяконов или голосуют за них, ваша цель должна быть не в том, чтобы решить, кого вы хотите видеть в роли дьякона, как если бы это был какой-то конкурс популярности. Ваша цель должна быть в том, чтобы выяснить, кого Бог выбрал быть дьяконом. Для этого нужно иметь совсем другое отношение. Члены церкви должны выдвинуть кандидатуры тех, кого, по их мнению, Бог призывает к этому служению, а пресвитеры должны окончательно их утвердить и назначить. Для этого они должны публично возложить на них руки и утвердить дьяконами церкви.

 

…их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (как бы поставив на них печать своего одобрения и отделив их на служение в качестве дьяконов).

(Деяния 6:6)

 

Как мы уже видели, возложение рук — это не просто формальность. Произошло нечто важное, когда апостолы под водительством Духа Святого помолились и возложили руки на первых дьяконов. Тогда стала действовать духовная власть и сила, и из этого развилось крупное служение. Возложением рук на апостолов были достигнуты три основные цели:

 

1. Апостолы публично признали, что они считают этих людей достойными того, чтобы занять положение дьяконов.

2. Они публично передали этих людей Богу для выполнения задания, ради которого Он их избрал.

3. Они передали этим людям часть своей духовной благодати и мудрости, необходимую для того, чтобы выполнить задание, которое им было поручено.

 

Дьякон — это слуга

 

Когда мы с моей женой Руфью приехали в Пакистан, нас подвергли допросу в отделе иммиграции. Пакистанский чиновник спросил: «Ваш род занятий?» Пакистан — мусульманская страна, поэтому я подумал: «Нужно быть осторожным». В конце концов, я ответил: «Я — служитель»*. Это слово показалось мне довольно нейтральным, значение которого многие люди не понимают. После этого мне повсюду оказывали всяческие почести. Мне устроили встречу с начальником пограничной службы и так далее. Позже я понял, что меня, должно быть, приняли за министра из правительства Соединенных Штатов!

 

* Английское слово minister означает как «(церковный) служитель», так и «министр». — Примеч. пер.

 

Подобное часто происходит и в церкви. Мы далеко отошли от значения слова «служитель», которое означает «слуга». Я часто задумываюсь о том, как радикально изменились бы некоторые церкви, если бы они поняли, что слово «дьякон» на древнегреческом языке также означает «слуга». В некоторых церквях совет дьяконов обладает большой властью. Что бы изменилось, если бы их переименовали в совет слуг?

Если вы — дьякон, то вы являетесь слугой Господа, а также слугой народа Божьего. Дьяконы должны служить под руководством пасторов или пресвитеров. Если церковью руководит совет дьяконов, то это противоречит Писанию, ведь так материальное становится выше духовного. Люди, контролирующие финансы, должны иметь последнее слово. Можете показывать свою духовность, сколько хотите, но суть заключается именно в этом. По моему мнению, финансами, в конечном счете, должны распоряжаться пресвитеры, а дьяконы должны делать то, что им говорят пресвитеры.

 

Требования к дьякону

 

Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

(1 Тимофею 3:12–13)

 

Как и в случае с пресвитерами, дьяконы сначала должны быть испытаны и проверены. Во времена Нового Завета ответственное положение в церкви человек занимал только после тщательной проверки его действий на практике. Некоторые люди, которые плохо справляются с мирской работой, принимают духовное служение, и у них ничего не получается.

Я несу служение на полное время вот уже более пятидесяти лет, и я видел много людей, которых Господь призвал быть служителями на полное время: миссионеров, пасторов, евангелистов, молодежных лидеров и так далее. Я не помню, чтобы за все эти годы я видел хотя бы одного человека, не разбирающегося в материальных вопросах, которому Бог доверил бы духовное служение. Это противоречит Его основным принципам. Я видел многих людей, которые пытались так делать, но эти попытки заканчивались полным провалом. Кандидатам на должность дьякона не обязательно владеть собственными предприятиями, но они должны уметь действовать в материальном мире. Они должны уметь распоряжаться долларами и центами сейчас, когда они где-то работают или учатся.

 

Продвижение дьяконов по службе

 

Когда человек становится дьяконом, он берет на себя обязательство не только контролировать распределение благотворительных взносов. В его обязанности входит и оказание помощи пресвитерам в их служении, и часто это является подготовкой к тому, чтобы самому стать духовным лидером, как было в случае с Филиппом, который стал евангелистом. Если человек хорошо справляется с работой дьякона, он становится кандидатом на повышение в духовном звании.

Большинство людей не осознает, что в церковном служении должен быть профессиональный рост и продвижение по службе. Если вы начали служить в должности дьякона, имейте в виду, что это может стать ступенькой к чему-то большему. Более того, если вы не начали церковную деятельность как слуга, то, скорее всего, не получите и продвижения, потому что Бог повышает по службе только тех людей, которые начинают с первой ступеньки лестницы. Духовные лидеры не падают с неба полностью подготовленными, не проходя периода проб и ошибок. Такого не бывает с дарами Духа, а также не бывает с духовными служениями. Человек должен пройти процесс, когда он ошибается и учится на этих ошибках. Именно так было с народом Божьим в Новом Завете, и именно так должно быть в современной церкви.

 

5 часть:

Образ жизни церкви

24 глава

Каждодневная жизнь поместной церкви

 

Какое-то время назад я осознал, что рассказываю людям о первоначальных переживаниях, которые приводят их к христианской жизни, но затем не даю им никакого направления и наставления относительно того, как жить этой жизнью. Поэтому в этой главе я постараюсь описать образ жизни настоящей поместной церкви — не ее устройство, управление или должности в ней, а сам образ ее жизни. Другими словами, мы рассмотрим, каким может быть «один день в жизни настоящей церкви».

 

Три переживания при вступлении в церковь

 

Сначала мы рассмотрим три переживания, которые предваряют вхождение в поместную церковь и каждодневную христианскую жизнь. Затем мы рассмотрим саму эту жизнь.

Во 2-й главе Книги Деяния содержится очень четкое описание как этих первоначальных переживаний, так и последующей за этим каждодневной жизни церкви.

 

Услышав это, они (народ) умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

(Деяния 2:37–38)

 

Какой всеобъемлющий ответ. Здесь полностью описано переживание новозаветного спасения, которое я называю «комплексной сделкой»: покаяние, крещение в воде и принятие Духа Святого. Насколько я разбираюсь в Писании, кроме этих трех переживаний больше ничего не нужно. Я верю, что после дня Пятидесятницы воля Божья и Его ответ на вопрос: «Что нам делать» ничуть не изменились.

 

1. Покаяние

 

В Писании подчеркивается, что мы должны покаяться. В древнегреческом оригинале в стихе Деяния 2:38 глагол «покайтесь» стоит в такой форме, которая означает «сделайте это один раз и никогда не повторяйте». В Новом Завете нет учения о том, что нужно каяться постоянно. Человеку, который живет праведно, не нужно каяться, а человек, который истинно покаялся, не должен продолжать грешить! В древнегреческом оригинале это слово звучит очень решительно и жестко: покайтесь. Измените образ мышления. Прекратите поступать неправильно и начните поступать правильно. Отвернитесь от дьявола; повернитесь к Богу. Вот что означает покаяние. Это не эмоция, а решение.

 

2. Крещение

 

Второе событие — это крещение: «И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (или в прощение грехов)». В ранней церкви, когда человек крестился в воде, он официально показывал всем, что он уверовал в Иисуса Христа и принял прощение грехов. Это не было необходимым для прощения, а скорее указывало на то, что этот человек принял прощение грехов, и это признали лидеры церкви. По сути, водное крещение необходимо для того, чтобы люди признали, что данный человек имеет право быть членом церкви Иисуса Христа.

Как я уже упоминал ранее, все новообращенные в Книге Деяния были крещены спустя несколько часов после того, как они уверовали. В 8-й главе Книги Деяния описано, как евнух, увидев на обочине дороги в Газу какой-то водоем, сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься (прямо сейчас) (Деян. 8:36). В Книге Деяния 16:29–33 описано, как тюремный страж в Филиппах принял спасение ночью и еще до рассвета крестился. Также обратите внимание на реакцию новообращенных во 2-й главе Книги Деяния:

 

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

(Деяния 2:41)

 

Я считаю, это означает, что люди, которые тогда не крестились, возможно, и приняли Слово, но не охотно. А те, кто охотно принимает Слово, хотят сразу креститься.

 

3. Принятие Духа Святого

 

Крещение в Духе Святом указывает на то, что Бог признает человека Своим. Таким образом, крещение в Духе Святом — это сверхъестественная печать, которую на человеке ставит Глава Тела, Иисус Христос, признавая, что этот человек является членом Его Тела. Павел сказал: «В Нем и вы… уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).

Оба этих признания должны быть получены в начале христианской жизни человека. Он должен получить признание церкви путем водного крещения, а также признание Главы церкви — сверхъестественной печатью или крещением Духом Святым.

 

Четыре постоянных вида деятельности

 

Что же происходило с новообращенными верующими после этих трех первоначальных переживаний? Во 2-й главе Книги Деяния мы видим официальную новозаветную декларацию о христианской жизни. Обратите внимание, что она начинается словами «и они постоянно». От первоначальных, однократных переживаний, которые не должны повторяться, верующие переходят к постоянному, ежедневному образу жизни:

 

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

(Деяния 2:42)

 

Ниже я привожу описания четырех основных видов деятельности в жизни христиан согласно Новому Завету.

 

Вид деятельности № 1 — учение

 

Первым в списке идет учение, и это относится как к тем, кто учит, так и к тем, кто учится. Самое важное для людей, которые пришли ко Христу и крестились в воде и в Духе Святом, это систематическое, основательное обучение Писанию. В Ефесянам 6:17 сказано: «Возьмите… меч духовный, который есть Слово Божие». Это указание стоит перед словами: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Прежде чем начать жить по духу, необходимо креп

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.