Теперь давайте рассмотрим некоторые отличия между пророками и другими мобильными служителями. Мы увидели, что у апостола есть особое задание. Когда Дух Святой отделил Савла и Варнаву, Он сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Они были призваны к определенной работе, которая, как мы узнали в предыдущей главе, главным образом состояла в организации новых церквей и наведения порядка в уже существующих. В то же время пророк имеет особое послание, которое он получил от Бога, чтобы сообщить людям в определенное время и в определенном месте. Вот почему я не признаю переводы, в которых вместо слова «апостол» использовано слово «посланник». Если кого и можно назвать «посланником», то именно пророка. Еще раз: апостол имеет задание, тогда как пророк имеет послание, — не общее послание, предназначенное для всех, а особое послание, которое он получил непосредственно от Бога, чтобы сообщить его конкретным людям в определенное время и в определенном месте.
В отличие от пророка, у учителя может и не быть особенного послания, которое он лично получил от Бога. Он раскрывает Божью истину вообще. Позвольте объяснить это различие на примерах из Ветхого и Нового Заветов. Сначала посмотрим на служение пророка Ионы:
И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
(Иона 3:4)
До Божьего суда над Ниневией оставалось ровно сорок дней. Это было конкретное откровение, данное в определенное время одному человеку (Ионе) об одном месте (Ниневии).
Будь Иона евангелистом, он бы пошел в этот город и проповедовал вообще о грехе и его последствиях, упомянув также и о Божьем суде над грешниками. Все сказанное им было бы истиной, но в его словах не было бы конкретного откровения о том, что до суда остается всего сорок дней. Это откровение свидетельствует о том, что Иона был пророком. Будь он учителем, он бы преподал учение о различных аспектах Божьего суда, но не сообщил бы конкретного откровения о времени, когда он наступит. Опыт показывает, что люди гораздо внимательнее прислушиваются, когда в дополнение к общему раскрытию истины Божьей сообщается конкретное откровение, в которой эта истина применяется к ситуации, в которой сейчас оказались эти люди. Откровение придает конкретную ценность служению и посланию пророка.
Теперь давайте рассмотрим пример Иоанна Крестителя из 1-й главы Евангелия от Марка:
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Марка 1:6–8)
Заметьте, Иоанн был не просто проповедником. Он мог бы проповедовать о грехе, его последствиях, призвать людей к покаянию и крестить их. Но у него было конкретное откровение, относящееся к определенному времени. «Сразу за мной идет Другой, Который больше меня. Именно Он будет крестить вас Духом Святым». Иоанн мог знать это только благодаря конкретному откровению от Бога, которое он получил от Него лично. Это откровение вывело его из ранга проповедника или учителя в ранг пророка.
Мы уже рассматривали отрывок из 11-й главы Книги Деяния об Агаве, где он предсказал скорый голод, который действительно произошел во время правления императора Клавдия. Агав мог знать об этом грядущем голоде только благодаря конкретному откровению от Бога, которое он получил лично от Него. Далее в Книге Деяния мы видим еще один пример сверхъестественного откровения, которое получил этот удивительный человек Агав.
Между тем как мы пребывали у них (в Кесарии) многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
(Деяния 21:10–11)
Опять-таки, Агаву было известно больше, чем обычно знает проповедник или учитель. У него было конкретное откровение о том, что с Павлом произойдет в Иерусалиме, а также конкретное поручение от Духа Святого: сказать Павлу о том, что его там ожидает. Агав сообщил свое послание очень ярким способом: он связал себе руки и ноги поясом Павла. Бог часто требовал от пророков больше, чем просто сообщить какое-то послание. Они должны были подкрепить свои слова тем или иным символом или иллюстрацией.
Служение пророка и духовный дар пророчества
Здесь необходимо различать между служением пророка и духовным даром пророчества. Позвольте вам это объяснить, сопоставив два утверждения из Нового Завета. В Ефесянам 4:11 сказано: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Думаю, здесь ясно сказано, что не все получают служение пророка. Эта же мысль подтверждается в следующем стихе:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… Все ли Апостолы? Все ли пророки?
(1 Коринфянам 12:28–29)
Очевидно, что ответ на оба эти вопроса «нет». Другими словами, не все имеют служение апостола или пророка. В то же время, дар пророчества могут иметь все верующие:
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
(1 Коринфянам 14:31)
Пророческое служение означает гораздо больше, чем применение духовного дара. Под ним подразумевается особый человек и особый образ жизни. Как я уже говорил, пророк — это то же, что его послание. Духовный дар применяется лишь короткое время ради недолговечного духовного проявления. Поэтому в Новом Завете дар пророчества доступен всем верующим, которые стремятся его получить, тогда как служение пророка дано не всем.
Еще один важный аспект пророчества и служения пророка в Новом Завете заключается в том, что обычно оно предназначено для верующих. В Ветхом Завете Бог часто посылал пророков к неверующим людям. Например, многие из посланий пророка Иеремии были адресованы языческим народам, жившим вокруг Израиля, которые не признавали Бога Израилева или не принимали Иеремию как пророка. Однако в Новом Завете мы читаем:
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
(1 Коринфянам 14:22)
В первой части этого стиха Павел говорит о применении языков не как о средстве самоназидания, а как о сверхъестественном знамении, предназначенном для неверующих. Именно это произошло в день Пятидесятницы. Люди, на которых сошел Дух Святой, говорили на непонятных им языках, но неверующие узнали эти языки, и это стало для них знамением! Это не было обычным использованием языков; это было знамение, чтобы привлечь неверующих. Когда под действием Духа Святого верующий говорит на языке, который он сам не понимает, но его понимает находящийся рядом неверующий, то последний испытывает сильнейшее обличение в своих грехах. Однако во второй части стиха 1 Коринфянам 14:22 мы видим, что пророчество предназначено для верующих, что несколько отличает его от ветхозаветных пророчеств.
Суждения о пророках
Продолжая читать 14-ю главу 1-го Коринфянам, мы сталкиваемся с еще одной важной особенностью пророчеств и пророческого служения в Новом Завете:
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
(1 Коринфянам 14:29)
Слова, переведенные здесь как «пророки» и «прочие», в древнегреческом оригинале имеют форму множественного числа. Не должно быть так, чтобы один человек встал и заявил: «Я — пророк. Слушайте все меня». Так не поступали первые верующие. В новозаветной церкви была группа людей, которые были признанными пророками. Когда один из них пророчествовал или сообщал откровение, другие были обязаны «рассуждать» или выносить духовные суждения об этом пророчестве. Таким образом никто, будь то человек, несущий служение пророка, или имеющий дар пророчества, не мог стать диктатором. Сегодня же мы видим, как в некоторых церквях есть один «поставленный» пророк (именно один), и все делают то, что он им говорит. Бывает так, что он даже назначает апостолов и решает, кому на ком жениться. Я лично видел такие злоупотребления.
В новозаветной церкви не должно быть так, чтобы один человек все делал сам. Никто не имеет права считаться единственным Божьим оратором. Пророки должны служить в группе; как мы убедились, обычно о них говорится во множественном числе. Когда один из них собственно служит, другие должны выносить суждения о его служении. Верующие, будучи членами одного тела, действуют вместе и проверяют друг друга.
За многие годы я убедился в том, каким мощным орудием является пророчество. Его можно сравнить с мощным автомобилем; прежде чем на нем куда-то поехать, следует проверить, в каком состоянии тормоза, рулевой механизм и средства безопасности. Если они не в порядке, тогда лучше никуда не ехать! Я всегда говорю, что если вы поощряете людей пророчествовать, то согласно Библии, вы обязаны позаботиться о том, чтобы были созданы условия для вынесения суждений об этом пророчестве. Если существует пророческое служение, которое не подвергается духовному суждению, то это совершенно не соответствует Писанию. Если о том или ином пророчестве или пророческом служении никто не судит, то я его вообще не признаю. Я не хочу идти на такой огромный риск. Однако мне вспоминаются многочисленные случаи, когда верующие оказывались в таких условиях, что, если они ставили под вопрос или не соглашались с тем или иным служителем, их заставляли чувствовать себя так, будто они сомневаются в Самом Боге.
Много лет назад я общался в Иерусалиме с замечательными супругами-пятидесятниками, которые приехали туда из Соединенных Штатов и выполняли для Бога хорошую работу. Затем там объявилась одна шведка, которая называла себя пророчицей. Она стала пророчествовать двум этим супругам, что они больше не будут жить вместе как муж и жена. Они были настолько потрясены и сбиты с толку, что оба оказались в психиатрической клинике. Это произошло потому, что они поддались духу подчинения, действовавшему в той женщине. Им казалось, что если они ослушаются в том, что она представила как волю Божью, то они будут противиться Самому Богу.
Поэтому, видя людей, несущих пророческое служение или имеющих дар пророчества, помните о том, что их служение и пророчества подлежат суждению. Мы должны научится выносить такие суждения. Павел сказал:
Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.
(1 Фессалоникийцам 5:19–21)
Здесь мы видим две опасные крайности. Одна из них — угашать Дух Святой, говоря: «Нам не нужны никакие пророчества. Нам не нужны никакие дары. Нам не нужны никакие сверхъестественные проявления». А другая крайность — принимать, не проверяя, все, что вам предлагают. Когда мы были в Африке, я говорил местным жителям: «Миссионеры принесли вам не только хорошее. Что-то из этого хорошо, а что-то — плохо. Кое-что из того, что вы сами имеете, лучше того, что вам принесли миссионеры». Они смотрели на меня с некоторым удивлением, ведь я и сам был миссионером. И тогда я говорил: «Вы же знаете, как нужно есть рыбу: глотайте плоть и выплевывайте кости. Так же поступайте и с тем, что вам приносят миссионеры. Ешьте мясо, а кости — выбрасывайте. Не нужно давиться, пытаясь проглотить какую-то кость, лишь потому, что вам ее дал миссионер».
То же самое относится и к современной церкви. Слыша пророчество или откровение, я рассуждаю, что это: мясо или кость. Если мясо, то я его глотаю и чувствую подкрепление; если же это кость, то я не стану давиться, стараясь ее проглотить. Я ее выплевываю. Именно так нам велит поступать Слово Божье.
Связь пророческого служения с церковью в целом
В завершение этой главы давайте изучим связь пророческого служения с церковью в целом. Будучи членом Тела, пророк действует совместно с другими членами, и его должно контролировать и исправлять все Тело. Он не является каким-то диктатором или деспотом, и он не находится вне структуры поместной церкви. Давайте рассмотрим замечательное описание истинного пророческого служения. Пророк Захария сказал:
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
(Захария 4:1–4)
Заметьте, Захарии очень хотелось узнать значение маслин. Ответ на свой вопрос он получил не сразу. Сначала ангел дал ему дальнейшие повеления, суть которых раскрывается в 6-м стихе: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф». Этот стих знаком многим, и именно он является главным в откровении, содержащемся в 4-й главе Захарии: Бог выполнит Свои задачи в этом мире не чьими-то физическими силами, а огромной силой Своего Духа Святого.
Затем Захария увидел красивый светильник с семью лампадами и чашечкой наверху. Я считаю, что во всем Писании светильник символизирует церковь, а елей, которым заправляется светильник, всегда символизирует Духа Святого. В своем видении Захария также увидел две маслины, расположенные по обеим сторонам этого светильника. От маслин елей лился к светильнику по специальному каналу. Благодаря этому поступавший елей всегда был чистым и свежим, а, следовательно, чистым и свежим был и горящий огонь. Захария повторил свой вопрос о маслинах:
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
(Захария 4:11–13)
Мне кажется, в ответе ангела есть некая ирония, потому что одной из масличных ветвей был сам Захария! Можно сказать, что ангел подшучивал над ним, говоря: «Разве ты не знаешь, что это такое?»
И сказал он (ангел): это два помазанные елеем (дословно: «два сына елея»), предстоящие Господу всей земли.
(Захария 4:14)
Эти масличные ветви или деревья символизируют людей, которые стоят перед Господом для конкретной цели: принять елей и доставить его к светильнику, т.е. церкви. Это и есть образ пророческого служения.
Об этих двух маслинах снова упоминается в Откровении:
(Ангел сказал:) И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
(Откровение 11:3–4)
Затем в 10-м стихе мы читаем: «Два пророка сии мучили живущих на земле». Итак, маслины — это пророки, которые пророчествовали. Конечно, в 11-й главе Откровения говорится о двух конкретных людях, которые придут в будущем. Но для нас сегодня это является символом отношений между пророческим служением и церковью. Пророки подобны маслинам, стоящим по обе стороны светильника (церкви), и из этих маслин в светильник льется чистый и свежий елей. Таким образом, благодаря поступающему елею светильник выполняет свою функцию: дает чистый, яркий свет. Разумеется, если перекрыть источник елея, свет светильника погаснет.
Если церковь Иисуса Христа хочет нести свет этому миру, в нее должен постоянно поступать свежий елей! Елей поступает из маслин, и это символизирует пророческое служение. Здесь мы видим очень яркий образ взаимоотношений между пророческим служением и церковью. Церкви необходимо иметь связь с пророческим служением постоянно, а не только в случаях крайней необходимости. Тело Христово не может функционировать без свежего елея — чистого вдохновения и откровения Духа Святого, которые поступают благодаря пророческому служению.
Эта истина согласуется со стихом Притчи 29:18, который мне очень нравится: «Без откровения (или видения) свыше народ необуздан». В других переводах вместо слова «необуздан» сказано «гибнет» или «остается нагим». Ясно одно: без видения народ Божий оказывается в плохом положении. Без видения люди не могут жить и действовать, как этого хочет Бог.
Слово «видение» означает «прямое, свежее откровение». Это значит не читать или изучать Писание, а получить свежее слово непосредственно от Бога. В Библии сказано, что когда в бытность Илии первосвященником Самуил вступил в пророческое служение, «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». (1 Цар. 3:1). У израильтян были Писания, но им не хватало свежего пророческого просвещения и видения, которые им так были нужны. У них был полный религиозный набор: скиния, ковчег, священники, жертвы и закон Моисеев. Однако они были духовно мертвыми, холодными людьми, отступившими от Бога, потому что религия еще никому не приносила духовного возрождения. Только благодаря свежему елею церковь может постоянно гореть ярким пламенем. Этот свежий елей поступает от пророческого откровения, предназначенного для данной ситуации и нынешнего поколения. Нельзя жить на откровении из прошлого. То, что говорил Лютер, имело значение для времени Лютера, а то, что говорил Уэсли, было важно для времени Уэсли. Но сегодня мы не можем жить на словах Лютера, Уэсли или какого-то другого человека из прошлого. У нас должен быть наш собственный свежий елей, который своевременно и непрерывно поступает в церковь.
Правильное преподавание в церкви доктрин не заменит откровения, полученного непосредственно от Бога. У Бога есть для нас не только общее учение, которое Он предоставил нам в Писании, но также и конкретные вещи, которые Он хочет сообщить нам в конкретное время. Как мы видели, было необходимо, чтобы Ниневия узнала о том, что до суда над ней остается лишь сорок дней. Израильтянам было необходимо узнать, что скоро грядет Мессия. Павлу было необходимо узнать о том, что его ожидало в Иерусалиме. Эти слова никак нельзя было сообщить общеизвестными откровениями из Писания. Для этого требовалось конкретное откровение, пришедшее в определенное время как результат пророческого служения.
Мы живем в период серьезных кризисов, волнений и опасностей, когда все происходит с неимоверной быстротой. Ни в каком человеческом разуме не может сформироваться точного представления о том, что будет происходить через пять лет в социальном, финансовом, экономическом или военном плане. Если когда-либо народ Божий и нуждался в свежем елее откровения, пришедшего непосредственно от Бога, то это время именно сейчас! Мы не имеем права отказаться от пророческого служения, заявив: «Все это было в прошлом. Это было нужно в Ветхом Завете и во времена апостолов, но только не сегодня». Напротив, сегодня это нужно, наверное, еще больше, чем в какой-либо другой период церкви! Нам нужны сведения, которые поступают не только благодаря преподаванию доктрин или другими естественными источниками передачи информации, и Бог готов сообщить их нам через откровения.
Иисус так сказал о последнем времени: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лк. 17:26). Вспомните, как во времена Ноя процветало зло. Земля была полна насилия. Все мысли и желания людей постоянно были обращены только на зло. Все развратились. Все это мы видим и в современном обществе. Но во времена Ноя происходило и нечто иное:
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего.
(Евреям 11:7)
Ною было нужно Божье откровение и предупреждение о том, что должно было произойти на земле, а также четкие указания о том, какие шаги ему предпринять, чтобы спастись вместе со своей семьей. Мы, как и Ной, можем принимать конкретное направление и защиту от Бога в эти последние дни, благодаря пророческому служению. В завершение этого века церковь должна воссиять, тогда как землю покрывает тьма, и мрак окутывает людей (см. Ис. 60:2). Бог говорит церкви: «Восстань, светись, ибо пришел свет твой» (Ис. 60:1). Я считаю, что, говоря так, Бог имеет в виду в том числе и полное восстановление пророческого служения, которое, как маслины, направляет елей к светильнику. Лично я с ожиданием молюсь об этом восстановлении!
19 глава
Мобильное служение: евангелисты
Слово «евангелист» или «благовестник» широко распространено в современном христианстве, однако оно очень редко встречается в Новом Завете. Оно образовано от слова, означающего «благая весть». Таким образом, евангелист — это буквально «тот, кто сообщает благую весть».
Думая о Евангелии как о благой вести, я всегда вспоминаю одну мою подругу, муж которой был дьяконом церкви в Чикаго. Эта женщина заболела неизлечимой болезнью почек, и однажды пришла в книжный магазин, расположенный в их церкви, чтобы купить какую-нибудь книгу об исцелении. Внимательно их изучив, она насчитала четырнадцать книг о том, как нужно страдать, и ни одной — о том, как принять исцеление! Я не могу назвать такие книги евангельскими, ведь Евангелие — это благая весть. В конце концов, она обратилась к священнику епископальной церкви, который был крещен в Духе Святом. Тогда же она приняла крещение Духом Святым, священник помазал ее елеем, и она чудесным образом исцелилась. Затем, когда она пришла на прием к своему врачу, который был евреем и атеистом, тот был вынужден признать, что произошло чудо. Вот это благая весть; вот это Евангелие!
Евангелист — это тот, кто сообщает благую весть. Если кто-то не сообщает вам благую весть, то не позволяйте ему вас обманывать и не верьте, будто он рассказывает вам Евангелие. Евангелие — это благая весть о том, что Бог вас любит и желает вас простить, благословить, исцелить, дать вам процветание и сделать так, чтобы вы жили в победе, радости и душевном спокойствии. Если это не благая весть, тогда я не знаю, что еще! Многое из того, что в церквях предлагается людям как Евангелие, на самом деле мало или вообще не связано с тем, что Евангелием названо в Новом Завете.
Существительное «евангелист»
В Новом Завете существительное «евангелист» впервые упоминается в Ефесянам 4:11. Мы уже рассматривали этот стих, в нем перечисляются служители:
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
Затем мы читаем следующие слова о Филиппе:
(Мы), войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
(Деяния 21:8)
Филипп был назван «благовестником», это то же слово, что и «евангелист». В этом стихе сказано, что он был одним из семи дьяконов. Это были те самые дьяконы, назначение которых описано в 6-й главе Книги Деяния. Следовательно, в определенный момент Филипп стал называться и дьяконом, и евангелистом. В следующей главе мы рассмотрим связь между евангелистом и дьяконом.
Теперь давайте посмотрим на третий случай употребления слова «евангелист» или «благовестник». Это в 4-й главе 2-го послания к Тимофею. Павел писал письмо Тимофею, который в другом месте назван апостолом. Некоторые люди считают, что Тимофей служил пастором, но на самом деле он не был пастором, как, впрочем и евангелистом. Как мы видели ранее, служение апостола может включать в себя и все другие служения. Помня об этом, мы читаем:
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тимофею 4:5)
Тимофей не был конкретно евангелистом, однако Павел ему сказал, что он сможет полностью исполнить свое апостольское служение и порученное ему в то время задание, только если кроме всего прочего будет совершать дело евангелиста, — того, кто провозглашает благую весть.