Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ханафитский фикх в новом обличье. Редакционный совет



Редакционный совет

муфтий Равиль хазрат Гайнутдин

Умар хазрат Идрисов Под общей редакцией Д.В. Мухетдинова

Перевод с арабского А. Нирша

Верстка и дизайн обложки П.Ю. Сапожников

Корректор и составитель заданий И.В. Лебедева

Тираж 3000 экз.

Отпечатано в ООО "Растр-НН",

Н. Новгород, ул. Белинского, 61, тел. 78-91-51


[1] Шариат - комплекс закрепленных Священным Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

[2] Фикх - исламское право.

[3] Имеется в виду извлечение (истинбат) правовых решений из основополагающих источников Ислама по не предусмотренным ими прямо случаям.

[4] Сунна - пример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка ,как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунну составляют хадисы. Хадис - передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил Пророк . Каждый хадис состоит из двух частей: "иснада" - перечисления людей, передававших друг другу то или иное сообщение, и "матна" - собственно сообщения или же информационной части хадиса.

[5] Хиджра - мусульманское летоисчисление, которое основывается на лунном календаре и начинается с переселения Пророка Мухаммада Мекки в Медину.

[6] Улемы (от мн.ч. "уляма" - учёные) - мусульманские учёные-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм Ислама.

[7] Джахилиййа - букв, "неведение, невежество". Данное слово в своем узком терминологическом значении служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления Пророка Мухаммад . В широком смысле оно обозначает неисламское состояние всякого общества.

[8] "Трапеза", 50.

[9] Айат - (дословно стих) часть суры, которая представляет собой законченную мысль.

[10] "Преграды", 175-177.

[11] В тексте "арвах" - мн. ч. от "рух" /дух/.

[12] Подразумевается, что они отличаются друг от друга.

[13] Имеется в виду, что души, в которых изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые - с нечестивыми. Как отмечается в одном из комментариев, в данном хадисе содержится указание на то, что, если человек испытывает антипатию к праведным людям, это значит, что ему присущи определённые отрицательные качества, от которых ему следует постараться избавиться.

[14] "Фатхаль-Бари", 1/165.

[15] Шейх - ученый (старец, духовный вождь).

[16] "Муфаккира аль-фикх аль-исламий", 15.

[17] "Покаяние", 122.

[18] Бин (ибн) - сын.

[19] Имеется в виду День Воскресения.

[20] "Фатхаль-Бари", 1/165.

[21] Буквально: да придаст ему цветущий вид.

[22] То есть ни в чём не исказив смысла сказанного.

[23] Фатх аль-Бари", 1/177.

[24] Имам - глава мусульманской общины (в данном контексте синоним улема).

[25] Иджтихад - деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

[26] Последователями (таби'ун) называли людей, встречавшихся со сподвижниками Пророка и умерших в Исламе.

[27] Куфа - город на территории Ирака.

[28] Имеется в виду, что он внёс исправления и пояснения в собранный материал.

[29] Мазхаб - дословно «путь», богословско-правовая школа.

[30] Рей - город в Иране.

[31] "Корова", 286.

[32] "Развод", 7.

[33] Шейх-уль-Ислам (старейшина Ислама) - почётный титул, который, начиная с X в. употреблялся по отношению к выдающимся факихам.

[34] "Маджму' аль-сратава", 19/213.

[35] Муджтахид - ученый правовед, имеющий право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения.

[36] "Пчёлы", 43.

[37] Медина - город в Саудовской Аравии.

[38] Речь идёт об одной из схваток мусульман с осадившим Медину в апреле 627 г. десятитысячным войском, состоявшим из курайшитов и их союзников. Для защиты от конницы противника Пророк , по совету своего сподвижника Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, велел вырыть ров, охвативший Медину с запада, севера и северо-востока.

[39] Это означало, что Пророк призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство.

[40] Имеются в виду сподвижники.

[41] "Фатх аль-Бари", 7/409.

[42] Пророк запрещает своим сподвижникам проявлять излишнюю дотошность там, где это неуместно, и задавать ему много лишних вопросов, так как лишние вопросы могли привести к тому, что Аллах возложил бы на людей дополнительные религиозные обязанности, что навлекло бы на них наказание в случае их неисполнения.

[43] Хаджж - большое паломничество в Мекку.

[44] То есть не спрашивайте Пророка несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут при вести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

[45] "Трапеза", 101.

[46] То есть не старайтесь выяснить, о чём именно умолчал Аллах Всевышний, так как это может привести к возложению на вас дополнительных трудных обязанностей

[47] "Аль-мадхаль аль-фикхий", 1/33.

[48] "Пророки", 7.

[49] "Покаяние", 122.

[50] Имеется в виду лист бумаги, на котором при жизни Пророка , и по его велению было что-то написано.

[51] "Акль" или "дийа" - компенсация за убийство, выплачиваемая ближайшим родственникам убитого.

[52] Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое (джанаба) и малое (хадас) осквернение, что требует, соответственно, полного (гусль) или частичного (вуду) омовения. Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи, кала или же испускания газов, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права.

[53] "Трапеза", 6.

[54] Имеется в виду "такбират аль-ихрам" - произнесение слов "Аллаху акбар" (Аллах Велик) в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня мочек ушей.

[55] Таслим - завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова "Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллах" (Мир вам и милость Аллаха).

[56] В данном случае под "верой" подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за неё, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.

[57] Передатчик этого хадиса был не уверен, в каком числе - двойственном или единственном - в данном хадисе стоит глагол "наполнят" (тамля'ани - тамля'у)- Если здесь необходимо единственное число, то слова Пророка следует понимать как указание на то, что каждое из этих слов может заполнить собой пространство между небом и землёй, а если двойственное, это значит, что они могут заполнить собой это пространство в сочетании друг с другом.

[58] Имеется внутреннее согласие, осознание сердцем.

[59] Здесь подразумевается словесное признание.

[60] Иначе говоря, исполнение предписаний Ислама или же религиозных обязанностей.

[61] "Корова", 143.

[62] В "Сахихе" аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «В первое время после приезда Пророка в Медину он жил у своих дедов (или: у дядьёв своей матери) из числа ансаров. (После этого) он в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы...».

[63] "Корова", 222.

[64] "Покаяние", 108.

[65] Имеются в виду ограды садов или кладбищ.

[66] Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.

[67] Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.

[68] То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.

[69] Имеется в виду, что эти места будут сиять.

[70] Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.

[71] Подразумевается, что следует остерегаться совершения двух вещей, навлекающих на тех, кто их совершает, проклятия людей.

[72] "Различение", 48.

[73] Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под руководством Пророка одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, Пророк же пообещал, что им будут прощены все грехи.

[74] "Добыча", 11.

[75] "Толпы", 21

[76] "Шарх аль-мунйа", 152.

[77] "Радд аль-мухтар", 1/200.

[78] "Фатх аль-Бари", 1/296.

[79] "Покаяние", 28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения (хадас) или (джанаба), когда нельзя совершать молитву, но нечистым (наджис) он быть не может.

[80] "Фатхаль-Бари", 2/327.

[81] "Шарх аль-мунйа", 151.

[82] "Радд аль-мухтар", 1/200.

[83] "Маракы аль-фалях".

[84] "Маракы аль-фалях".

[85] Поташ - разновидность соды.

[86] Имеются в виду либо плоды ююбы, которые кипятили в воде, либо её листья, которые сначала размалывали, потом кипятили, а потом использовали полученный отвар для обмывания покойных.

[87] Ихрам - специальное одеяние, надеваемое паломником во время большого и малого паломничества; особое состояние войдя в которое верующий совершает паломничество.

[88] Алтей - растение.

[89] Маймуна, да будет доволен ею Аллах, - одна из жён Пророка .

[90] "Шарх аль-мунйа", 92.

[91] "Шарх аль-мунйа", 97.

[92] "Шарх аль-мунйа", 101.

[93] "Радд аль-мухтар", 1/190.

[94] "Шарх аль-мунйа", 103.

[95] "Шарх аль-мунйа", 104.

[96] "Маракы аль-фалях".

[97] Доктор Мухаммад ас-Самахи, являющийся заведующим кафедрой хадисов в Университете аль-Азхар, написал статью, в которой рассматриваются медицинские аспекты данного хадиса. В этой статье отмечается, что относительно недавно микробиологами было доказано, что в брюшной полости мухи имеются продольные дрожжевые клетки, паразитирующие внутри её тела. Для того чтобы эти клетки могли поддерживать своё существование, они должны выступать из тела мухи наружу через её дыхательные органы. Когда муху погружают в жидкость, эти клетки разрываются, а их содержимое нейтрализует собой действие болезнетворных микробов, находящихся на теле насекомого.

[98] "И'ля'ас-сунан", 1/205.

[99] Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания.

[100] "Женщины", 43.

[101] "Бадаи'ас-санаи"', 1/58.

[102] "Радд аль-мухтар'М/310.

[103] 1 Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.

[104] 'Умра - малое паломничество.

[105] То есть люди станут поступать так же.

[106] Так называли хадисы, передающиеся в разных и противоречащих друг другу формах, что исключало возможность их согласования.

[107] "И'ля'ас-сунан", 1/277.

[108] "Шарх аль-мунйа", 182.

[109] "Радд аль-мухтар", 1/314.

[110] "Шарх аль-мунйа", 152.

[111] "Радд аль-мухтар", 1/314.

[112] "Радд аль-мухтар", 1/114.

[113] "Фатхаль-Бари", 1/137.

[114] "Шарх аль-мунйа", 177.

[115] "Радд аль-мухтар", 1/311; "Шарх аль-мунйа", 187.

[116] Полы в мечети Пророка были земляными.

[117] "Фатх аль-Кадир", 1/138.

[118] Мухаммад бин аль-Ханафиййа - сын 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.

[119] В качестве термина это слово используется для обозначения слов (кауль), действий (фи'ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифат), относимых к Пророку . Иначе говоря, 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, повторила то, что слышала от Пророка .

[120] "И'ля'ас-сунан", 2/282.

[121] Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети. Люди схватили (этого бедуина), однако Пророк велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари). Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама.

[122] "Ауджаз аль-масалик", 2/366.

[123] "Фатх аль-Бари", 1/325.

[124] "Ауджаз аль-масалик", 1/366.

[125] "И'ля'ас-сунан", 1/281.

[126] "Бадаи' ас-санаи'", 1/85.

[127] "Радд аль-мухтар", 1/218.

[128] "И'ля'ас-сунан", 18/41.

[129] Фетва - (дословно «разъяснение») богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и применения какого-либо предписания шариата.

[130] "Радд аль-мухтар", 1/216.

[131] "Шарх аль-мунйа", 157.

[132] "Шарх аль-мунйа", 147.

[133] Садака - (дословно «искреннее деяние») милостыня; раздача садаки является нормой, закрепленной Кораном.

[134] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[135] "Трапеза", 3.

[136] "Радд аль-мухтар", 1/203.

[137] "Шарх аль-мунйа", 147.

[138] "Скот", 145.

[139] Об этом говорится в "Сахихе" аль-Бухари.

[140] "Шарх аль-мунйа", 196.

[141] "Трапеза", 6.

[142] "Трапеза", 6.

[143] Здесь имеются в виду только половые сношения.

[144] "Корова" , 222.

[145] В данном случае речь идёт обо всём том, что имеет отношение к еде, питью и женщинам.

[146] "Преграды", 157.

[147] "Скот", 145.

[148] "Бадаи' ас-санаи'", 1/61.

[149] То есть за очищение от неё.

[150] Аль-масджид аль-Харам - Запретная мечеть, одна из главных святынь Ислама.

[151] "Трапеза", 90.

[152] Людьми Писания именуются иудеи и христиане. В данном случае имеются в виду христиане.

[153] Это сообщение приводит Са'ид бин Мансур в "Сунан" и аль-Хаким в "Тарих".

[154] "Шарх аль-мунйа", 177.

[155] "Шарх аль-мунйа", 179.

[156] То есть что Аллах простит не только мелкие нарушения.

[157] Дирхем - серебряная монета весом до 3,9 грамма и диаметром около 2 см.

[158] "Бадаи'ас-санаи' ", 1/79.

[159] "Радд аль-мухтар", 1/322.

[160] "Шарх аль-мунйа", 186.

[161] Словом "истинджа"' обозначается удаление нечистого не только с помощью воды, но и с помощью других средств, например, камней.

[162] Куба - селение близ Медины, где была построена первая в истории Ислама мечеть.

[163] "Покаяние", 108.

[164] Имеется в виду нечто вроде небольшого копья, которое было подарено Пророку императором Эфиопии.

[165] "Ад-дурр аль-мухтар", 1/338.

[166] "Радд аль-мухтар", 1/200.

[167] Джинны - незримые для людей разумные существа, созданные Аллахом из огня.

[168] "Радд аль-мухтар", 1/339.

[169] "Радд аль-мухтар", 1/337.

[170] Кибла - направление на Ка'абу, которому надо следовать при совершении намазов.

[171] С этими словами Пророк обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.

[172] Шам - старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

[173] Перстень - перстень Пророка на котором было написано: «Мухаммад Посланник Аллаха».

[174] Возможно также, что под "хубус" и "хаба'ис" имеются в виду злые духи обоего пола.

[175] Подразумевается, что следует остерегаться совершения двух вещей, навлекающих на тех, кто их совершает, проклятия людей.

[176] Имеются в виду джинны.

[177] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 10.

[178] "Трапеза", 6.

[179] Здесь имеются в виду ангелы.

[180] "Воскресение", 79.

[181] В Коране сказано: «Поистине, это - Благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании*» "Воскресение", 77 - 78.

* Имеется в виду Хранимая Скрижаль (небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было и будет на земле).

[182] То есть привёл свою душу к покорности Тебе.

[183] То есть раскаялся всем своим существом и обратился к Тебе с покаянием.

[184] То есть предоставил Тебе решать всё.

[185] То есть я знаю, что только Ты придаёшь силу, и поэтому молю о защите от всего, что может так или иначе принести мне вред.

[186] Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.

[187] Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.

[188] "Фитра". Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово "фатр" - изобретение; начинание. Слово "фитра" обозначает состояние, иными словами "фитра" есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» ("Ан-Нихайа", 3/457).

Ибн Хаджар пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом "фитра", но самое распространённое мнение состоит в том, что имеет в виду Ислам. Ибн 'Абд аль-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего «(...С) естеством, (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так...»* под "естеством" подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)» ("Фатх аль-Бари", 3/248).

* "Румы", 30.

[189] То есть получишь за это большую награду.

[190] Имеется в виду, что омовение искупает грехи человека, смотревшего на нечто запретное, что оставило в его душе свой отпечаток. Здесь и в прочих подобных случаях имеются в виду всевозможные мелкие прегрешения перед Аллахом.

[191] Имеется в виду любой грех, который человек совершил своими руками.

[192] "Трапеза", 6.

[193] "Трапеза", 6.

[194] "Трапеза", 6.

[195] "Аль-хадийааль-'аля'ийа", 14.

[196] "Аль-хадийааль-'аля'ийа", 14.

[197] То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.

[198] "Трапеза", 6.

[199] Имеются в виду ангелы.

[200] Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.

[201] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 14.

[202] Имеется в виду дед отца 'Амру бин Шу'айба, которым являлся 'Абдуллах бин 'Амру бин аль-'Ас, да будет доволен им Аллах.

[203] Кожаные носки - (по араб, хуфф) вид обуви.

[204] Катар - государство на Аравийском полуострове.

[205] "Трапеза", 6.

[206] Мудд - мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идёт о канонических муддах периода возникновения Ислама, объём которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.

[207] Если омовение совершается с помощью кувшина.

[208] Рака'ат - молитвенный цикл.

[209] То есть проявляя полное смирение и не отвлекаясь ни на что постороннее.

[210] "Трапеза", 6.

[211] То есть Абу-д-Дарда', да будет доволен им Аллах.

[212] Имеется в виду "истихада" - постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.

[213] "И'ля'ас-сунан", 1/85.

[214] "Аль-джавхаран-накы", 1/141.

[215] Ансар (мн. ч. от насир - "помощник"; по-русски употребляется только в форме мн. ч. - ансары) - жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали Пророка Мухаммада своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам (мухаджирами) убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.

[216] "Зат ар-Рика"' можно перевести как "заплатанная". Этот поход против племени гатафан состоялся в июне 626 г., и известен как поход "Зат ар-Рика"' (либо по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, либо по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными).

[217] Это сообщение приводит аль-Бухари.

[218] Это сообщение приводит аль-Бухари.

[219] Сон не делал недействительным омовение Пророка но, даже если бы во сне с ним произошло что-нибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце.

[220] "И'ля'ас-сунан", 1/121 - 125.

[221] Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и; Ибн Хиббан.

[222] Мечеть Пророка примыкала непосредственно к комнате 'Аиши, да будет доволен ею Аллах.

[223] Имеется в виду, что Пророк становился напротив середины её тела, а голова 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.

[224] Речь идёт о таких случаях, когда истечение прекращается слишком поздно, чтобы человек успел совершить омовение и молитву.

[225] Духа - период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[226] То есть, если оно прекратится до завершения периода времени, отведённого для данной молитвы, которая была вынужденно совершена человеком в состоянии осквернения.

[227] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 32.

[228] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 32.

[229] Хуфф - в наше время, как правило, вид обуви из тонкой кожи, надеваемый поверх обычных носок. Далее в тексте хуфф - кожаные носки.

[230] Имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передаётся многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.

[231] Как термин слово "машхур" служит для обозначения сообщения, передающегося со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удовлетворяет условиям хадисов категории "мутаватир".

[232] Фарсах - мера длины, равная 5760 метрам.

[233] Речь идёт о вопросах относительно того, как именно следует вести себя с женщинами в этот период: только ли прекратить половые сношения или даже не прикасаться к ним подобно тому, как это делали иудеи.

[234] Здесь имеются в виду только половые сношения.

[235] "Корова", 222.

[236] Речь идёт о выделении прозрачной уретральной жидкости (мази) в моменты интимных ласк.

[237] То есть Аллах не велит проявлять стыдливость там, где дело касается истины.

[238] Это не значит, что половое сношение, совершаемое таким способом, является дозволенным. Напротив, по единодушному мнению улемов, это является запретным.

[239] Здесь имеются в виду либо руки и ноги женщины, либо части её половых органов.

[240] То есть в день стояния (вукуф) на 'Арафате во время совершения хаджжа в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа.

[241] Имеется в виду 6-й айат суры "Трапеза".

[242] В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как, прежде всего, следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.

[243] Имеется в виду, что Пророк переходил на другое место.

[244] Возраст девять лет может быть типичным, для начала истечения у девушек, в странах с жарким климатом.

[245] В мусульманских странах исчисление идет по лунному календарю, в котором год короче на 11 дней, чем в григорианском.

[246] Современная медицина утверждает, что это бывает на любом сроке беременности, и считает это патологией беременности.

[247] Нормальный срок наступления менопаузы у женщин 45-55 лет (по данным современной медицины).

[248] Периодом "'идда" именуется период, равный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по менструальным циклам, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж.

[249] Сариф - место в одиннадцати километрах от Мекки.

[250] В современной медицине отступление от срока месячных в 3-7 дней считается патологией.

[251] Перечисленные цвета крови, кроме красного и темно красного являются патологией (по данным современной медицины).

[252] То есть пока не убедитесь, что истечение крови прекратилось.

[253] Харура - деревня близ иракского города Куфы, где собралось двенадцать тысяч человек, покинувших лагерь 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, в ходе борьбы за Халифат и отколовшихся от остальных мусульман. Именно там и было положено начало хариджитскому (раскольническому) движению в Исламе.

[254] "Аль-Фатиха", 1.

[255] "Завернувшийся", 21.

[256] Мухаддис - знаток и толкователь хадисов (изречений Пророка ).

[257] Речь идёт о свитке с записью суры "Та ха", который Хаббаб бин Аратт читал сестре 'Умара и её мужу, да будет доволен ими Аллах. Прочтя эту суру, 'Умар принял Ислам.

[258] "Падающие", 79.

[259] В Коране сказано: «Поистине, это - Благородный Коран, (хранимый) в Сокровенном Писании» "Воскресение", 77 - 78. Здесь имеется в виду 78-й айат суры "Воскресение".

[260] "Знаки Зодиака", 21 - 22.

[261] Здесь имеется в виду не только земля, но и любой другой предмет, который может служить в качестве подставки.

[262] То есть обход Ка'абы, совершаемый в 10-й день месяца зу-ль-хиджжа и являющийся одним из обязательных элементов хаджжа.

[263] Изар - верхняя одежда в виде куска материи, обматываемого вокруг бёдер.

[264] "Корова", 222.

[265] Имеются в виду жёны Пророка .

[266] Динар - золотая монета весом в 4,25 гр. Для определения сумм, которые в подобных случаях следует раздавать в качестве милостыни в наши дни, необходимо исходить из складывающихся на каждый данный момент цен на золото.

[267] В тексте будут использованы два близких по значению арабских термина: мутахаййара и мухайиира, используемые здесь как синонимы.

[268] Имеется в виду такой случай, когда истечение крови прекращается до рассвета во время рамадана.

[269] То есть через одиннадцать и более дней после начала истечения крови в первый раз.

[270] Тахрима или такбират аль-ихрам - произнесение слов "Аллаху акбар" в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву, который поднимает руки до уровня мочек ушей.

[271] Необходимым условием этого является отсутствие воды или невозможность её использования, например, в случае болезни.

[272] Если муж захочет дать жене развод после того, как он познал её или остался с нею наедине, установленный срок для неё ("'идда") должен составить три полных менструальных цикла в том случае, когда месячные у неё продолжаются и она не является беременной. Так следует поступать по слову Аллаха Всевышнего: «Разведённым (женщинам следует) выждать три менструальных периода и не дозволяется им скрывать то, что сотворил Аллах в утробах их, если веруют они в Аллаха и в Последний день» ("Корова", 228).

[273] В Коране сказано: «Развод (даётся только) дважды*, после чего (следует) либо вернуть (жену согласно) одобряемому (шариатом)**, либо отпустить по-доброму» ("Корова", 229).

* Речь идёт о таком разводе, после которого жена может вернуться к мужу.

**Иначе говоря, снова восстановить с ней хорошие отношения и соблюдать все её законные права.

[274] Ранние браки, как известно, характерны для жителей мусульманских стран.

[275] Фард; фарида ("обязательное") - поступки и нормы поведения, вменяемые людям в обязанность как религиозные заповеди. Ваджиб ("должное; обязательное") - деяние, выполнение которого вменяется в обязанность. Эти понятия очень близки друг к другу, так как выполнение всего, что обозначается терминами "ваджиб" и "фарида", является богоугодным делом, а невыполнение - грехом. В тоже время, как считают ханафиты, между ними имеются и некоторые отличия. Так, отрицание того, что обозначается термином "фарида", свидетельствует о неверии человека и ставит его вне рамок Ислама, а отрицание того, что обозначается термином "ваджиб", например, жертвоприношение, совершение дополнительной ночной молитвы (витр) или чтение суры "Аль-Фатиха" во время молитвы считается просто греховным. В остальных трех мазхабах суннитского Ислама понятия "фарида" и "ваджиб" употребляются в одном и том же смысле.

[276] "Хальк аль-инсан байна-т-тибб ва-ль-Куран".

[277] Возможно это и бывает, но современной медициной не подтверждается (пример редакции).

[278] Имеется в виду постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.

[279] В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк также сказал: «(Кроме того) совершай омовение (вуду) перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)».

[280] "Аль-арба'уна аль-'ильмийа".

[281] "Трапеза", 6.

[282] Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания.

[283] "Трапеза", 6.

[284] Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 г.

[285] Абу Бакр был отцом 'Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.

[286] "Женщины", 43; "Трапеза", 6.

[287] То есть чистая.

[288] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

[289] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.

[290] "Шарх аль-мунйа", 152.

[291] "Трапеза", 6.

[292] Арабская миля равна трети фарсаха или 1920 м.

[293] "Трапеза", 6.

[294] Это место находилось на расстоянии мили от Медины.

[295] Это значит, что он совершил послеполуденную ('аср) молитву.

[296] "Шарх аль-мунйа", 68.

[297] "Шарх аль-мунйа", 74.

[298] "Радд аль-мухтар", 1/255.

[299] "Шарх аль-мунйа", 74.

[300] "Шарх аль-мунйа", 66.

[301] Зат ас-Салясиль - название местности на северо-западе Аравийского полуострова. Этот поход состоялся осенью 629 г

[302] "Женщины", 29.

[303] "Радд аль-мухтар", 1/246.

[304] "Трапеза", 6.

[305] Колодец близ Медины.

[306] Слово "Салям", являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому Пророк , который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.

[307] "Шарх аль-мунйа", 80.

[308] "Радд аль-мухтар", 1/255.

[309] Например, в том случае, когда во время молитвы кто-нибудь приносит воду

[310] То есть после очищения песком.

[311] Имеется в виду состояние малого осквернения.

[312] "Радд аль-мухтар", 1/232.

[313] "Трапеза", 6.

[314] Ухуд - гора близ Медины. Битва при Ухуде, в которой мусульмане потерпели чувствительное поражение от мекканцев, состоялась в 625 г.

[315] "Шарх аль-мунйа", 116.

[316] "Шарх аль-мунйа", 116.

[317] "Радд аль-мухтар", 1/285.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.