Цель урока: научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.
Оборудование: брошюра ПДД, макет улицы со знаками пешеходной дорожки, увеличенные знаки 1.20, 1.21, 3.9, 3.10, 4.5, 4.6, 5.16.1 – 5.16.2, 5.17.1 – 5.17.2, 5.17.3 – 5.17.4; карточки со знаками разных групп для игры «Знатоки дорожных знаков».
Рекомендации к проведению урока.
Учитель начинает урок с беседы, повторяющей пройденный материал.
Для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же службу, что и светофоры, линии разметки улиц и дорог. Они регулируют движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают пешеходам правильно ориентировать в сложной обстановке дорожного движения.
Где и как устанавливаются дорожные знаки? Знаки расположены вдоль всего дорожного пути так, что всегда оказываются справа от шофера, чтобы он мог их видеть не поворачивая головы. Знаки закреплены на специальных стойках, на столбах или подвешены над проезжей частью.
На какие группы делятся все дорожные знаки? Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации. Всего 7 групп.
Для лучшего закрепления знаний рекомендуется использовать разные варианты игры «Знатоки дорожных знаков» (материал урока 4 в 5 классе).
Практическое занятие.
1 этап. Зарисовать в тетради знаки 1.20, 1.21, 5.16.1 – 5.16.2; 3.10 и 4.6. Подписать, к какой группе они относятся и кому они нужны: пешеходу или водителю?
На всех знаках в центре нарисованы человечки. Но различаются они по цвету и форме. Какие же из них знаки для водителей, а какие – для пешеходов?
Эти знаки из группы предупреждающих. Оба они одинаковы, треугольной формы с красной каймой. Это знаки для водителей.
Знак 1.20 «Пешеходный переход» располагают в городах за 50-100 м до знака 5.16.1 – 5.16.2 (обратите внимание, что у этих знаков одинаковые названия, но значения разные). Знак 1.20 предупреждает водителя, что скоро пешеходный переход, надо снизить скорость и быть предельно внимательным.
Знак 1.21 «Дети» располагают в районе школ, детских садов, клубов. Он предупреждает водителя о возможности появления в этом месте на дороге детей, но совсем не означает, что здесь можно переходить через дорогу.
Знаки 3.10 и 4.6 для пешеходов. Оба они круглые и в центре – человечки, но цвет знаков разный и относятся они к разным группам. Знак с красной каймой, там, где человечек перечеркнут, относится к запрещающим знакам – 3.10 «Движение пешеходов запрещено». Тот знак, где человечек на голубом фоне, относится к группе предписывающих знаков – здесь как раз и можно ходить: 4.6 – «Пешеходная дорожка».
И еще одна группа знаков с человечками. Все они квадратные с синим фоном. Это информационно-указательные знаки для пешеходов, то есть указывают, где можно переходить дорогу (см. приложение рисунок 37 и 38).
5.16.1 – 5.16.2 «Пешеходный переход».
5.17.1 – 5.17 2 «Подземный пешеходный переход».
5.17.3 – 5.17 4 «Надземный пешеходный переход».
Еще есть знаки с одинаковым рисуночком в центре, но с разным значением. Например, знаки 3.9 и 4.5 с велосипедом в центре для велосипедистов, оба имеют круглую форму. Но знак 3.9 с красной каймой, где велосипед на белом фоне, означает «Движение на велосипедах запрещено» и относится к группе запрещающих знаков.
Знак 4.6 «Велосипедная дорожка», где велосипед на синем фоне, как раз и говорит о том, что здесь можно ездить на велосипедах. Этот знак относится к группе предписывающих.
2 этап. Решение задач с использованием макета жилого микрорайона с дорогой
Задача №1. Какие знаки должны быть здесь установлены?
Задача №2. Куда отряд должен расставить знаки в обстановке, изображенной на рисунке и как они называются?