Исходя из главы 15 Нк необходимо различать понятие налогового правонарушения и нарушения законодательства о налогах и сборах.
Нарушение законодательства может квалифицироваться различным образом и как уголовное, и как налоговой правонарушение и как административное правонарушение, дисциплинарный проступок и как гражданско- правовой деликт.
В зависимости от того какая юр.квалификация дается , от этого и возникает ответственности.
Понятие налогового правонарушения содержится в ст 106 НК, под налоговым правонарушением исходя из общего смысла понимается такое виновно совершенное налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах, которое влечет ответственность предусмотренную НК
Понятие налогового правонарушения объединяет в себе как сущностные признаки , так и формальные.
Сущностные: 1)налоговое правонарушение –это виновно совершенное деяние ( умысел и неосторожность) 2) налоговые правонарушение – всегда совершенные организациями или физ.л , признаваемые участниками налоговых отношений, следовательно что участники налоговых отношений не мб признаны в смысле главы 15, правонарушителями.
И действия не могут квалифицироваться как налоговые правонарушения. 3) налоговые правонарушения – совершаемые в сфере отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах обозначенных в ст 2.
Формальный: ответственность за налоговое правонарушение всегда содержится в НК гл 16 и гл 18
НК не использует понятие налоговая ответственность, положения его гл15 позволяют говорить о том , что в правоприменительной практике складывается отдельный правовой режим налоговой ответственности, который отличается от общих подходов , которые в частности характерны для административной.
Субъект ответственности: являются организации и физ.л, организация субъект еще до момента постановки на учет, а с момента создания.
Физ.л субъект ответственности с момента достижения возраста деликтоспособности.
Ст 11 под организацией понимаются еще и филиалы и представительства иност. организаций и международных организаций.
С 1 стороны данная часть юр.л ( структурные подразделения) признаются самостоятельными субъектами – Н, а значит могут нести ответственность предусмотренную в главах, с другой налог. Ответственность носит имущественный характер, но применить невозможно т.к они не собственники.
Субъективная сторона налогового правонарушения – специфичен метод определения вины. Вина организации определяется в зависимости от вины законных либо уполномоченных представителей данной организации.
На субъективную сторону влияет обстоятельства исключающие вину.
В налоговом праве применяется и 1 специальное правило которое не встречается в иных отраслях, а именно лицо признается невиновном в совершенном правонарушении , в том случае если налоговое правонарушение было совершено в следствии исполнения данным лицом официальных разъяснений компетентных государственных органов.
Вопросы которые возникают при правонарушении , они традиционно связаны с тем что следует считать разъяснением компетентного органа ( ст 31, 32,21 , 34) Разъяснение вправе давать 2 органа , и ФНС И МИНФИН.
У Минфина более широкие полномочия.
Нк глава 15 не содержит признаков какой документ может считаться официальным документом.
Практика неоднозначна.
Если документ разъясняющего плана носит общий характер , возникает вопрос не является ли он нормативно правовым актом.
Бывают ситуации когда подобные документы признаются судами , которые можно считать нпа и можно оспаривать как нпа.( пример : письмо минфина о командировочных расходах , логика суда что нарушение компетентным гос. Органом принятие акта, само по себе не должно ограничивать право Н , если дефакт оспариваемый документ применяется как НА)
Подлежат применению и должны учитываться исключительно в отношении конкретного Н , который обратился с запросом.
Достаточно неоднозначная практика в тех случаях когда отдельные разъяснения Н публикуются и начинают распространятся как письмо для неопределенного круга лиц.
Когда акт предыдущий налоговой проверки признавался в качестве документа содержащего офиц. Разъяснения.
Хотя само понятие официального разъяснения нормативно не закреплено, результат применения разъяснения которое в последствии признано ошибочно, то результат один, если Н добросовестно пользовался этим разъяснением , то он признается невиновным
Отягчающие – НК называет только 1, совершение аналогичного правонарушения повторно.
Аналогичность- считается 1) полностью тождественное правонарушение 2)оценивается схожесть отдельных составов.
Повторность- повторность мб констатировано, если лицо считается привлекавшимся к ответственности.
Смягчающие обстоятельства-стечение тяжелых жизненных обстоятельств, совершение налогового правонарушения, под влиянием угрозы, перечень смягчающих обстоятельств носит открытый характер.
Объект –не содержит понятия объекта и градацию объекта.
Объективная сторона -детальные признаки отдельных налоговых правонарушений сформулированы в главах 16 и 18 НК, если в главе 16 НК содержится описание правонарушений которые мб совершены Н, свидетелями и иными лицами участвующими в главе налогового контроля, а в гл 16 допущены банками
Общий момент- является то что налоговый кодекс не делит составы на формальные и материальные в зависимости от объективной стороны. Однако есть составы для которых наступление вредных последствий является существенным.
Ст 116 и 118 Нк
Типичные споры по ст 119 за неподачу налоговой декларации, размер штрафа 5-10% за каждый месяц не предоставления налоговой декларации.
Налоговая ответственность- последствия налогового правонарушения, особенность в том что она носит имущественный характер , выражается в том, что НК не предусматривает санкций кроме как штрафа.
Виды штрафа различны. Существенное деление устанавливаются они в твердой сумме , либо в процентном соотношении.
Характерно установление санкции в % соотношении
Размер санкции может дифиренцироваться от смягчающих, отягчающих обстоятельств