В современном мире государство именуется налоговыми государствами, в том смысле что основную массу своих ресурсов они формируют за счет налоговых поступлений. Ресурсы создаются не за счет функционирования гос.монополий и т.д. а за счет налогов, т.о. основой гос.деятельности является налоги или иные платежи.
Понятие налог рассматривается в рамках разных наук.
Ключевое положение КРФ которая определяет конст.базу при взимании налогов- ст.57 «каждый обязан платить установленные налоги и сборы».
Ст.8 НК: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с ФЛ и организаций в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности имущества и предназначенный для финансирования задач государств и различных МО.
Из этого определения вытекает след.признаки налога:
1. налог обязателен, эта обязательность проявляется в том, что его уплата строится на публично-правовых началах, в императивном порядке, и действующий закон предполагает что поскольку обязанность по уплате налога уже возникла, она не может быть как правило устранена или избегнута, ни налогоплательщиком, обязательность налога совершенно не означает, что субъект обязаны платить налог в силу самого факта своего существования, обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием юр.фактов.
2. налог индивидуально-безвозмезден, это означает, что уплата суммы налога не предполагает появление у налогоплательщика каких либо встречных прав требования у субъекта которому он заплатил налог.
3. налог взимается в виде платежа, т.е. в денежной форме.
4. налог взимается в форме отчуждения принадлежащего на праве собственности налогоплательщику имущества, обязанность по уплате налога всегда имеет экономическое основание, для того чтоб возникла обязанность уплаты налога, налогоплательщик должен обладать каким либо имуществом. Этот признак налога имеет важные конст.основания, ст.57 и ст.34 и 35. Это общее положение показывает что из числа лиц обязанных платить налоги не исключаются хоз.субъекты основанные на гос. и мун.собственности.
5. налог взимается в целях обеспечения финансовых интересов государства и МО, налог не должен иметь специализированной цели.
Ст.8 НК предусматривает наряду с налогом иной платеж, сбор, как определенную разновидность фискального взимания.
П.2.ст8.НК определяет сбор как обязательный платеж, взимаемый с плательщиков в связи с оказанием ему определенных гос.услуг.
Наиболее типичный пример сбора- гос.пошлина.
Пошлина не имеет точного юр.значения.
Гос.пошлина по признакам явл.сбором.
Т.о. понятие сбора в отличии от налога очень тесно взаимосвязаны с какими то спец.интересами плательщика. Если уплата налога- в безусловном порядке, то для уплаты сбора требуется спец.интерес плательщика. Однако важно понимать что сбор не относится к гр.правовым институтам. Речь идет об обязательном платеже, в нем есть оттенки компенсационности. С юр.точки зрения сбор отличается от налога по характеру фактических обстоятельств, которые порождают обязанность по его уплате. Неуплата сбора влечет не санкции, а исключает совершение значимых действий.
Важный момент заключается в следующем, НК и законодательство претендует на полноту регулирования налоговых отношений, в отличие от этого не претендует на полноту регулирования отношений по взиманию сборов.
Важный момент в том, что конституция не предусматривает существование иных обязательных платежей для обеспечения функционирования государства.
Наряду с налогами и сборами законодатель использует понятие «спец.налогового режима», в силу ст.18 НК, спец.налоговые режимы не являются налогами, это понятие иного порядке, это система правил, которые применяются в отношении определенных субъектов, территорий, вместо обычной системы налогообложения.(упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде ЕНВД, единый налог на с/х производителей, и система налогообложения которая применяется на соглашении при разделе продукции).
Понятие парафискального платеж- это нечто что не совсем поступает в казну, предполагается что создается спец.инситут отделенный от государства, но выполняет значимые функции, и для их исполнения взимаются суммы. Для РФ этот институт актуален в рамках формирования фондов, которое управляет страхованием вкладов населения.
Классификация налогов и сборов, понятие налоговой системы.
В силу ст.12, 13, 14, 15 НК подразделение всех налогов на федеральные, региональные, местные, сборы только федеральные,
К числу фед.налогов: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, гос.пошлина,
К числу региональных налогов: налог на имущество организаций, транспортный, налог на игорный бизнес.
К числу местных налогов: земельный налог и налог на имущество ФЛ.
Ключевой вопрос связан с тем, в какой степени нижестоящие уровни власти вправе участвовать в формировании этих налогов.