Субъекты НП- это индивидуумы и коллективные образования, и выступающие
НК не использует термин субъекты НП, и не решает проблему деления на виды.
НК содержит нормы, имеющие прямое отношение к этой проблеме ст.9- виды возможных участников (налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы)
Субъекты делятся на 3 группы:
1-частные лица
2-гос.органы и органы МС
3-публично правовые образования.
ФЛ и организации
ФЛ- это индивидуальные субъекты прибывающие на территории РФ, и именно граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства ст.11НК.
Законодатель делит ФЛ а 2 категории: резиденты и нерезиденты.
Различные налоговые режимы в отношении резидентов и нерезидентов,(если лицо резидент- то объектом налогообложения будут являться доходы полученные как от источников в РФ так и за ее пределами, и ставка НДФЛ будет 13%, если ФЛ не является налоговым резидентом, то объектом налогообложения будут являться доходы полученные от источников в РФ, и ставка налога будет 30%).
Налогово-правовой статус ФЛ определяется не гражданства, а фактором времени, т.е. зависит от времени пребывания ФЛ на территории РФ. Понятие ФЛ резидента закреплено в ст.207 НК.
Налоговыми резидентами признаются ФЛ, фактически находящиеся на территории РФ, не мене 183 календарных дней, в течении 12 следующих подряд месяцев.
Период нахождения ФЛ в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного(менее 60 месяцев) для лечения или обучения, независимо от времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие и сотрудники ОГВ, которые командированы за пределы РФ.
Возможно что ФЛ и резидент РФ и резидент др.государства.
Налоговая правоспособность ФЛ- с момента рождения.
Дееспособность- с 16 лет.
Ст.51 НК
Ст.30 ГК- ограничение ФЛ в гражданской дееспособности не влияет на его способность участвовать в налоговых правоотношениях.
Особую категорию ФЛ составляют ИП. Ст.11 НК- определение ИП. ИП являются ФЛ, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, а также главы крестьянских, фермерских хозяйств.
ИП вправе применять спец.налоговый режим. Они являются плетельщиками НДС и иных доходов.
Организации- (не только ЮЛ но и иные образовании); РФ ЮЛ, иностранные ЮЛ, компании и корпоративные образования обладающее гр.правоспособность созданные в соотв.с законодательством ин.государств, м/н организации, филиалы и представительства ин.и м/н организаций. Обособленные подразделения рос. ЮЛ, филиалы, не являются организациями для целей налогообложения.
Ст.19 НК обособленные подразделения рос. ЮЛ исполняют обязанность по уплате налогов и сборов, на той территории на которой они созданы. На основании ст.11 НК обособленные подразделения организаций- это территориально от нее обособленное подразделение, с наличием стационарных рабочих мест. Независимо от того отражен ли факт его создания в учредительных документах.
Особую категорию налогоплательщиков организаций составляют крупнейшие налогоплательщики.
Правовой статус бюджетных учреждений: БУ не имеют расчетных счетов, все расчеты осуществляют через лицевые счета, открытые в органах фед. значения.
Ст.45 НК- порядок исполнения обязанности по уплате налога.
С БУ недоимка и штрафные санкции не могут быть взысканы в бесспорном порядке. БК закрепляет особый порядок взыскания задолженности с БУ.
Иностр. организации: налоговый статус их зависит от степени их участия на территории РФ, от того образует ли деятельность ин. организации постоянные представительства на территории РФ, ст.306 НК.
Взаимозависимые лица- в ст.20НК, для целей налогообложения ими признаются ФЛ и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на экономические результаты их деятельности. В п.1ст.20- 3 основания для признания лиц взаимозависимыми:
1. когда одна организация прямо или косвенно участвует в др.организации и доля такого участия составляет более 20%.
2. ФЛ находятся в отношении родства, брачных отношений, в соотв.с семейным законодательством РФ.
3. одно ФЛ подчиняется другому по должностному положению.
Лица м.б. признаны взаимозависимы и по иным основания но только в судебном порядке.
Конст.суд в определении от 4.12.03 года №441-О и № 442-О указывает что лица м.б. признаны взаимозависимым по иным не указанным в п.1.ст20 основаниям при наличии: 1-если основания для признания лиц такими определенны в иных НПА, 2- если отношения м/у этими лицами оказывают влияние на экономический результат их деятельности.
Часто сделки заключаемые м/у взаимозависимыми лицами направлены на уклонение от налогообложения, и здесь встает проблема трансфертного ценообразования.
Цель- перевод налоговой нагрузки на лицо находящиеся в благоприятном налоговом режиме.
Налоговые органы на основании ст.40 осуществляют контроль над ценами в частности по сделкам м/у взаимозависимыми лицами. В случае если цена по сделке отклоняется от рыночной более чем на 20% то налог.органы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога. Ст.40- закрепляет методы определения рыночной цены товара (3 метода).
Налоговые агенты- в ст.24 НК, это ФЛ и организации на которых в соотв. с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию, и перечислению налоговых платежей в бюджетную систему РФ.
В соотв.со ст226 НА по НДФЛ выступают организации и ИП, постоянные представительства ин.организаций, частные нотариусы, адвокаты учредившие кабинеты, в результате отношений с которыми ФЛ получают доход.
Ст.214.1- налоговым агентом в отношении доходов по операциям с ценными бумагами осуществляемым доверительным управляющим, в пользу учредителя доверительного управления, признается доверительный управляющий.
Относительно НДС на ст.161-внимание, НА выступают любые росс.лица имеющие договорные отношения с ин.лицами действующими на территории РФ без постановки на налоговый учет и имеющими объект налогообложения на территории РФ, это арендаторы имущества находящегося в гос.или мун.собственности или покупатели гос/мун имущества и т.д.
Налог на прибыль ст275- НА признается рос.организация.
Ст.310, 286.- НА является организация выплачивающая ин.ЮЛ сумму доходов от источников в РФ.
НА имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности НА:
1. правильно и своевременно исчислять, удерживать налоги с доходов выплачиваемых налогоплательщику, за неисполнение НА м.б. привлечены по ст.123НК.
2. письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог, и о сумме задолженности налогоплательщика, в течение 1 месяца.
3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщиком доходов, и перечисленных налогов.
4. представлять в налоговый орган документы необходимые для осущ.контроля за правильностью исчисления налогов
5. в течение 4 лет осуществлять сохранность документов.
Налоговые органы.
Представляют собой единую систему контроля, за соблюдением законодательства о налогов, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в бюджет систему РФ налоговых платежей.
Единая централизованная система НО представлена федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.
Закон о налоговых органах РФ, постановление правительства от 30.09.04 №506 об утверждении положений об фед.налоговой службе.
Полномочия НО: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательств.