В НП вопросы о принципах имеют существенное значение, определено это тем, что хоз.деятельность плательщиков многообразна, различна, что приводит к том, что в налоговых актах приходится устанавливать множество норм, учитывающих специфику той/иной деятельности, в этих условиях принципы- цементирующая роль, что позволяет найти логику.
Принцип регулирования налоговых отношений законом, он же- установление налогов и сборов законами
Конст.основания- в ст.57 КРФ, о законно установленных налогах и сборах.
Доктрина, согласно которой налогообложение может считаться легитимным, если на уровне законодательного акта, с четкостью и однозначностью регламентированы все существенные элементы налогообложения. Причем правовые позиции КС и ст.1,4,6 НК исключают возможности налогового делегирования в пользу исполнительных органов власти. Есть исключения: 1)считается допустимым, чтобы регламентация элементов обложения по сборам частично осуществлялась органами ИВ, если эти сборы не включены в правовой режим установленный НК(Постановление КС о оценке закона о связи 02.06);
Принцип равенства и всеобщности налогообложения.
Ст.3 НК.
Равенство в НП понимается как равноправие налогоплательщиков и как правило, согласно которому должна действовать установка: налогоплательщики находящиеся в сопоставимых эк.условиях и имеющие аналогичные эк.потенциалы должны облагаться одинаково, находящиеся же в различных эк.условиях должны налогооблагаться различным образом, сообразно имеющимся различиям в их эк.положении.
Постановление КС июнь 2003 о упрощенной системе налогообложения.
Принцип всеобщности дополняет принцип равенства, суть его в том, что никакое лицо, обладающее признаками налогоплательщика и способное обладать объектами налогообложения, не должно освобождаться от уплаты общеустановленных налогов.
Принцип соразмерности налогообложения и недопустимости введения налогов и сборов ограничивающих фундаментальные конст.права и свободы.
Решение КС с признание не соотв.КРФ, НПА предусматривающих установление налогов и сборов при регистрации по месту жительства.
19.02.10
Принцип недопустимости злоупотребления права в налоговых правоотношениях и защиты добросовестного участника в налоговых правоотношениях.Носит межотраслевое значение. В тексте НК положения о недопустимости злоупотребления правом не закреплены, принцип сформировался в рамках суд.практики. он включает в себя несколько аспектов:1. признается недопустимым использование гр.конструкций, таким образом, чтобы создавать эк.и юр.предпосылки которые будут направлены не на возникновение реальных гр.последствий, а на получение преимуществ и выгод в области налогообложения.
В рос.суд.практике проблема злоупотребления правом с достаточной четкостью проявилась в 98 г при рассмотрении КС конституционности налогово- правовых правил о моменте исполнения налоговой обязанности. 1)Момент когда налогоплательщик дает поручение банку перечислить деньги в бюджет,2) когда банк исполняет это, 3)когда средства налогоплательщика поступают в бюджет. КС обосновал конституционность 1 подхода. Эта правовая позиция нашла отражение в ст.45 НК. итог: постановление ВАС от 12.10.06 №53 об оценки судами обоснованности налоговой выгоды получаемой налогоплательщиками. ВАС в постановлении отошел от этого неопределенного понятие недобросовестного плательщика, и ввел термин об обоснованности или необоснованности получаемой налоговой выгоды, налоговая выгода может судом быть сочтена как необоснованной если будет доказано что хоз.операции и иные сделки налогоплательщика имели своей целью получение налоговых выгод, и данный налогоплательщик не вправе претендовать на эти налоговые выгоды в том случае, если бы он юр.оформлял свои договорные отношения в соответствии с их реальным эк.содержанием, и их реальной эк.целью.
Этот принцип оказывает существенное влияние на разрешение судами налоговых споров.
Принцип федерализма.
Имеет конст.основания и оказывает влияние на формирующуюся суд.практику.
Понятие этого принципа менялось с течении времени. С 97 РФ проводит политику на централизацию налоговой системы, отправной точкой- постановление КС, предусматривающее закрытый перечень взимаемых налогов в РФ. Правовая основа- ст.72, КС отметил что среди общих принципов налогообложения значительная часть связана с реализацией фундаментальных прав граждан, в этой части налогообложение- в совместном ведении РФ и субъектов.
Сейчас ст.12- 15 закрытый перечень налогов в РФ.
Решение КС, положено в основу кодификации налогового законодательства, сейчас все налоги регулируются на основе НК, полномочия субъектов и МО, должны осуществляться на основании НК.
Остался ряд проблем, которые касаются разграничения властных полномочий публично территориальных образований по горизонтали(свердловская и челябинская область например).