Основные вопросы связанные с регламентацией региональных и местных налогов решаются на фед.уровне.
Подразделение на прямые и косвенные:
В зависимости от того как соотносится с ценой (косвенные включаются в цену товара) переложение нагрузки на потребителя.
К косвенным налогам относятся НДС и акцизы, остальные- как прямые.
НДС- презумпция облагаемости
Прямые подразделяются на личный и реальный:
Личные- направлены на само лицо, на оценку его деятельности.
Реальные- поимущественные.
Значимость- в особенности взимания.
Предусматривается классификация в зависимости от порядка определения сумма налога, его исчисления, и налоговой базы:
Налоги взимаемые в твердой сумме, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.
Твердые- в зависимости от юр.критериев.
Пропорциональные- сумма взимания которых возрастает при увеличении налоговой базы(10 т.р. –налог 1300, ).
Прогрессивные- особые пропорциональные, при нем при увеличении налоговой базы возрастает не только сумма налогового обременения но и налоговая ставка.(транспортный)
Регрессивный- ставка уменьшается при возрастании налоговой базы. (единый соц.налог).
Важно учитывать что налоги по порядку исчисления могут делиться на аналитические(отдельно по каждому объекту налогообложения Пример: гос.пошлина ) и синтетические(итоговый результат хоз.деятельности облагается налогом.).
Деление на целевые и абстрактные: основная масса- абстрактная, целевые- по политическим соображениям.
Деление на обычные и рентные(в связи с наличием особых обстоятельств).
Рентные- водный налог, на добычу полезных ископаемых.
12.02.10
Формирование НП как самостоятельной отрасли связано с трансформацией налога в начале 20 в.
НП имеет автономный предмет регулирования, отношения которые составляют предмет закреплены в ст.2 НК, 4 гр.отношений составляющий предмет НП:
1гр.: отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов,
2гр.
3гр: отношения в процессе привлечения лица к налоговой ответственности,
4гр.: отношения в процессе обжалования актов налоговых органов.
НП имеет свою собственную систему источников, ст.4, 5, 6, 7 НК,
НП имеет свои принципы, принципы закреплены в ст.3 НК(законности, определенности, не дискриминации).
НП имеет свои термины, категории.
Ст.11- термины НП.
НП имеет свой собственный механизм привлечения к ответственности гл.15 НК.
НП имеет свою систему актов реализации налогово-правовых норм.(заявления, решения органов, декларации).
Принципы-САМИ.
Источники НП.
Из теории источник- форма выражения норм.
В структурном отношении- система источников НП делится на 2 категории:
2. внутригосударственные акты: основные источники (КРФ- основные принципы регулирования ст.57, ст.8, 19, закрепляет предметы ведения РФ и ее субъектов, и компетенцию органов; законодательные акты- ФЗ, законы субъектов и решения представительных органов МО(ст.12 НК законодатель делегирует право вводить в действие местные налоги), которые входят в состав законодательства о налогах и сборах; ст. 1 НК, закон о налоговых органах, ст.12 НК: делегируется субъектам РФ нормотворческие полномочия в области сборов налогов и сборов, иные законодательные акты ст.11 НК, ст.29 НК, ст.374, закон о несостоятельности и банкротстве, таможенный кодекс, бюджетный кодекс РФ, подзаконные нормативные правовые акты- ст.4 НК( органы ИВ которые праве принимать НПА в сфере налогов- правительство РФ, Минфин, федеральная таможенная служба, ОИВ субъектов, местные администрации, указанные ОИВ вправе принимать акты в сфере налогообложения и сборов в пределах своих полномочиях и в случаях установленных НК. ст.83 НК, п2ст4 НК- налоговые органы не в праве принимать акты регулирующие отношения в сфере налогообложения и сборов,). вспомогательные- акты конст.суда РФ( толкование, особая форма нормотворчества- выработанная правовые позиции имеют общеобязательный характер), акты ВС и ВАС(пленум об оценки обоснованности налоговой выгоды ВАС №53), разъяснение финансовых органов(письма Минфина)
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Ст.5 НК: особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах- это доп.гарантия прав плательщиков.
П.1ст5- 2 условия в силу: акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечению 1 месяца с момента их оф.опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соотв.налогу.
Акты законодательства о налогах которыми вводятся новее налоги и сборы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом принятия и не ранее месяца с момента оф.опубликования. в ряде случаев акты могут вступать в силу с момента их оф.опубликования при наличии след.условий: 1) если этими актами улучшается положение налогоплательщиков, 2) если они прямо предусматривают это.
Обратная сила налоговых законов: ухудшающие законы обратной силы не имеют.
2 режима обратной силы налогового закона: 1) акты законодательства о налогах которыми отменяется, смягчается ответственность, которыми устанавливаются доп.гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу; 2) акты законодательства о налогах и сборах которыми улучшается положение налогоплательщиков имеют обратную силу, если прямо это предусматривают.