Целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении
Философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась в основном на основе пантеизма и гилозоизма
Николай Коперник (1473—1543) Бернардино Телезио( 1508-1588) Джордано Бруно (1548-1600) Леонардо да Винчи (1452-1519) Галилео Галилей (1564—1642)
ПАНТЕИЗМ
натуралистический
религиозный
Дж. Бруно
Н. Кузанский
АРИСТОТЕЛИЗМ
НЕОПЛАТОНИЗМ
1. История истолкования, распространения переводов и влияния сочинений Аристотеля
2. Усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях
Систематизация элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV в.
Его центром была Италия.
Представители: Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберты,
Л. Балла
Наиболее известные философы-гуманисты
Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру»
Лоренцо Балла (1407-1457) - автор трактата
«О наслаждении как об истинном благе»
▫ Программа и метод «философствования» Ф. Петрарки: «Истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным».
▫ Смысл жизни открывается тому, кто овладел искусством быть свободным. Человеческая личность должна быть свободной, а поэтому человеку должны быть свойственны свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.
▫ Диалектика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования, посредством которого человек может добиться духовной свободы и счастья, опираясь только на себя и свои силы.
▫ Человек должен жить не для Бога, а для самого себя, поскольку человеческая жизнь дается один раз и по сути своей уникальна.
▫ Основные рассуждения Л. Балла следующие: все, что создала природа «не может быть не свято и не достойно похвалы», и наслаждение также свято и похвально.
▫ Чувственное наслаждение самое низкое. Потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры и выше всего — христианская любовь к Богу, но «не как конечная цель, а как действующая причина...»
▫ Высшее благо - наслаждение (удовлетворение материальных и духовных запросов человека).
▫ В центр мироздания Л. Балла ставил человека; верил в его способности и разум; призывал к активной социальной позиции, борьбе, смелости в изменении мира.
▫ Ниспровергал церковные авторитеты и критиковал схоластику за косные традиции.
Неоплатонизм
НЕОПЛАТОНИЗМ — идеалистическое направление, которое ставило своей целью систематизацию учения Платона и его дальнейшее развитие. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, Пико дета Мирандола, Ф. Патрици и др.
Общая характеристика философии Н. Кузанского (1401—1464)
▫ Философские воззрения Н. Кузанского — церковного деятеля, кардинала, теолога, мистика и неоплатоника — складывались под влиянием неоплатоновской мистики, античного атомизма, оккамовского номинализма и каббалы. Основные сочинения: «Обученом незнании», «Простец», «О достижении мудрости» и др.
▫ Философия Н. Кузанского — прикрытая и не вполне последовательная форма пантеизма (отожествление Бога и мира): «Бог во всех вещах, как все они в нем». Вселенная есть чувственно изменчивый Бог. То, что в природе относительно и не развернуто, то в Боге абсолютно и завершено.
▫ Познание Вселенной — Бога проходит четыре ступени:
- чувственное восприятие;
- рассудок, разделяющий противоположности;
- разум, их сопоставляющий;
- интуиция, непосредственно созерцающая совпадение противоположностей в бесконечном единстве «максимума».
▫ Был сформулирован закон совпадения противоположностей: так как противоположности совпадают, то совпадают форма и материя. Отсюда сущность и существование неразрывны и бытие едино. В учении о «совпадении противоположностей» ясно проступают элементы диалектики.
▫ Исходя из того, что интуитивное «незнание» выше рационального знания, Н. Кузанский в то же время уделяет большое внимание чувственному опыту. Будучи номиналистом, он отрицает существование универсалий вне вещей и утверждает действительное бытие единичного и индивидуального.
▫ Утверждается невозможность достижения абсолютного знания, так как увеличение знаний приводит только к учености, но не к истинному знанию.
▫ Большое внимание уделяется вопросам математики и географии, проблемам естествознания и космологии. Согласно космологическому учению, Земля вращается вокруг своей оси, делая полный оборот в течение суток. Вселенная бесконечна.
▫ Учение Н. Кузанского подготовило почву для натурфилософских учений (Дж. Бруно, Б. Телезио и др.) и нового естествознания (Л. да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей и др.).
Натурфилософия
НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Получило широкое распространение в эпоху Возрождения.
Представители: Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацелъс, Ф. Патрици
Основные черты натурфилософии в эпоху Возрождения:
▫ целостное рассмотрение природы
▫ использование принципа тождества микро- и макрокосмоса
▫ развитие самой себя на основе пантеизма и гилозоизма
Бернардино Телезио (1508-1588)
Джордано Бруно (1548-1600)
▫ Объективно существует вечная, неизменная, несотворимая и неуничтожимая материя, однородная и бескачественная
▫ Материя пассивна. Она — «поле битвы» двух активных противоположных начал - тепла (Солнца) и холода (Земли)
▫ Из материи и двух начал (сил) конструируется вся Природа
▫ «Принципом» человека является дух как разновидность материи
▫ Существует бессмертная душа, которая, как и Бог, является объектом веры, но не знания
▫ Природа едина, она - одновременно абсолютная возможность и действительность, материя и форма, начало и конец, причина и следствие
▫ Материя активна и неразрывна с формой
▫ Вселенная и Бог - одно целое (пантеизм)
▫ Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи (гилозоизм)
▫ Вселенная не имеет центра, границ, и число миров в ней бесконечно
▫ Солнце - центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной
▫ Познание проходит четыре ступени: ощущение (sensus), рассудок (ratio), разум (intellectus) и animus (дух). Объект познания - природа
Новое естествознание
Новое естествознание получило широкое распространение в период Позднего Возрождения (XVI—XVII вв.) в Европе, особенно в Италии. Представители: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей
Основные черты нового естествознания
▫ Обоснование материалистического взгляда на мир и формирование научного мировоззрения, свободного от теологии.
▫ Формирование новой картины мироздания, в которой Земля не является центром Вселенной, а Бог, природа и Космос едины.
▫ Зарождение нового этапа развития философской мысли в Европе — механистического и метафизического материализма XVII—XVIII вв. (Г. Галилей).
Николай Коперник(1473—1543)
Галилео Галилей(1564—1642)
▫ Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной (отвергался геоцентризм)
▫ Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной (геоцентризм заменяется гелиоцентризмом)
▫ Все космические тела движутся по собственной траектории
▫ Космос бесконечен, и процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла
▫ Материя - реальная субстанция, имеющая корпускулярную структуру
▫ В природе ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается (метафизический взгляд)
▫ Бог создал мир, но природе присущи свои закономерности (деистический взгляд на природу)
▫ Метод исследования природы — экспериментально-математический
▫ Миропонимание основывается на принципах механистического мировоззрения (материализма)