Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика философии эпохи Возрождения



Философия Возрождения (XV-XVII вв.)
ГУМАНИЗМ   НАТУРФИЛОСОФИЯ
Целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении   Философия природы, умозритель­ное толкование природы, рассмат­риваемой в ее целостности. Натур­философия эпохи Возрождения развивалась в основном на основе пантеизма и гилозоизма
Франческо Петрарка (1304—1374) Коллючо Салютами (род,. 1331) Леонардо Брут (1370-1444) Поджо Браччолини (1370-1459) Леон Баттиста Альберты (1404—1472) Лоренцо Балла (1407-1457)   Николай Коперник (1473—1543) Бернардино Телезио( 1508-1588) Джордано Бруно (1548-1600) Леонардо да Винчи (1452-1519) Галилео Галилей (1564—1642)
 
ПАНТЕИЗМ
натуралистический религиозный
  Дж. Бруно   Н. Кузанский
     
АРИСТОТЕЛИЗМ   НЕОПЛАТОНИЗМ
1. История истолкования, распростране­ния переводов и влияния сочинений Ари­стотеля 2. Усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях   Систематизация элементов филосо­фии Платона с добавлением учений Аристотеля
Пьетро Помпонацци (1462-1525) Симоне Порцио (1496-1554)   Николай Кузанский (1401—1464) Марсилио Фичино (1433—1499) Пико делла Мирандола (1463—1494) Франческо Патрици (1529-1597)
 
СКЕПТИЦИМ   РЕЛИГИЯ   ПОЛИТИКА     УТОПИЗМ
Мишель Монтень (1533-1592) Джанфранческо Пико ( 1469-1533) Генрих Корнелиус (1486-1535)     Эразм Роттердам­ский (1466-1536) Мартин Лютер (1483-1546) Ульрих Цвингли (1484-1531) Жан Кальвин (1509-1564) Никколо Макиавелли (1469-1527) Гуго Гроций (1583-1645) Жан Боден (1530-1596)   Томас Мюнцер (1490-1525) Томас Мор (1478-1535) Томмазо Кампанелла (1568-1639)  

 

Основные направления философии эпохи Возрождения

 

Основные направления философии Возрождения

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ     ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА     ГНОСЕОЛОГИЯ  
   
Проблема материи   Проблема движения   Диалектические тенденции (XV-XVI вв.)   Познаваемость окружающего мира
             
  Две концепции     Движущая сила — разумное начало, неотде­лимое от мате­рии (пантеизм)   Метафизические тенденции (XVI в.)     Признание воздей­ствия внешнего ми­ра как источника познания на органы чувств  
         
Атомисти­ческая концепция     Пантеистическая концепция     Механистический материализм (XVII в.)     Отрицание врожденных идей  
   
  Утверждение разума и логики
         
ПОЛИТИКА   УТОПИЗМ
     
Два направления   Обоснование социального идеала — панте­истическое, т. е. на основе божественно-при­родного закона (Т. Мюнцер, Т. Кампанелла)
         
Монархомахическое (тираноборческое, республиканское)   Монархическое (абсолютизм)   Отрицание частной собственности
Общественный труд
Равное распределение материальных благ
                 

Гуманизм

  Гуманизм как философское направление получил распространение в Ев­ропе в XIV - середине XV в. Его центром была Италия. Представители: Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберты, Л. Балла  
  Наиболее известные философы-гуманисты
Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» Лоренцо Балла (1407-1457) - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»
▫ Программа и метод «философствования» Ф. Петрарки: «Истинная муд­рость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным». ▫ Смысл жизни открывается тому, кто овладел искусством быть свобод­ным. Человеческая личность должна быть свободной, а поэтому человеку должны быть свойственны свобода выбора и право выражать себя в соот­ветствии с этим. ▫ Диалектика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духов­ного образования, посредством которого человек может добиться духов­ной свободы и счастья, опираясь только на себя и свои силы. ▫ Человек должен жить не для Бога, а для самого себя, поскольку человеческая жизнь дается один раз и по сути своей уникальна. ▫ Основные рассуждения Л. Балла следующие: все, что создала природа «не может быть не свято и не достойно похвалы», и наслаждение также свято и похвально. ▫ Чувственное наслаждение самое низкое. Потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры и выше всего — христианская любовь к Богу, но «не как конечная цель, а как действующая причина...» ▫ Высшее благо - наслаждение (удовлетворение материальных и духов­ных запросов человека). ▫ В центр мироздания Л. Балла ставил человека; верил в его способности и разум; призывал к активной социальной позиции, борьбе, смелости в изменении мира. ▫ Ниспровергал церковные авторитеты и критиковал схоластику за кос­ные традиции.

 

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ — идеалистическое направление, которое ставило своей целью систематизацию учения Платона и его дальнейшее развитие. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, Пико дета Мирандола, Ф. Патрици и др.
Общая характеристика философии Н. Кузанского (1401—1464)
▫ Философские воззрения Н. Кузанского — церковного деятеля, кардинала, теолога, мистика и неоплатоника — складывались под влиянием неоплатоновс­кой мистики, античного атомизма, оккамовского номинализма и каббалы. Основные сочинения: «Обученом незнании», «Простец», «О достижении мудро­сти» и др. ▫ Философия Н. Кузанского — прикрытая и не вполне последовательная форма пантеизма (отожествление Бога и мира): «Бог во всех вещах, как все они в нем». Вселенная есть чувственно изменчивый Бог. То, что в природе относи­тельно и не развернуто, то в Боге абсолютно и завершено. ▫ Познание Вселенной — Бога проходит четыре ступени: - чувственное восприятие; - рассудок, разделяющий противоположности; - разум, их сопоставляющий; - интуиция, непосредственно созерцающая совпадение противоположнос­тей в бесконечном единстве «максимума». ▫ Был сформулирован закон совпадения противоположностей: так как противо­положности совпадают, то совпадают форма и материя. Отсюда сущность и существование неразрывны и бытие едино. В учении о «совпадении противопо­ложностей» ясно проступают элементы диалектики. ▫ Исходя из того, что интуитивное «незнание» выше рационального знания, Н. Кузанский в то же время уделяет большое внимание чувственному опыту. Будучи номиналистом, он отрицает существование универсалий вне вещей и утверждает действительное бытие единичного и индивидуального. ▫ Утверждается невозможность достижения абсолютного знания, так как уве­личение знаний приводит только к учености, но не к истинному знанию. ▫ Большое внимание уделяется вопросам математики и географии, проблемам естествознания и космологии. Согласно космологическому учению, Земля вра­щается вокруг своей оси, делая полный оборот в течение суток. Вселенная бесконечна. ▫ Учение Н. Кузанского подготовило почву для натурфилософских учений (Дж. Бруно, Б. Телезио и др.) и нового естествознания (Л. да Винчи, Н. Копер­ник, Г. Галилей и др.).

 

 

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, умозрительное истолко­вание природы, рассматриваемой в ее целостности. Получило широкое распространение в эпоху Возрождения. Представители: Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацелъс, Ф. Патрици
Основные черты натурфилософии в эпоху Возрождения: ▫ целостное рассмотрение природы ▫ использование принципа тождества микро- и макрокосмоса ▫ развитие самой себя на основе пантеизма и гилозоизма
Бернардино Телезио (1508-1588) Джордано Бруно (1548-1600)
▫ Объективно существует вечная, неизменная, несотворимая и не­уничтожимая материя, однородная и бескачественная ▫ Материя пассивна. Она — «поле битвы» двух активных противопо­ложных начал - тепла (Солнца) и холода (Земли) ▫ Из материи и двух начал (сил) конструируется вся Природа ▫ «Принципом» человека являет­ся дух как разновидность материи ▫ Существует бессмертная душа, которая, как и Бог, является объек­том веры, но не знания ▫ Природа едина, она - одновремен­но абсолютная возможность и дей­ствительность, материя и форма, на­чало и конец, причина и следствие ▫ Материя активна и неразрывна с формой ▫ Вселенная и Бог - одно целое (пан­теизм) ▫ Мировая душа наполняет всю Все­ленную, все вещи (гилозоизм) ▫ Вселенная не имеет центра, границ, и число миров в ней бесконечно ▫ Солнце - центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной ▫ Познание проходит четыре ступе­ни: ощущение (sensus), рассудок (ratio), разум (intellectus) и animus (дух). Объект познания - природа

 

Новое естествознание

Новое естествознание получило широкое распространение в период Позднего Возрождения (XVI—XVII вв.) в Европе, особенно в Италии. Представители: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей
Основные черты нового естествознания
▫ Обоснование материалистического взгляда на мир и формирование науч­ного мировоззрения, свободного от теологии. ▫ Формирование новой картины мироздания, в которой Земля не является центром Вселенной, а Бог, природа и Космос едины. ▫ Зарождение нового этапа развития философской мысли в Европе — меха­нистического и метафизического материализма XVII—XVIII вв. (Г. Галилей).
Николай Коперник(1473—1543) Галилео Галилей(1564—1642)
▫ Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной (отвергался гео­центризм) ▫ Земля обращается вокруг Солн­ца, занимающего центр Вселенной (геоцентризм заменяется гелиоцен­тризмом) ▫ Все космические тела движутся по собственной траектории ▫ Космос бесконечен, и процес­сы, происходящие в нем, объяс­нимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла ▫ Материя - реальная субстанция, имеющая корпускулярную струк­туру ▫ В природе ничто не уничтожает­ся и ничего нового не нарождает­ся (метафизический взгляд) ▫ Бог создал мир, но природе присущи свои закономерности (де­истический взгляд на природу) ▫ Метод исследования природы — экспериментально-математический ▫ Миропонимание основывается на принципах механистического мировоззрения (материализма)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.